Конспект урока по химии 9 кл по теме Фосфор и его соединения


Конспект урока химии «Фосфор и его соединения», 9 класс
Преподаватель Максютина Надежда Васильевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
им. Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Учитель географии и химии
первой квалификационной категории
педагогический стаж - 28 лет
Программа О.С.Габриеляна «Программы курса химии для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: Дрофа, 2007
Учебник - Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян.- 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Тема урока: "Фосфор и его соединения "
Цель урока:
продолжить формирование понятий «элемент» и «вещество», а также показать многообразие образуемых данным элементом (фосфором) соединений и их практическую значимость;
создать условия для развития исследовательских умений учащихся.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии, умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса;
Развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи.
Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся;
Место урока в системе:
уроку предшествовал урок «Кислородные соединения азота» раздела «Неметаллы»
следующий урок «Соединения фосфора», на котором проводится обобщение и систематизация знаний уч-ся, тест «Подгруппа азота»

Тип урока: изучение нового материала.
ТСО: проектор, экран, компьютеры в компьютерном классе
Оборудование:
карточки с заданиями и оборудование для проведения опытов;
презентация учебник: Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян;
рабочие тетради
Ход урока:
Орг. момент. Цели и задачи урока.
Актуализация, целеполагание (слайд 3)
Что вы знаете о фосфоре? истории его открытия?
Ответы: - это химический элемент,
- порядковый номер в ПСХЭ Д.И. Менделеева №15, группа 5,
главная подгруппа,
- светится в темноте и др.
Что можно сказать о фосфоре, исходя из его положения в ПС?Ответы:
- Строение атома фосфора,
- его состав,
- возможные степени окисления,
- сделать предположение о его химических свойствах.
Усвоение новых знаний.
Класс делится на группы для поиска информации на сайтах Интернет (адреса предлагает учитель). Работа групп осуществляются по дидактическим карточкам.
1 группа: Аллотропия фосфора (слайды 3-4)
Природные соединения фосфора (слайды 5-6)
Строение атома фосфора (слайд 7)
2 группа: Химические свойства фосфора (слайд 8)
3 группа: Химические свойства оксида фосфора(V) (слайд 9)
4 группа: Химические свойства фосфорной кислоты (слайд 10)
Когда информация у всех готова, ученики каждой группы выходят к доске и знакомят всех с результатами поиска.
4. Обобщение, уточнение, закрепление материала - по вопросам учеников и учителя соответствующим слайдам презентации учителя (делают выводы, пишут ионные уравнения):
- слайды 3-7 к работе 1 группы
- строение атома фосфора (слайд 8)
- слайд 9 к работе 3 группы
- слайд 10 к работе 4 группы
- значение фосфора в жизни человека (слайд 11), история открытия фосфора.
учитель: что узнали нового на уроке? сделайте вывод .
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке:
оценка «5» - за 5 и более правильных ответов и вопросов;
оценка «4» - за 4 правильных ответа;
оценка «3» - за 3 правильных ответа.
6.Информация учащихся о домашнем задании. слайд 12
Дидактическая карта для учащихся 1 группы
Аллотропия фосфора. Природные соединения фосфора
найдите информацию на http://www.xumuk.ru , http://www.catalogmineralov.ru
http://www.chemport.ru, http://ru.wikipedia.org/wiki и приготовьтесь каждый выступить по одному из следующих вопросов:
- физические свойства белого фосфора,
-физические свойства красного фосфора,
-природные соединения фосфора
Дидактическая карта для учащихся 2 группы
Химические свойства фосфора найдите информацию на http://www.xumuk.ru , http://www.catalogmineralov.ru
http://www.chemport.ru, http://ru.wikipedia.org/wiki и приготовьтесь каждый выступить по одному из следующих вопросов:
- строение атома фосфора, его электронная формула, возможные степени окисления и химические свойства,
- напишите 2-3уравнения реакций, подтверждающих окислительные свойства фосфора,
- напишите 2-3уравнения реакций, подтверждающих восстановительные свойства фосфора.
Дидактическая карта для учащихся 3 группы
Химические свойства оксида фосфора(V)
найдите информацию на http://www.xumuk.ru , http://www.catalogmineralov.ru
http://www.chemport.ru , http://ru.wikipedia.org/wiki и приготовьтесь каждый выступить по одному из следующих вопросов:
- взаимодействие оксида фосфора(V) с водой,
- взаимодействие оксида фосфора(V) с оксидами металлов,
- взаимодействие оксида фосфора(V) с щелочами,
- сделайте вывод.
Дидактическая карта для учащихся 4 группы
Химические свойства фосфорной кислоты найдите информацию на http://www.xumuk.ru , http://www.catalogmineralov.ru ,
http://www.chemport.ru, http://ru.wikipedia.org/wiki и приготовьтесь каждый выступить по одному из следующих вопросов:
- взаимодействие фосфорной кислоты с металлами, ответ подтвердите уравнениями реакций,
- взаимодействие фосфорной кислоты с основаниями, , ответ подтвердите уравнениями реакций,
- взаимодействие фосфорной кислоты с оксидами металлов, ответ подтвердите уравнениями реакций,
- взаимодействие фосфорной кислоты с растворами солей, ответ подтвердите уравнениями реакций.