Конспект занятия — путешествия Вместе весело шагать


Конспект внеурочного занятия «Вместе весело шагать»
Подготовила: учитель музыки 1 квалификационной категории МАОУ гимназия восточных языков № 4 г. Хабаровск Земенкова Елена Павловна
2016 г.Тема внеурочного занятия: «Вместе весело шагать».
Занятие – путешествие
Тип занятия: ролевая игра
Цель:
знакомство детей с произведениями советского российского композитора - песенника Владимира Яковлевича Шаинского;
расширить знания учащихся о жизни и творчестве В.Я. Шаинского;
Задачи:
прививать интерес к музыке;
развивать творческие способности;
содействовать воспитанию «добрых чувств» у учащихся;
дать представление о значении музыки и песен В. Я. Шаинского.
Педагог. «Музыкальное приветствие» – «Колокольчик нам поёт».
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь все понять, хорошо запоминать.
Ну а чтобы узнать тему нашего занятия, вы должны быстро и правильно разгадать кроссворд. Сегодня мы будем играть командами - это команда «Солнышко» и команда – «Радуга». За каждый правильно отгаданный ответ - команда получает балл (жетон). Не выкрикиваем, поднимаем руку. У вас на партах лежат листы, на которых записаны задания. Ответив на вопросы по горизонтали, по вертикали вы прочтёте, о ком и о чьём творчестве пойдёт речь на нашем занятии.
Кроссворд Слайд 1
По горизонтали:
1. Персонаж из мультфильма, которому ничего не задавали.
2. Продолжи строчку «…белогривые лошадки» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»
3. Персонаж из мультфильма «Чебурашка», который играл на гармошке.
4. Продолжи строчку «Катится, катится голубой…» из мультфильма «Чебурашка».
5. Как начинается песня «Спой-ка с нами перепёлка, перепелочка».
6. Из какой песни слова «И тогда наверняка…».
7. Продолжи строчку из песни «В траве сидел…».
8. Каким цветом был вагон из мультфильма «Чебурашка».
По вертикали:
9. Фамилия композитора, о котором сегодня пойдёт речь.
Молодцы, ребята.
Тема нашего занятия «Вместе весело шагать». Слайд 2
Сегодня у нас с вами необычное занятие, а необычно оно тем, что все мы отправляемся в удивительное и познавательное музыкальное путешествие «По просторам песенного творчества В. Я. Шаинского». Но чтобы нам было легко в пути надо хорошенько подготовиться к такому путешествию, мы с вами должны разогреть наши голоса, а для этого необходимо вспомнить:
Распевки Слайд 3
1. «Если хочешь сидя петь» - песня.
2. Распевка – «Ма, ма, мэ, мэ, ми, мо, му».
3. «Журавель».
4. «До-ре-ми-фа-соль-ля-си».
ДО – воробушка гнездо.РЕ – деревья во дворе.МИ – котёнка покорми.ФА – в лесу кричит сова.СОЛЬ – играет детвора.ЛЯ – запела вся земля.СИ – поем мы для того,Чтобы вновь вернуться в До.
Скороговорки
Молодцы, хорошо подготовились. Все вы, ребята знаете, что в пути не обойтись без друзей, и чтобы их было очень много, мы с вами вместе исполним песню «Семь дорожек». Слайд 4
(Исполнение песни «Семь дорожек»). Песня «Семь дорожек». Слова М. Танича музыка В. Шаинского.
1. Над рекой, над городом вырос мост!  Это встала радуга выше звёзд!
Припев:  Семь дорожек светятся в зеркале реки!  Побежим по радуге наперегонки! Улыбнётся солнышко в рыжие усы – каждому достанется  капелька росы!
2. Мы подкову радуги разогнём!  И в косички радугу заплетём!
Припев.
3. Не растает радуга нсовсем!  Мы разделим радугу всем, всем, всем!
Припев. 
Вот, все друзья собрались - отправляемся дальше в путь. А сейчас небольшая разминка - игра «Джолт» под названием «Раз словечко, два словечко…». Слайд 5-8
На экране вы видите задание, которое нужно выполнить.
1. Задание:
ВМЕСТЕ В КОПАТЬ ТРАВЕ СИДЕЛ ШАГАТЬ КУЗНЕЧИК И ТОГДА НАВЕРНЯКА ВДРУГ ВЕСЕЛО ПО АНТОШКА ПРОСТОРАМ ЗАПЛЯШУТ ВЕСЕЛО ПОЙДЕМ КАРТОШКУ
Мысленно назовите слова, которые относятся к песне «Вместе весело шагать» и поднимите руку.
