Этический взгляд на любовную лирику А. С. Пушкина


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
3 Этический взгляд на любовную лирику А. С. Пушкина (приглашаем в литературную гостиную) 11 класс Все «гости» - учащиеся одеты и причесаны в стиле пушкинской эпохи, горят свечи, на столе бокалы и небрежно брошенные женские перчатки., одиноко стоит роза ‬ тайное признание в любви…Ведущие приглашают всех занять удобные места и разговор - дискуссия начинается … «...что важнее ‭ учить литературу или учить литературой, созидая ею человеческую душу?» Анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. Проблемы эти разные. Но, обращаясь к гению Пушкина, хочется рассказать о его любовной лирике как возможности раскрыть значение любви в этике. Понятие любви в этике многозначно. Юношей и девушек интересует любовь мужчины и же нщины, ее значимость. Окрашивая собой все личное бытие человека, любовь оказывает огромное воздействие на его творческую деятельность. Посвящения любви, начинаю с пушкинского «Мадригала М...ой»: О вы, которые любовью не горели, Взгляните на нее ‭ узнаете любовь, О вы, которые уж сердцем охладели, Взгляните на нее: полюбите вы вновь. С таким пылом и страстью о любви мог писать не только поэт - гений, но человек, чье сердце прониклось глубокой любовью, кто знает в ней толк, и страдает, и торжествует. Сраз у ребята вспоминают о пушкинском списке, где одно имя сменяет другое равно как и страсть, которая приходит на смену старой. И тут же вопрос: «А как же количество женских имен?» И сразу приводят слова самого Пушкина из его письма: «Это ... моя сто тринадцат ая любовь». Каково быть нравственным? Но ведь мы и не имели бы такого 4 обилия и разнообразия любовной лирики, если бы не каждое из этих имен. Предлагаю учащимся подумать о пушкинском образе высокой любви, ее силе и величии. Существуют наиболее общие нравств енные требования в любви, но одно из главных ‭ это то, что Вас любят ровно настолько, насколько Вы умеете любить. Как пишет Эрих Фромм, «самое главное, чтобы любовь была неподдельной». Но, чтобы формировать культуру любви, необходимо смотреть в самую изнач альную проблему ‭ насколько вы, человек, личность. Независимо от вероисповеданий и национальной принадлежности, золотое правило нравственности остается одинаковым для всех: «И так как хотите, чтобы с вами поступили люди, так поступайте с ними». Отсюда выво д: сколько же любви было выплеснуто в этот мир, что в ответ Пушкин получил любовь тысяч людей на многие времена. К любви у Пушкина особое отношение: Счастлив, кто в страсти сам себе Без ужаса признаться смеет, Кого в неведомой судьбе Надежда робкая леле ет, Кого луны туманный луч Ведет в полночи сладострастной, Кому тихонько верный ключ Отворит дверь его прекрасной! И вот Пушкин обращается к одной из трех извечных добродетелей, к Надежде. Это то самое этическое чувство, которое определяет нравственно е состояние, моральную планку, ибо надежда живет только в большом человеке. Начиная с Надежды пушкинский слог ведет к тайным тропинкам любви. Помните: Я Вас люблю ‭ хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной 5 У ваших ног я признаюсь. Умение любить ‭ это великий дар. И тут же: Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей. Любовь ‭ болезнь. В чем же истинная сущность любви и как это понимает и чувствует Пушкин? Если в сердце нет чувств, если оно не любит, то во чт о превращается жизнь? Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? А может, возникает вопрос о напрасном даре и потому, что нет в сердце любви. Написано это в день рождения поэта 26 мая 1828 год а. И, наверное, приобретает особый смысл и окраску жизнь, когда выливается в строки: Пустое Вы сердечным Ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. В этике существует раздел, посвященный смыслу жизни. Что есть смысл жизни? Он представляет собой направленность жизнедеятельности человека и реализуется в тех нравственных ценностях, которые творятся человеком. Наверное, направленность Пушкина ‭ это любовь. Почему поэзия великого поэта, все его творчество поднимают