Формирование речевой деятельности младших школьников


Формирование речевой деятельности младших школьников.
Цель:
Повышение качества работы по развитию речи учащихся начальных классов, приданию ей систематичности, последовательности и большей результативности.
Задачи:
Формировать определенные речевые умения: ориентироваться в ситуации общения;
Планировать высказывания;
Реализовывать свой замысел (говорить или писать строго на тему, обеспечивая развитие мысли, используя различные средства выразительности)
« …открыть уста детей»
Ребёнок появился на свет. Каким он вырастет? Кем он станет? Какой выбор сделает, живя в мире, полном серьезных проблем, мире массовой компьютеризации?
Родители пытаются разрешить сложные жизненные ситуации, они с головой уходят в работу. А ребёнок?
Он, окруженный огромным потоком информации, техникой, погружается в созданный им мир, где общение, чтение заменяют компьютерные игры, телевизор, сотовые телефоны. В результате – проблема.
Придя в школу, ребенок не может выразить свои мысли устно и письменно, поэтому педагоги начальных классов на уроках учат детей грамотно, красиво говорить и писать. И от того, как успешно ребёнок будет усваивать материал, во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.
Значит, развитие речи учащихся – одно из главных направлений в работе педагогов начальных классов. Основная задача учителя – «…открыть уста детей». Ведь «Родной язык – это не нарочно подобранные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа..» Исходя из этого, можно выстроить логический ряд: каким будет язык, такой будет душа, какой будет душа такой станет личность выпускника школы, от которого зависит будущее нашего общества, нашей страны.
Что же нужно сделать, чтобы сохранить, а главное развить в детях дар слова?
Конечно, многое. Очень многое. Ведь развитие речи ребенка не стихийный процесс, а работа, требующая постоянного педагогического руководства. Следовательно, на своих уроках в методике развития речи предусматриваю такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, предоставляю школьникам возможность свободно говорить и писать на различные темы, а именно: о чём бы им хотелось, что их волнует, интересует и в то же время, говорить и писать искренно, с уверенностью, что их поймут.
1. Я. Корчак
А для этого нужно, чтобы класс жил в атмосфере взаимного общего интереса друг к другу, в атмосфере доверия. И её должна создать своим поведением я, учитель, как один из участников общения, обдумывая каждый вопрос для обсуждения, внимательно выслушивая разные мнения учащихся, деликатно выражая свою точку зрения, оценивая высказывания других.
Из этого следуют многие методические выводы о выборе темы для обмена впечатлений, о способах её преподнесения, о том, чтобы каждый ученик, осознавая, чувствовал своё продвижение в овладении речью.
И в этой большой работе должна быть целенаправленность, четкость осознания, чего же конкретно я хочу добиться, к чему следует стремиться мне как учителю и какие требования должна предъявлять к моим ученикам.
1 требование : содержательность.
Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому ,и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.
Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражают чувства и намерения. Богатство словарного запаса людей - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем я придаю очень большое значение. Подсчитано, что более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка, чтения и грамматики. Следовательно, для постепенного расширения словарного запаса учеников на каждый урок я планирую работу над 3-4 новыми словами и значениями, а также работу над многозначностью, над оттенками значения, эмоциональной окраской, сочетаемостью и особенностями употребления - 5-6 слов.
При выборе слов имею в виду, что
*слово должно точно выражать определенное значение, правильно сочетаться с другими словами, соответствовать теме и основной мысли высказывания, учитывать задачу речи
*оно не должно разрушать связи между предложениями в тесте, вести к неоправданным повторам.
Источниками количественного и качественного роста лексикона детей являются и упражнения из учебников русского языка, и произведения, включенные в книги для чтения, и, наконец, богатая и выразительная речь самого учителя.
На мой взгляд, одним из наиболее действенных источников обогащения речи современного ребенка являются словари русского языка.
Использование на уроках словарей и справочников даёт учащимся возможность для самостоятельного поиска знаний, а значит, для становления самостоятельной личности.
2 требование : логичность
Соблюдать последовательность, четкость построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но закончить, завершить высказывания.
Содержательность и логичность касаются структуры речи. Следующие требования, которые предъявляю и к себе, и к обучающимся относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.
3 требование : точность
Под точностью речи понимают умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умение выбрать в разных случаях слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы и.т.д., наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.
4 требование : выразительность.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна.
Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонацией, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы ( логико- грамматические, психологические и ритмические - при чтении стихотворения), делать логическое ударение, читать достаточно громко и внятно.
Выразительное чтение- это процесс поиска верной интонации чтения (выбор нужного темпа, силы и мелодики речи), а также не языковых средств ( жестов и мимики).
Чтобы передать интонационную выразительность речи, практикую следующую систему задач.
Задача 1.
Прочитав рассказ, предлагаю детям передать тон таким образом, чтобы он был связан с содержанием высказывания, чувствами и настроением говорящего, то есть речь может быть произнесена и строго, и с досадой, и весело, и с юмором и.т.д.
Задача 2.
Пересказать этот же текст от имени одного из героев, выбрав нужный тон, который характеризовал бы этот персонаж, а также можно попробовать поставить сценку по содержанию этого рассказа.
Задача 3.
Не менее важным средством выразительности речи является громкость, изменения которой связаны со смыслом и значением речевого произведения и помогают говорящему в раскрытии основной мысли высказывания. Тихий голос свидетельствует о робости, мягкости, а также может передавать угрозу, предупреждение. Громкий голос отражает настойчивость, гнев, волнение и многое другое. Целесообразно расширять знания детей об уместности или неуместности громкой ( тихой) речи в определенных ситуациях, формировать умение школьников использовать силу голоса.
В ходе работы над этим средством выразительности дети отвечают на вопросы:
1. Где и когда можно говорить громче обычного, а когда следует произносить фразу тише?
2. Как надо общаться в кино, в театре? А на улице во время игры?
3. Громко или тихо надо петь колыбельные песни? Почему?
Задача 4.
Работа над выбором темпа чтения – это формирование умения слышать изменения в высказываниях, аргументированно объяснять их.
Показать учащимся роль темпа помогает традиционный прием – сопоставительный интонационно- смысловой анализ звучащих образцов.
Это работа над скороговорками ( выработка отчетливой ,разборчивой, внятной устной речи),выбор специально подобранной пословицы (объяснение их смысла и выделение недостатков русской речи)
5 требование: ясность
Ясность речи – это ее доступность людям, к которым она обращена. Речь всегда имеет адресата. Вовлечение учащихся в активный творческий поиск, создание такой атмосферы в классе, когда можно попробовать прочитать по – своему, когда самое большое желание – прочитать лучше, ярче, выразительнее, – все это способствует преодолению скуки, инертности, пассивности детей, возбуждает интерес и желание поделиться чем-то и ясно рассказать о чем-то.
Все эти требования применимы к речи младших школьников.
Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Они существенно активизируют работу, воспитывают языковую инициативу школьников и формируют речевую деятельность детей.
В эпоху массового внедрения информационных технологий перед собой ставлю шестое требование.
6 требование: информационные технологии.
ИКТ помогают сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, воспитывают инициативу к развитию языка. Технические достижения должны служить во благо ребёнку, а не растить маленького монстра, подобного героям компьютерных игр.
Развивая ученика начальной школы как языковую личность, мы формируем коммуникативную компетентность младшего школьника.
Наиболее ярко отражают мою систему работы слова А.. П. Чехова :.
«Чем выше культура, тем богаче язык. Количество слов и их сочетаний находятся в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений; без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».