2.Задание:
ВМЕСТЕ В КОПАТЬ ТРАВЕ СИДЕЛ ШАГАТЬ КУЗНЕЧИК И ТОГДА НАВЕРНЯКА ВДРУГ ВЕСЕЛО ПО ОБЛАКА ПРОСТОРАМ ЗАПЛЯШУТ АНТОШКА ПОЙДЕМ КАРТОШКУ
Мысленно назовите слова, которые относятся к песне «Антошка» и встаньте.
3.Задание:
ВМЕСТЕ В КОПАТЬ ТРАВЕ СИДЕЛ ШАГАТЬ КУЗНЕЧИК И ТОГДА ПО НАВЕРНЯКА ВДРУГ ВЕСЕЛО ПРОСТОРАМ ЗАПЛЯШУТ ВЕСЕЛО АНТОШКА ОБЛАКА ПОЙДЕМ КАРТОШКУ
Мысленно назовите слова, которые относятся к песне «Улыбка» и покачайте головой в разные стороны.
4.Задание:
ВМЕСТЕ В КОПАТЬ ТРАВЕ СИДЕЛ ШАГАТЬ КУЗНЕЧИК И ТОГДА НАВЕРНЯКА ВДРУГ ВЕСЕЛО ПО АНТОШКА ПРОСТОРАМ ЗАПЛЯШУТ ВЕСЕЛО ОБЛАКА ПОЙДЕМ КАРТОШКУ
Мысленно назовите слова, которые относятся к песне «В траве сидел кузнечик» и пожмите друг другу руки.
Молодцы.
А теперь конкурс «Собери слово». Нужно собрать слово из разбросанных букв. Какая команда быстрее назовёт собранное слово, та и получает балл. Слайд 9
Песня, композитор, музыка, припев, куплет, текст, мелодия.
Молодцы, справились.
Отправляемся дальше в путь. Я хочу вас познакомить с биографией и творчеством композитора В. Шаинского. Портрет В.Я.Шаинского вы видите сейчас здесь.
Знакомство Слайд 10
Биография и творчество В. Шаинского
Родился Владимир Шаинский 12 декабря 1925 г. в г. Киеве. Отец - Шаинский Яков Борисович. Мать - Шаинская Ита Менделевна. Родители его к музыке непосредственного отношения не имели: отец - инженер - химик, мать - биолог. Кто-то в доме первым обнаружил музыкальные способности мальчика: в 3 года он мог на слух спеть любую услышанную им мелодию. Было решено учить его музыке. Девяти лет Володя начал посещать музыкальную студию. Скрипкой увлёкся необычайно. Однако начавшаяся война прервала учёбу, и в 1941 г. семья была эвакуирована в Ташкент. Владимир продолжил музыкальное образование в Ташкентской консерватории, в которой учился вплоть до 1943 г., когда его призвали в армию.
Судьбы композитора складываются по- разному.
В 40- и 50-е годы его знали как скрипача. После войны в 1945 г. Владимир Шаинский поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет. Закончив его, работал оркестровщиком, композитором, музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров.
В 1962 г. поступил и в 1965 г. окончил композиторский факультет.
Ныне Владимир Яковлевич широко известен, в основном как автор многочисленных произведений для детей. Популярность его песен действительно огромна.
В чем тайна всеобщей детской влюблённости, повальной увлечённости песнями Шаинского? Ведь детские песни пишут многие.
Главный секрет успеха заложен, думается, в его счастливом мелодическом даре. Мелодии Шаинского яркие, остроумные, то ироничные, то ласково - забавные, удивительно просты и доступны для запоминания любому человеку - взрослому и ребёнку. Стоит услышать его песню, и вы, сами того не желая, начинаете напевать. Шаинский убеждён, что песня не только волнует, но, прежде всего - объединяет людей.
Шаинскому повезло. В наше время, время повального увлечения телевидением, большинство песен Шаинского для детей оказалось связанным со зрительным рядом: самим киногероем или происходящим с ним событием. Музыка Шаинского проста, чиста, человечна и очень талантлива. Песни Шаинского нужны людям. Особенно детям. И мы сегодня вспомним его песни, послушаем и исполним.
За годы творческой деятельности он сочинил очень много произведений.
Владимир Шаинский - автор десятков мелодий из любимых художественных и мультипликационных фильмов. Мультфильмы "Чебурашка", "Шапокляк", "Катерок", "Крошка - енот", "Трям, здравствуйте!", музыкальные сказки "2х2=4", "Площадь картонных часов", кинофильмы «Завтрак на траве», «И снова Анискин», «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» и многие, многие другие.
