Презентация методической разработки проекта на тему:Развитие творческого потенциала учащихся через организацию исследовательской деятельности на уроках биологии


Методическая разработка проекта * "Развитие творческого потенциала учащихся через организацию исследовательской деятельности на уроках биологии" Орлова Ольга Поликарповна, учитель биологииКостромская область, гор.НеяМОУ Коткишевская ООШ Характеристика учебного заведения МОУ Коткишевская ООШ(год основания 1936) широко представляет различные проекты учебно- воспитательной направленности. Учащиеся школы активно участвуют в различных научно-практических конференциях, конкурсах на различных уровнях. Цель : обосновать и доказать целесообразность использования исследовательской деятельности учащихся для повышения творческого потенциала учащихся при изучении биологии. Задачи проекта:1. Организовать исследовательскую технологию на уроках биологии и во внеурочное время.2. Определить роль исследовательской технологии в формировании творческих способностей учащихся.3. Совершенствовать учебно-воспитательный процесс через внедрения различных методов исследовательской деятельности;4. Обобщить опыт работы по внедрению данной технологии. Цели и задачи 1.Введение Актуальность:  потребность современного информационного общества в людях, владеющих навыками научного мышления, способных осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность.Гипотеза исследования: процесс развития исследовательских умений школьников на уроках биологии будет более эффективным, если:- развитие исследовательских умений школьников выделено на уровень специальной задачи каждого урока;- определено учебное биологическое содержание, изучение которого позволяет организовать исследовательскую деятельность школьников;- в методику уроков биологии включены методы и методические приёмы, дидактические средства, обеспечивающие эффективность развития исследовательских умений школьников; Практическая значимость: разработка конкретных методических рекомендаций по развитию исследовательских умений на уроках биологии, проблемно-исследовательских биологических задач, упражнений, заданий для самостоятельной работы, заданий для самонаблюдений.Предмет: деятельность учителя биологии по повышению творческого потенциала школьников.Объект: задания исследовательского характера, как средство повышения творческого потенциала школьников. . 2. Основное содержание. Теоретические основы исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии. ФГОС 18.2.1. Программа развития у обучающихся универсальных учебных действий. 2.2. Виды исследовательской деятельности учащихся  В урочное время:Реферат  Учебное исследование  Лабораторные работыНетрадиционные уроки Домашние задания Проект   2.2 Методика развития исследовательских умений на уроках биологии. Исследование — это изучение, выяснение каких-либо фактов, процессов или явлений на основе имеющихся знаний.Исследовательские умения – это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение процессов, фактов, явлений.В структуре исследовательских умений можно выделить следующие компоненты: мотивационный, содержательный ,  знаний:  операционный компонент, включающий умения, обеспечивающих систему действий, составляющих структуру исследовательской деятельности: специальные, интеллектуальные, предметные Технологическая карта исследовательской деятельности учащихся.      1 Этап – подготовительный.  1) Тема работы. 2) «Образ» поиска.2 этап - интенсивная работа. 3) Поиск. 4) Анализ полученной информации. 5) Применение данных.3 – этап – презентация и оценка.6) Экспертная оценка. 7)Научная конференция. 8)Награждение. 2.3 Этапы организации научно-исследовательской деятельности. Одной из важнейших задач образовательной школы является ознакомление с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Структура учебной экскурсии и методика ее проведения.Учебная, как и любая другая экскурсия, включает несколько этапов: 1-подготовка, 2-проведение, 3-заключение. Но необходимо отметить, что важной особенностью школьной экскурсии является еще один этап – использование ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения биологии. Условия эффективности учебной экскурсии в основном совпадают с требованиями, предъявленными к уроку, и зависят от согласованности всех ее элементов. В прошлом году мною была проработана тема: Организация и проведение экскурсий по биологии в школе.(диплом III степени Департамента образования и науки Костромской области). В 2014-2015учебном году мы провели комплексное исследование городского парка, являющегося памятником природы. Это были мониторинговые исследования, которые научили ребят любить и охранять природное наследие нашей малой Родины.В 2015-2016 учебном году вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, позволил проект «Экологический марафон». "Вместе на чистой Земле". Проект «Экологический марафон» представлял собой комплексную программу — цикл творческой экологически ориентированной деятельности учащихся 1—9 классов. Проект был нацелен на экологическое воспитание и образование учеников От этого проекта остались большие впечатления, ребята весь год были вовлечены в природоохранную и исследовательскую деятельность. Из опыта работы Наши достижения * Выводы:Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:1.Исследовательская работа учащихся способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления при условии овладения учащимися алгоритмом исследовательской работы.2.Развитию интереса к исследованиям, экспериментальной работе способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности разнообразных опытов и практических работ.3.Исследовательская работа необходима для приобретения новых знаний и навыков, в том числе навыков постановки и проведения эксперимента, фиксируемых наблюдений, обработки полученного материала, публичных выступлений и участия в конкурсах и олимпиадах.4.Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ, окажутся необходимыми им в выборе профессии. Список использованной литературы. * 1.Егоров Л.В. «Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися Школьный экологический мониторинг. Чебоксары 2002, ст. 92-94. 2.Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Биология в школе, 1999, № 6 – с. 42 –45.3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001, – 48 с.4. Добрецова Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности // Биология в школе, 1991, № 4. – с. 59 – 62.5. Электронные ресурсы6. Чуракова С.М «Исследовательская работа на уроках биологии Липецк, 2004.