Презентация к психологическому занятию с элементами тренинга


Профилактика игровой и Интернет-зависимости обучающихсяПодготовила педагог – психолог МБОУ «Косиновская СОШ» Черткова О.А. С каждым годом количество пользователей мировой сети неуклонно возрастает. Более того, наряду со взрослыми, доступ к компьютеру получают также и дети. И хотя на экране компьютера Интернет представляется ребенку виртуальным миром, тем не менее, в нем существуют угрозы, способные причинить реальный вред. В отличие от взрослых Интернет-пользователей, дети могут не осознавать опасностей, подстерегающих их в Сети. До недавнего времени Интернет ассоциировался с кладезем знаний, где дети могли почерпнуть огромное количество полезной информации. Теперь все эти плюсы стали минусами. Как показывают исследования, дети очень мало времени проводят в Интернете, учась чему-нибудь. В основном компьютер необходим для игр, для скачивания музыки и программ (преимущественно тех же игр), а также для интерактивного общения. ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ:сидячее положение в течение длительного времени; воздействие электромагнитного излучения монитора; утомление глаз, нагрузка на зрение; перегрузка суставов кистей; стресс при потере информации. навязчивое желание подключиться к Интернетупсихическое расстройство, болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. ИСТОРИЯ ВОПРОСА1995 год – Иван Голдберг выделил основные симптомы данного расстройства:использование интернета вызывает болезненное стрессовое состояние или дистресс;использование интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу. 1996 год психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала тест – опросник, направленный на выявление интернет - зависимости. Большинство ответивших были признаны, согласно выбранному критерию, интернет – зависимыми.Кимберли Янг профессор психологии Питтсбургского университета В России данный феномен изучается в основном психологами. Интерес представляют работы психиатра Виталины Лоскутовой (Буровой).По неофициальным данным считают, что сейчас в нашей стране интернет – зависимыми являются около 10% пользователей.Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет – зависимость принимается в расчет во многих странах мира, в том числе и в России.Виталина Лоскутова (Буровая) Врачи считают, что Интернет-зависимость очень схожа с игровой, алкогольной и даже наркотической зависимостью 1. Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.2. Невозможность остановиться.3. Увеличение количества времени, проводимого в сети Интернет.5. Пренебрежение семьей и друзьями.4. Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.6. Ложь членам семьи о своей деятельности.7. Проблемы с работой или учебой. Головные боли по типу мигрени.Боли в спине. Пренебрежение личной гигиеной.Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.Сухость в глазах.Синдром карпального каналаРасстройство сна, изменение режима сна. 5 типов интернет – зависимости:Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом. Факторы влечения к Интернету:Доступность, скорость получения информации, интерактивных зон и порнографических изображений.Персональный контроль и анонимность передаваемой информации.Внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в он – лайн. Тест определения степени зависимости от Интернета.Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он - лайн сеансах и предвкушаете ли последующие?Ощущаете ли Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?Находитесь ли Вы в он – лайн больше, чем предполагали?Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из – за Интернета?Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям ,чтобы скрыть время пребывания в Сети?Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)? Причины компьютерной зависимостиНедостаток общенияОтсутствие хоббиНеудачливость Предвестники интернет-зависимостиКимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости: Навязчивое желание проверить e-mail. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет. Получаете огромное удовольствие без серьезных душевных затрат избегаете любой деятельности и любого общения, кроме компьютера.Этапы попадания в зависимость от Интернета наступает личности полная деградация Этапы попадания в зависимость от Интернета Последствия интернет – зависимости:Проблемы с учебой.Семейные проблемы (конфликты детско – родительских отношений, проблемы брака).Нарушения дружеских отношений.Финансовые проблемы.Проблемы связанные с работой.Физический вред здоровью. любовь к здоровому образу жизни общение с живой природойувлечениеприкладным творчеством КВИЛЛИНГ Отключи компьютер и Интернет на пару дней. Выбери интересное хобби и активно им занимайся. Найди работу, которая приносила бы удовольствие. Участвуй в психологических тренингах (обретение уверенности в себе). Влюбись, тогда мысли будут заняты «второй половиной». Не сиди дома. Ходи на прогулки, в кино, в гости… Общайся с приятелями, друзьями, родственниками.   Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост геймеров (от англ. слова «game» - игра). Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию:  Аркадные игры.     Они наименее опасны. У них простая графика и звук. За этими играми, как правило, «убивают» время, они не могут вызвать длительной привязанности.   Ролевые игры.      Во время этих игр игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.   «Стрелялки».     Представляют наибольшую опасность! Эти игры характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры рано или поздно скажутся на психике ребенка и могут стать причиной его чрезмерной агрессивности. Факторы, способствующие развитию пристрастия ребенка к компьютерной игре: Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; Отсутствие ответственности; Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира; Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток; Возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести. Стадии психологической зависимости от компьютерных игр.           1. Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Компьютер позволяет ребенку с довольно большой приближенностью к реальности осуществлять свои мечты: становится супергероем, преследуя и побеждая других и т.д. Специфика этой стадии в том, что потребность в компьютерной игре носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре на этой стадии еще не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.  На этой стадии ребенка можно вернуть к реальной жизни!             2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, станет появление в иерархии потребностей новой потребности – игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет доступа к компьютеру по каким-либо причинам, то на данной стадии возможны достаточно активные действия по устранению этих причин.              3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. На этом этапе зависимость начинает оформляться в одну из двух форм: социализированную или индивидуализированную. Социализированная форма отличается поддержанием социальных контактов в социуме, то есть такие подростки любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику ребенка, чем индивидуализированная форма. Подростки не до конца отрываются от внешнего окружения и не доводят себя до психических и соматических нарушений. Однако, пребывание в стадии зависимости должно очень насторожить родителей.             4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом. Это самая длительная и самая разрушительная из всех стадий привязанности. Она может длиться всю жизнь, если не вмешаются специалисты. Однако, коррекция поведения будет сложной и длительной.  ПРИЗНАКИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ:  Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест; Ребенок раздражается при вынужденном отвлечении; Ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере; Ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретение новых игр; Ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков; У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье; Чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками; Прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере; Ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере; Ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими; Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру. Лечение компьютерной зависимости - Психолог-Близкие люди - Осознание красоты реальной жизни ПОМНИ:Интернет-зависимость искажает восприятие объективной реальности и собственной личности;Под влиянием Интернет-зависимости происходит девальвация нравственности человека, снижается уровень самоконтроля, что грозит отстранением от нормальной жизни;Снижается работоспособность и успеваемость в школе, ухудшается здоровье;Создается иллюзия благополучия, реальные проблемы кажутся легко разрешимыми;Психиатрия уже признала факт зомбирующего воздействия Интернета.Чтобы избежать Интернет-зависимости и пользоваться информационными технологиями во благо, необходимо заниматься воспитанием и самовоспитанием компьютерной культуры пользователей. Помни! Станет компьютер другом вам или врагом - зависит только от вас. Самое главное, что вы узнали много полезного и важного. Решать вам! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!