Доклад на тему Современные подходы в преподавания иностранного языка в условиях введения и реализации ФГОС


Современные подходы в преподавания иностранного языка в условиях введения и реализации ФГОС.
 В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его роль в решении общих задач, стоящих перед обновляющейся системой российского образования. Такие качества личности, как толерантность, открытость, готовность к взаимодействию и диалогу, умение работать в паре, группе, команде, умение прийти к консенсусу при решении совместных корпоративных задач, уважение к представителям другой культуры и понимание особенностей их поведения и менталитета, воспитываются многими составляющими современной школьной системы, в которой предмет «иностранный язык» все ярче проявляет свою гуманную миссию. Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает естественная и достаточно острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, одним словом, в педагогических инновациях, ориентированных на повышение качества образования.    
   Одним из ключевых элементов модернизации российской школы является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время в соответствии с  «Основными содержательными линиями учебного предмета «Иностранный язык», требования к результатам обучения в контексте стандартов второго поколения» изменились цели языкового образования. Так, приоритетными целями в соответствии с новыми стандартами являются:
формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей вхождение в разные сферы трудовой деятельности;
овладение умениями, необходимыми для применения в жизненных ситуациях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание позитивного ценностного отношения к обществу, человеку;
использование приобретенных знаний умений в повседневной жизни.
      Изучение предметной области «Иностранный язык» должно обеспечить:
сформированность гражданской, социальной и этнической идентичности;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
развитие эмоциональной сферы;
сформированность устойчивого интереса к чтению, как способа познания других культур, уважительного отношения к ним.
     Одними из приоритетов российской системы образования изначально являлись воспитание личности, формирование духовных и нравственных ценностей у учеников. В настоящее время происходит гуманизация всей системы образования и переориентация на личностно-ценностный подход, в основе которого лежит развитие личности, умеющей работать с новыми информационными технологиями и сетями глобальной связи, которые обеспечивают взаимодействие социально-экономических и культурных отношений. Отмеченные умения помогают ей адекватно реагировать на изменения, происходящие в мире, что является объективным фактором необходимости нового подхода к политике образования. В современных условиях мировой интеграции на первый план выходят ценности мировой культуры и культура каждой нации в отдельности. В связи с этим изменился и социальный заказ общества на личность: особую ценность представляет способность человека продуктивно общаться с представителями других культур.
    Программами общеобразовательной школы России предусмотрены главные направления                    воспитания в процессе обучения: социальная адаптация, формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, передача духовных богатств отечественной и мировой культуры, навыков общежития с представителями иных наций.
        В связи с особой спецификой сложившейся национально-культурной ситуации в современной России,  развитию языка и культуры каждого этноса придается огромное значение. Именно поэтому сейчас так важно осознать необходимость новой концепции обучения языку как одной из наиболее важных ценностей национальной культуры, которая способствует:
• формированию сознания личности,
• жизненному и национальному самоопределению,
• усвоению культурных ценностей,
• вхождению личности в социально-культурную среду,
• ценностному отношению к родной культуре и традициям,
• развитию навыков межкультурного взаимодействия.
Необходимо вести речь не об обучении языку и культуре определенного народа, а об изучении языка - культуры как единого целого, формируя, таким образом, ценностное отношение к национальной культуре.
Для полного понимания чужого языка и человека, принадлежащего к чужой культуре, необходимо не просто выучить слово, а перенять способ мышления и культурную картину мира, создаваемую этим языком, что представляет собой главную трудность в обучении. Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и всей мировой цивилизации.
Современное лингвистическое образование имеет следующие особенности:
• культурологическое содержание;
• развитие навыков межкультурного общения;
• ориентация на ценностное отношение.
• коммуникативный подход в обучении;
Предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своего национального языка и своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур». В настоящее время расширяется возможность международных контактов, общение с иностранцами становится реальностью, а столкновение с представителями иной культуры входит в нашу повседневную жизнь.         
С учётом перспектив развития экономики и социальной сферы сегодня важно сформировать у выпускников школы новые профессиональные и личностные качества, такие, как системное, творческое мышление, экологическая, информационная культура, языковая и коммуникативная компетенция, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределённости. Этого можно достичь при коммуникативном подходе, цель которого состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.
Концептуальные принципы коммуникативного обучения различным видам речевой деятельности при обучении иностранным языкам.
1. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в условиях деятельностного подхода.
2. Формирование у школьников коммуникативной компетенции.
3. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся. 
Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме.
Обучение чтению - это обучение речевой деятельности; должно строиться как познавательный процесс, на принципе сознательности; должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учащихся; предполагает опору на овладение учащимися структурой языка; должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке; как речевой деятельности требует автоматизации приемов его осуществления; в основе обучения чтению лежит интеграция и дифференциация. Аудирование в учебном процессе выступает как цель и как средство. Как средство оно может быть использовано в качестве:
1. Способа организации учебного процесса.
2. Способа введения языкового материала в устной форме.
3. Средства обучения другим видам речевой деятельности.
4. Средство контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков.
В соответствии со стандартами нового поколения при обучении говорению, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, то есть владеть всеми типами микродиалогов.  Повышению  коммуникативной мотивации при обучении говорению способствуют такие факторы как: доброжелательная обстановка на уроке; положительный эмоциональный климат; доверительные отношения между учителем и учащимся, а так же между самими учащимися.  
