Урок химии в 9 классе Фосфор и его соединения

Урок химии в 9 классе «Фосфор и его соединения»
Цель урока : познакомить учащихся с фосфором и его соединениями, повторить понятие «Аллотропия» , рассмотреть аллотропные модификации фосфора, закрепить понятия «химический элемент», «простое вещество».Развивать познавательную активность учащихся.
Задачи: Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии, способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей, применение знаний и умений при решении метапредметных учебных проблем.
Развивающие: содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы, исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи, развивать умения использовать химическую терминологию, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником.
Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.
Оборудование и реактивы :красный фосфор, метилоранж, вода, сосуд для сжигания веществ, спички, ложка для сжигания веществ,
На столах уч- ся растворы К3РО4, AgNO3, пробирки.
Мультимедийное пособие «Химия, 9 класс» (Просвещение),диск № 1,урок24.
Учебник:автор-Н.С.Новошинская, И.И.Новошинский.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: словесно-наглядные
Педагогические приемы: учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);
учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);
учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).

Ход урока:
Организация начала урока.
Изучение нового материала:
2.1 Тему сегодняшнего урока вы узнаете, угадав о каком веществе идет речь. Сначала совершим небольшой экскурс в 17 век. Слово историку – его роль сегодня выполняет Прокопенко Кирилл.
В 1669 год. Открытие этого элемента приписывается гамбургскому алхимику Х. Брандту. В поисках «филосовского камня», якобы способного превратить неблагородные металлы в золото, Брандт занимался перегонкой сухого остатка от выпаривания мочи. В приёмнике оказалось вещество, испускавшее голубоватый свет. Поначалу у Брандта не было сомнения, что свечение без огня мог дать лишь искомый «филосовский камень». Однако вскоре он понял, что никакими другими чудесными свойствами его находка не обладает, и продал секрет другому алхимику. Тот, в свою очередь, перепродал его третьему и т. д. Конец «филосовскому бизнесу» положил английский химик Р.Бойль , который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения вещества. В 1771 году шведский химик К.Шееле дал способ получения этого элемента из костяной золы, применявшейся в промышленности вплоть до начала 20 века. Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий.
Учитель:Что же это за вещество?
Конечно же, речь идет о фосфоре. Так впервые был получен белый фосфор.
Итак, тема урока «Фосфор и его соединения».
Немало легенд и «жутких» историй связано с фосфором. Вспомним хотя бы известный рассказ Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей». Вот что увидел доктор Ватсон:
«Это была собака, огромная , черная как смоль. Ее пасть светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза метали искры, по загривку вырывался мерцающий огонь.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
-Фосфор, -сказал я.
-Да, и какой-то особый препарат, подтвердил Холмс. Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутье.»
Так давайте поближе познакомимся с фосфором, зная, что свойства зависят от строения.

2.2Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ.
Учитель. Охарактеризуйте фосфор как химический элемент по плану:
1. порядковый номер, номер периода, группа, подгруппа;
2. заряд ядра, электронная формула, энергетическая диаграмма;
3. валентность и возможные степени окисления элемента.
2.3Нахождение в природе.
Учитель. В каком виде химический элемент может находиться в природе ? Запишите в тетрадь не менее 4 формул соединений фосфора.
Ученик (Бречко Д.). Фосфор принадлежит к весьма распространённым в природе элементам. Он занимает 13 место среди всех элементов. Вследствие высокой химической активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Он содержится не менее чем в 190 минералах, из которых главнейшими являются апатиты и фосфориты. В 1926 году А.Е.Ферсманом и его сотрудниками были открыты огромные запасы апатитов на Кольском полуострове в Хибинах, где их залежы не имеют равных нигде в мире. Незадолго до войны было открыто очень крупное месторождение фосфоритов Кара-Тау в Казахстане.
Одним из источников фосфора является гуано – природное фосфоросодержащее вещество, продукт из экскрементов птиц. Вблизи берегов Перу есть несколько безводных, не орошаемых дождями голых островов, которые с незапамятных времен служили местом обитания морских птиц, питающихся рыбой. За многие века эти острова покрылись сплошным слоем птичьего помета, достигавшим в некоторых местах стометровой толщины. Именно эти скопления гуано долгое время служили источником фосфора и удобрений для истощенных полей Западной Европы, пока запас не был исчерпан.
Учитель. Познакомимся с образцами фосфоритов и аппатитов, имеющихся в наших коллекциях.
Фосфор слишком активный элемент, чтобы существовать в природе в свободном виде. Важнейшие минералы- фосфориты и апатиты Фосфор входит в состав нервных и костных тканей. Особенно богаты им мозговые клетки. В сутки человеку необходимо примерно 2г фосфора.

2.4Аллотропные модификации.
- Ребята , что называется аллотропией?
- С какими аллотропными модификациями мы же познакомились? (Элемент кислород образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая).
Элемент фосфор образует три аллотропных видоизменения: белый, красный и черный.

