Конспект по русскому языку для 7 класса «Урок — предлог»


Конспект открытого урока русского языка Кунусовой Людмилы Валитовны по теме « Повторение предлогов»
Место работы: «МБОУ Наримановского района СОШ №9» село Николаевка Астраханской области
Должность: учитель русского языка и литературы, МХК.
Предмет: русский язык
Базовый учебник : М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.- М.: Просвещение, 2012.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска и мел, Интернет ресурсы

Тип урока: Повторение и обобщение знаний

Программа «Русский язык: 7 класс для общеобразовательных учреждений» под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, 2006.
Технологическая карта изучения темы
Тема Повторение предлогов
Цели
Образовательные:
-систематизация и закрепление знаний о предлоге;
-совершенствование практических умений и навыков по данной теме;
-формирование умения верно определять омонимичные части ( производные предлоги, имя существительное с предлогом, наречие, деепричастие);
-формирование умения правильно употреблять предлоги;
-умение составлять предложения с предлогами;
-умение отличать предлоги друг от друга по значению;
-развитие творческого мышления, памяти;
-формирование умения составлять рассказ по опорным словам.
Воспитательные:
-воспитание любви к родному языку;
-чувство сотрудничества, коммуникативности.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: осознание грамотности как показателя общей культуры человека, стремление к грамотной речи; осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Повторение предлогов»
- Регулятивные УУД: умение ставить цель и дать её словесную характеристику, умение оценить результат своей учебной деятельности, умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы
- Коммуникативные УУД: умение формировать суждения в рамках учебного курса, строить учебную коммуникацию в парах, группах.
- Познавательные УУД: овладение приёмами отбора и дифференциации языкового материала, извлечение информации из различных источников.
Планируемый результат Предметные: сформировать у учащихся понятие о предлоге; содействовать формированию выбора значения предлога, соответствующего речевой ситуации; опираться на представление о роли языка в жизни человека, истории народа.
Знать

Уметь
Личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения языка, повышения качества грамотного письма.

Метапредметные: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
Основные понятия Предлог как служебная часть речи, разряды предлогов, значение,
Межпредметные связи Русский язык, физкультура
Оборудование:
- основные
- дополнительные Компьютер. Проектор, экран, доска и мел, жетоны-мишени.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Организация и мотивация учебной деятельности( 1 мин.)

Включаются в учебную деятельность. Приветствуют учителя. Организует,
мотивирует на сотрудничество.
Создает ситуацию для психологического настроя учащихся.
Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи «Гимн Сочи 2014» )
(Приложение)
-Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей, которые пришли к нам на открытый урок знаний. Пусть этот урок принесет радость общения и хорошее настроение! (Садитесь) Личностные: самооценка готовности к уроку, самоопределение; регулятивные : совместное целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

Это предлоги.
Слушают учителя, самостоятельно формулируют тему урока, цель урока
Масстарт – завершающий вид биатлонных соревнований.

Формулирует задание
-Ребята, мы все были свидетелями ярких моментов Олимпиады в Сочи-20014. Давайте поработаем в соревновательном духе. Вам предстоит преодолеть препятствия, чтобы заработать медали (оценки).
Итак, масстарт в биатлоне. Когда разыгрываются медали в этом виде?
Чтобы пройти этот этап, нужно распознать эти части речи(на доске написаны предлоги)
Какой теме будет посвящен наш урок?
- Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока и сформулируем цель нашего урока. Регулятивные :целеполагание; коммуникативные :постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;  логические формулирование проблемы
III. Актуализация знаний
(10 мин)
Рассматривают слайд и пытаются самостоятельно сформулировать понятие, проверяют по слайду правильность выводов Организует деятельность обучающихся в определении правильности выводов Задание: рассмотреть таблицу предлогов и сделать вывод о повторении и обобщении предлогов (Приложение – таблица); проверить правильность вывода
Регулятивные : планирование, прогнозирование, ;познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
IV. Работа в группах (7мин. 3 группы)
5. Работа в паре (5 мин.)
Вставляют нужные предлоги в предложения (задания – мишени в приложении) и проверяют правильность ответов по слайдам презентации.
Выполняют тестовые задания ( приложение)
Презентация
- Кто быстрее?
Физкультминутка (2 минуты в Приложениях) Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия ;коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
V. Контролирующее задание (10 мин)
. Самостоятельно составляют предложения с заданными предлогами.
- Составьте предложения с данными предлогами на олимпийскую тематику.
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения ;личностные : самоопределение
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)
Цели:
Домашнее задание. Оценки за урок.
(3 мин.)
Комментируют работу своих одноклассников на уроке.
Высказывают собственные мнения об уроке
Задают вопросы
по заданному кроссворду (если они есть) и записывают в дневник.
Учитель настраивает учащихся на оценивание работы одноклассников.
- Как вам соревновалось: увлекательно, познавательно, с трудом?