Реализация современных концептуальных принципов коммуникативного обучения иностранному языку при обучение письменной речи должна основываться на разумном подходе к организации обучения, подборе содержания и использовании методов обучения. Письмо - это лишь часть целого комплексного обучения коммуникации, где «значимы все виды речи, но не каждая по отдельности, а взаимовлияющие друг на друга, при ведущей роли одной из них на разных этапах усвоения».      
   Коммуникативный метод является наиболее адекватным средством обучения иноязычной культуре, поскольку он развивает «чувство языка» и соответствует задачам обучения иностранным языкам в современном обществе - учить языку в целях общения.
В ходе сравнения стандарта 2004г. и стандарта нового поколения (при сравнении нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс, используемых УМК, рассмотрении принципов отбора содержания, важнейших предметных компетентностей курса иностранные языки и направлений педагогических технологий в обучении иностранным языкам), сделан акцент на изменение целей образования на современном этапе и требований к подготовке учителя иностранного языка.    Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенций, повышение квалификации, обобщение и распространение положительного педагогического опыта являются одним из основных средств повышения качества образования.
   Можно выделить основные требования к подготовке учителя иностранного языка в условиях  реализации основных направлений модернизации:
повышение профессионализма как одного из приоритетов государственной образовательной политики;
владение основными нормативными документами, в которых определены основные цели и задачи образования;
использование новых методик и технологий обучения;
знание психологических и физиологических особенностей ученика, учет их при организации учебного процесса в школе;
овладение новыми подходами к оценке учебных достижений учащихся, включающими стандартизированный способ проверки, открытость и прозрачность системы оценивания, ее объективность и соответствие международным стандартам;
использование в учебном процессе методов науки, осуществление проектно-исследовательской деятельности;
умение применять современные компьютерные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), использовать интерактивные формы обучения, находить информацию в сети Интернет.
В современных условиях для обеспечения  эффективности учебной деятельности на уроках иностранного языка на высоком уровне необходимо использование современных образовательных технологий.
Блочно-модульные технологии
Технология уровневой дифференциации
Разноуровневое обучение
Информационно-коммуникативные технологии
игровые технологии
Технология развивающего обучения
Технология проектно-исследовательского обучения
Здоровье-сберегающие технологии
«Педагогика сотрудничества»
Технология проблемно-поискового обучения
Личностно-ориентированные технологии
   Так, умение применять современные компьютерные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), интерактивные методики обучения иностранному языку для достижения конкурентно способного качества образования является одним из основных требований к подготовке учителя иностранного языка в настоящее время. Информационные и коммуникационные технологии успешно применяются во всем мире для изучения английского языка. Компьютерные технологии и сети на сегодняшний день – реальность в жизни школьников, которые уже не мыслят себя вне Интернет-сообществ. Немаловажную роль информационные технологии могут играть и в образовательном процессе, если учитель сумеет увлечь учащихся соответствующими видами деятельности. Использование материалов сети Интернет помогает учителю и его ученику не только смоделировать языковую среду и получить возможность для совершенствования знаний, но и стимулирует учащихся к самостоятельному поиску информации, к исследовательской деятельности, что в итоге может и должно сформировать у школьников научный тип мышления и стабильный интерес к новым знаниям.
Возможности использования ИКТ учителем иностранного языка
Использование Интернет
Использование домашних ПК учащихся
Наличие медиатеки (авторские диски, программы к УМК, электронные словари, справочники)
Разработка электронных учебных ресурсов
Исследовательская и проектная деятельность
Контроль знаний (тестирование)
Индивидуальная работа с учащимися
Приоритетным признано развитие младшего школьника, овладевающего иностранным языком как средством межкультурного общения: духовно-нравственное и  интеллектуальное развитие. ФГОС  общего начального образования второго поколения предусматривает: развитие личности младшего школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности; охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Учителю необходимо проектировать целостный учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие личности младших школьников; применять эффективные методы и приёмы коммуникативно-речевого развития детей с учётом их психофизических возможностей. Ценностные приоритеты общего начального образования и идеи и программы стандартов нового поколения находят свою реализацию в УМК по иностранному языку на всех уровнях, а  поставленные в курсе задачи могут быть решены только в том случае, если возможности и инструменты для их решения, заложенные в учебниках и других компонентах УМК,  реально используются в обучении.  Таким образом, залогом успеха при работе над УМК   является знание учителем всех компонентов УМК и  заложенных в них возможностей, а также их последовательное, целесообразное и методически грамотное применение.
Иноязычное образование формируется не только в структуре общешкольного образования через образовательный минимум – урок, но и в рамках внеурочной развивающей деятельности, которая должна обеспечить исследовательски-поисковую и творчески-продуктивную деятельность. Важным подспорьем педагогу здесь выступает дополнительное образование, которое реализуется в общеобразовательных учреждениях посредством организации работы кружков и элективных курсов.
Таким образом, проведя анализ основных принципов образовательной политики в России, можно прийти к выводу, что работа учителя ИЯ должна планироваться исходя из главной задачи российской образовательной политики в настоящее время, которая заключается в  обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.