Работа в группах

Задание: дайте характеристику (работа с учебником)
1 группа- белому фосфору (стр 136),
2 группа- красному фосфору (стр 137-138),
3 группа- черному фосфору (стр 138)
По следующему плану:
Характер особенности
белый
красный
черный

1.тип кристаллич решетки




2.внешний вид




3.ядовит(или нет)




4.в чем растворяется




5.летучесть




6.t воспламенения




Обмен полученной информацией и обсуждение ( диск, №24, стр2)
Задание на сравнение аллотропных модификаций фосфора, которое поможет раскрыть причинно-следственную зависимость « состав вещества – строение вещества – свойства вещества» и условия взаимного перехода модификаций друг в друга.
2.5Химические свойства фосфора.
Учитель. Мы продолжаем подниматься по лестнице познания.
Окислительные или восстановтельные свойства проявляет фосфор?(один учащийся работает у доски)
2P +3Mg = Mg3P2 2P+3Cl2=2PCl3
Демонстрационный опыт: «Горение фосфора»
4P+5O2=2P2O5
P2O5+3H2O=2H3PO4 (обсуждение опыта)
Качественная реакция на фосфат-ион
Лабораторный опыт (стр 141):
К3РО4+АgNO3=
Напишите уравнение в ионно-молекулярном виде.
2.6 Получение фосфора
Свободный фосфор получают в электрических печах без доступа воздуха из ортофосфата кальция, смешивая с песком и углем. Процесс проходит в две стадии. Мы запишем суммарное уравнение процесса и уравняем его с помощью электронного баланса.
Са3(РО4)2 + 3SiО2 + 5СО t= 3CаSiО3 +2Р + 5СО
2.7 Применение.
Фосфор используют для получения ядохимикатов, фосфорной кислоты, удобрений, моющих средств и для производства спичек.
(диск, №24, стр 7)
Сообщение уч-ся( Барабаш А) «История создания спичек»:
Мы каждый день встречаемся с чудом. С тем самым чудом, которое титан Прометей принес людям , за что был наказан разгневанными богами. Чудо это хранится в скромной деревянной коробочке и называется спичками. В 1806 году французский химик К.Бертолле обнаружил, что полученная им соль энергично реагирует с H2SO4 и в этот момент может воспламенится горючее вещество. Современник К.Бертолле Шансель нашел этому открытию неожиданное применение- он создал первую «макательную» спичку. Это была лучинка с головкой из бертолетовой соли, сахара, серы и клея. Если такую головку смочить серной кислотой, бертолетовая соль начинает разлагаться:
2KClO3 =2KCl+3O2
Выделяющийся кислород воспламеняет серу, сахар и спичка загорается.
1848 год стал годом рождения современных спичек. Итак, я чиркнула спичкой. Что же при этом произошло?
Прежде всего, воспламеняется коробок. В состав коричневой намазки входит красный фосфор ( под действием тепла происходит аллотропное превращение: красный- белый) и мелкоизмельченное стекло(для трения). Чтобы коробок не воспламенился используют флегматизаторы. Спичечная головка, как и много лет назад состоит из бертолетовой соли и серы.

III. Закрепление (обучающее тестирование)
1.Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:
1)2,8,3 2) 2,5 3) 2,8,5 4) 2,8,8,5

2.Высшая степень окисления фосфора равна:
1)+1 2) +2 3) +3 4) +5

3.Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:
1) R2O 2) RO 3) R2O3 4)R2O5

4.Формула летучего водородного соединения фосфора:
1) RH3 2) RH4 4) H2R 5) HR

5.Фосфорная кислота взаимодействует с :
1) цинком
2) медью
3) гидроксидом калия
4) соляной кислотой
5) оксидом магния

Рефлексивно – оценочный этап.
Учитель. Вот и поднялись мы по нашей лестнице познания на самый верх. Поделитесь своими впечатлениями по уроку.

- я знал
-я хотел узнать
-я узнал

Оценки за работу на уроке.

IY. Домашняя работа: п 35, стр 142 задание 4, домашний эксперимент (№24, стр 10).



Результаты:
Поставленные цели достигнуты.
Учащиеся познакомились с историей открытия фосфора и изучили его свойства. Состоялось развитие и обобщение знаний о нахождении и роли фосфора как элемента в природе, характере действия веществ, им образуемых на живые организмы. В процессе самостоятельной работы, направляемой учителем, ученики изучали свойства фосфора как простого вещества,особенности строения и свойств аллотропных модификаций фосфора. Ученики обобщили знания о химических свойствах фосфора , провели качественную реакцию на фосфат-ион.
Самоанализ урока.
Проведен урок изучения нового материала по теме «Фосфор и его соединения». Цель урока – формирование на межпредметном уровне системы знаний об образуемых элементом фосфором веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека - достигнута.
Тема требует активизации ранее изученного материала. На уроке учащиеся работали под руководством учителя. Учащиеся самостоятельно изучили некоторые разделы темы, делали выводы. Были заранее подготовлены доклады по некоторым вопросам. В конце урока учащиеся делают выводы об изученном материале.



15