нас до самой высокой нравственной планки? Попадая в пушкинский мир, мы имеем четкое представление о ценностях, продиктованных всей историей человечества. В каждом просыпается глубокое чувство патриотизма (а это 6 тоже любовь ‭ любовь к Родине), чувство дружбы (любо вь к другу), «любовь, «что движет солнце и светила» (любовь к женщине). Любовь не просто купание в собственных страстях ‭ будь то победы или страдания, любовь ‭ это философия, которая ведет автора к истинному пониманию жизни. Применяется множество оттенков и радостных, и печальных, но все они волнуют одинаково глубоко и обогащают нас новыми, неизведанными до него эмоциями, мы познаем полноту этого чувства и уже на более высокой ноте переживаем его в жизни: Умолкну скоро я! Но если в день печали Задумчивой игрой мне струны отвечали, Но если юноши, внимая молча мне, Дивились долгому любви моей мученью, Но если ты сама, предавшись умиленью, Печальные стихи твердила в тишине И сердца моего язык любила страстный, Но если я любим, ‭ позволь, о милый друг, Позволь одушевить прощальный лиры звук Заветным именем любовницы прекрасной. Когда меня навек обымет смертный сон, Над урною моей промолви с умиленьем: Он мною был любим, он мне был одолжен И песен и любви последним вдохновеньем. В одном стихотворени и вся христианская душа ‭ талант отдавать. Отдавать себя без остатка и находить в этом высший смысл своего существования. У Пушкина, у его стихов девятнадцать адресатов любви, в его сердце их было гораздо больше. Какое это большое чувство, если оно превращ ается в огромный источник, из которого черпает поэт и разнообразие отношений, и вдохновение. Пушкин писал: 7 «Я женюсь, т.е. я жертвую независимостью, моею беспечной, прихотливой независимостью, моими роскошными привычками* странствиями без цели, уединением , непостоянством. Я готов удвоить жизнь и без того неполную. Я никогда не хлопотал о счастии, я мог обойтись без него. Теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его?» Когда во время этических бесед мы касаемся темы семьи, то не всегда ученики отождествляю т брак с понятием о счастье. Но из творчества Пушкина мы черпаем иное представление. Человек, не имеющий счастья до женитьбы, возлагает на себя ответственность за другого человека, за счастье, а иначе во имя чего этот священный союз двух сердец? ...Уж мало ли любовь играла мной?.. Любовь несет каждого человека к тайнам. Каждая влюбленность ‭ новая тайна. Вступая в таинственный мир страстей, мы все становимся жертвами опасной игры, которая открывает в нас или наши лучшие духовные ценности, возвеличивая и воз вышая, или мы падаем в пропасть низких человеческих страстей. Постигший науку любви постигает и ее особенный язык: Увы! Язык любви болтливый, Язык неполный и простой ... Каков бы ни был язык любви, ясно одно ‭ важен источник призна ний. Сердце, способное л юбить чистой, искренней любовью, обожая объект любви, не может быть неблагодарным. Это сердце верит, надеется и любит, потому что иначе оно умрет. Эти три извечные добродетели, о которых говорить легко, опираясь на творчество Пушкина, формируют личность, п риводят ее к гармонии с миром. Вера, Надежда, Любовь. (Через постижение этих добродетелей в споре учащиеся идут к пониманию цельности своей личности.) Истинная любовь добра, благородна: Я Вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем. Но пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить вас ничем, 8 Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим, Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вас бог любимой быть другим. Не боль, не обиды, не разочарование, а пожела ние любви. Это духовный подвиг. Встреча с Пушкиным всегда обогащает не только интеллект учащегося, но и его душу. Разговор в литературной гостиной помогает на примере пушкинских чувств формировать личность, призывает к высшему и истинному свету, который щ едрая пушкинская душа отдает человечеству до сих пор. И, обжигаясь искрами огня пушкинской любви, мы можем смело повторить вслед за гением: И сердце вновь горит и любит ‭ оттого. Что не любить оно не может.