Итак, я назову фамилии и имена учеников, которые заслужили «5» (золотые медали), «4» (серебряные) и«3»
(бронзовые) Творческая работа (составить кроссворд)
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные : смыслообразованиеМои приложения:
Таблица (Приложение 1)
ПРЕДЛОГИ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ:
В, НА, ИЗ-ЗА, ПОД, ОКОЛО,
ВОКРУГ, К, НАД
Около стадиона я встретил друга.
ПРИЧИННЫЕ:
ПО, ОТ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ,
ИЗ-ЗА, ЗА
Сиять от счастья.
ЦЕЛЕВЫЕ:
ДЛЯ, РАДИ, НА
Работать на благо страны.
Приносить медали для сборной России.
Ради этих моментов триумфа стоило побеждать!
ВРЕМЕННЫЕ:
ЧЕРЕЗ, К, ДО, С, ПЕРЕД,
В ТЕЧЕНИЕ
В течение гонки лидеры менялись.
ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ:
С, БЕЗ, В, ПО
С честью выступить на соревнованиях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:
О, ОБ, ПРО, С, ПО,
НАСЧЁТ
Говорить о биатлоне.

ПРОСТЫЕ
В, НА, ЗА, ДО
Спасибо за красивые победы!
СОСТАВНЫЕ
В ТЕЧЕНИЕ, В СВЯЗИ СВ связи с непогодой лыжные соревнования переносятся на другое время.
Производные
В течение многих дней мы радовались и огорчались.
Непроизводные
До
До свидания, Сочи-2014!

2. «Задания – мишени» (Приложение 2)
№1 1. Исход борьбы решится (?) тридцати минут.
2. (?) часа понадобилось организаторам турнира, чтобы решить возникшую проблему.
3. (?) пьедестал взошла Ольга Велухина.
4. (?) морозов трасса обледенела.
№2 1. Биатлонная гонка была отменена (?) сильного тумана.


2. (?) двух часов длилась прямая трансляция биатлона.
3.(?) стартом все спортсмены волнуются.
4.(?) блестящему выступлению фигуристки Ангелины Сотниковой копилка нашей сборной пополнилась еще одной золотой медалью.
№3 1.Стадион расположился (?) моря.
2.(?) падения Марии Лор- Брюне не смогла продолжить соревнования.
3.(?) безопасности были приняты все меры охраны.
4.Выйти (?) спортсменам.
Тест. (Приложение 3)
Предлог- это:
А) служебная часть речи;
Б) самостоятельная часть речи
Что выражает предлог:
А) различные смысловые значения;
Б) грамматическое значение существительных.
Какое значение имеет предлог из-за (ошибки):
А) временное;
Б) пространственное;
В) причинное.
Вставьте нужную букву в предлог по истечени ( ) времени :
А) и;
Б)  е;
В) ю.
Предлог « после» является:
А) производным;
Б) непроизводным.
В каком предложении слово « впереди» является предлогом:
А) Спортсмены шли впереди
Б) Спортсмены шли впереди отряда.
С каким падежом употребляются предлоги « благодаря, согласно»:
А) родительный;
Б) дательный;
В) винительный;
Г) творительный.
8. Предлог « (не)смотря на» пишется:
А) слитно;
Б) раздельно.
Какой из предлогов пишется слитно:
А) (по)причине;
Б) (в) целях;
В) (на)подобие;
Г) (со)стороны
В предлоге « в течени..» на конце пишется:
А) е;
Б) и.
В предлоге в продолжени.. на конце пишется:
А) е;
Б) и.
Какой из предлогов пишется раздельно:
А) (в)место;
Б) (в)виду;
В) (в)следствие;
Г) (в)виде.
Предлоги для составления предложений учениками:
В течение, в связи, около, благодаря, про,об,из-за.


Название ресурса
ИКТ
Тип, вид ресурса
информационный Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Приложения
http://muzofon.com/search/%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%8B%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D1%8B%20%D0%B7%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%20%D1%81%20%D1%82%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9