Предлог как часть речи Урок русской речи в 8 классе


Предлог как часть речи
Урок русской речи в 8 классе
Толеуханова Н.Б Средняя школа «Окпеты» Тарбагатайского района
Восточно-Казахстанской области
Цель урока:
-показать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок;
-роль предлога в словосочетании и в предложении;
-формирование умения различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в словосочетании и предложении.
Работа по развитию речи: роль предлогов в выражении различных смысловых отношений.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, тетради, интерактивная доска
Ход урока:
І.Организация учебного процесса
Постановка цели и задачи урока
1. Ознакомление со словами Л.Н. Толстого: « Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (слайд1).
2. Упражнение на отработку норм произношения. (Работа с учебником,стр.219).
В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу; к своему селу или городу. Еще важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. (Д.С. Лихачев)
Синтаксический разбор последнего предложения.
ІІ. Объяснение нового материала(слайд2).
С помощью каких слов могут присоединяться однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного? (С помощью союзов.)
С помощью каких слов могут объединяться в словосочетании? ( С помощью предлогов.)
Обозначают ли союзы и предлоги предметы, признаки, действия? (Нет.)
Можно ли к ним поставить вопросов члены предложения? (Нет.)
Изменяются ли они? (Нет.)
Делается вывод о самостоятельных и служебных частях речи(слайд2).
Называются части речи в разобранном предложении. (любовь к народу, своей стране)
К чему относится предлог? Может ли он относиться к прилагательному? (Нет.)
Делается вывод: в словосочетании «сущ.+сущ. с предл.» сущ. управляет существительным при помощи предлога и окончания зависимого слова, в словсочетании «прил. + сущ.» зависимое прилагательное согласуется с существительным и связано с ним только при помощи окончания.Предлоги в связи согласования не участвуют.
Чтение текста (стр. 219). Запись предложений: Одной капли чернил достаточно, чтобы возбудить мысль у тысяч,даже у миллионов людей. (Байрон) Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне... (Из письма М. Горького к сыну)
-К чему относятся предлоги в данном предложений? Для чего они служат? Что они выражают?
Делается вывод о том, что предлог выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.
Упражнение на отработку норм произношения(стр.221).
З С Ф В
с другом с товарищем в школу в магазин
с братом с отцом в театр в аптеку
с детства с ними в кабинет в зоопарк
Делается вывод: предлоги обычно произносятся (читаются) слитно с теми словами, к которым они относятся, а пишутся раздельно.
Запись словосочетаний (слайд3). Сгруппируйте словосочетания так: а) с временным значением; б) с пространственным значением; в) с причинным значением. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому, предлог заключите в квадрат. Выйти из дома, закончить к весне, опоздал из-за дождя, награжден за заслуги, звуки из зала, петь по вечерам, улыбался от удовольствия, находиться в лесу.
Делается вывод: предлоги выражают различные отношения. Главнейшие из отношений, выражаемых предлогами, следующие: пространственные, временные, причинные, целевые, сравнительные и образа действия. Выражая пространственные отношения, предлоги могут обозначать: направление внутрь или изнутри чего-нибудь; на поверхность или с поверхности чего-нибудь; место действия или место нахождения. Выражая временные отношения, предлоги обозначают : предел действия с начала или до конца; предельный срок действия; продолжительность действия и т.д.
ІІІ. Упражнения на закрепления материала : упр.8,11 (устно).
Домашнее задание : выписать в словарик новые слова(стр.225), упр.10.