Владимиром Шаинским написаны более 300 песен, многие из которых стали популярными:
Песни Шаинского: Слайд 11
"Не плачь, девчонка", "Идет солдат по городу", "Песня Крокодила Гены", "Улыбка", "Через две зимы", "Кузнечик", "Антошка", "Про папу", "Пропала собака", "Облака", «Мамонтёнок", «Ужасно интересно, все то, что неизвестно», «Песенка Чебурашки», «Дважды два четыре», «Крейсер «Аврора», «Чунга – Чанга», «Пожалуйста, не жалуйся», «Игра», «Снежинки», «Синяя вода», «По секрету всему свету», «Цирк», «Все мы делим пополам», «Чему учат в школе», «Песенка про кузнечика», «Река детства».
Владимир Шаинский удостоен многочисленных государственных и общественных наград и премий. Он - Народный артист России (1986 г.), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978 г.), лауреат Государственной премии СССР (1981 г.), лауреат премии Ленинского комсомола (1980 г.).
Этот немолодой уже человек на редкость энергичен и мобилен. У Шаинского вообще такая напористая, энергичная манера разговора. Он в постоянном движении и во время беседы не сидит, а стоит или ходит. Утро композитора Шаинского начинается в 6 часов. Этот человек делает 50 «отжимов» на полу на пальцах, работает с гантелями, подтягивается на турнике, крутится на кольцах, подвешенных к потолку в прихожей его квартиры. Он невысок ростом, коренаст, весь состоит из мускулов. Он - человек большой физической силы и отменного здоровья. Он не только делает усиленную спортивную гимнастику, но и плавает, ходит на лыжах, бегает на коньках, занимается наземной и подводной охотой, рыбной ловлей, велосипедным спортом. Живёт и работает в г. Москве.

Итак, мы продолжаем наше путешествие. Следующий конкурс в путешествии - конкурс «Музыкальные загадки». Играем командами. За каждую правильно отгаданную загадку - команда получает балл (жетон). Начинает игру команда, которая быстрее вспомнит и напоёт строчку из песни В.Шаиинского «Улыбка».
Конкурс «Музыкальные загадки» Слайд 12
Задание:
Узнать песенку по нескольким словечкам. Слушайте внимательно моё задание.
В данном случае - это детская песня.
а) Небосвод, кокосы, бананы. («Чунга - Чанга»).
б) Минуты, небосклон, машинист. («Голубой вагон»).
в) Папа, дом, мама. («Про папу»).
г) Улыбка, облака, кузнечик. («Улыбка»).
д) Трава, лягушка, огуречик. («В траве сидел кузнечик»).
е) Волшебник, кино, оставит. («Пусть бегут неуклюже»).
Исполнение попурри Слайд 13

Конкурс «Музыкальная викторина» - песни по описанию
Нужно будет отгадать песню по описанию. Играем также командами. Я задаю вопрос, а вы говорите, что это за песня. За каждую правильно названную песню - команда получает - балл (жетон). Затем все исполняют куплет из этой песни. 1-й начинает игру – команда, которая начинала в предыдущей игре игру второй.
1. Песня о трагической смерти маленького насекомого. («В траве сидел кузнечик»). Кто съел зелёного кузнечика?
2. Песня о празднике, который бывает только раз в году, и какой персонаж из мультфильма пел: «Я играю на гармошке…». (Крокодил Гена - «Пусть бегут неуклюже»).
3. Песня о голубом транспорте, который катится навстречу новым приключениям, на нем можно добраться до небосклона. (« Голубой вагон»).
4. Песня о том, чему вы научитесь, когда детский сад позади - о ежедневных занятиях в течение 10-11 лет. В какой песне можно узнать про глагол и про тире? («Чему учат в школе»).
5. Песня о существе, которого каждая дворняжка знает. («Теперь я Чебурашка»).
6. Песня об очень простом арифметическом действии. («Дважды два - четыре»).
7. Кто ничего не проходил и кому ничего не задавали? («Антошка»).
8. Что увидел Крошка Енот в пруду? («Улыбку»).
9. В какой песне можно повторить таблицу умножения? («Дважды два четыре»).
Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
Итак, в путь. Следующий конкурс - музыкальная игра «Угадай мелодию». Игру продолжаем 2-мя командами. Слушаем мелодии из известных вам детских песен, а вы должны угадать, что за песня только что прозвучала. Начинает игру команда поочереди. Если она не может отгадать загаданную песню, то ход переходит к другой команде. Команды не забывают, что за правильный ответ команда получает балл. (Жетон).
Музыкальная игра «Угадай мелодию» Слайд 14
Инсценировка песни «Антошка»
Путешествие наше продолжается. Следующий конкурс – конкурс «Продолжи песню».
Команда, которая быстрее подняла руку и правильно ответила, то получает балл.
Конкурс «Продолжи песню»
От улыбки…
Папа может…
Тили-тили…
Облака белогривые…
Висит на заборе…
Если б не было…
Буквы разные…
Чунга - Чанга…
Конкурс «Верно ли что…»
Нужно ответить - верно утверждение или нет. За правильный ответ - балл.
1.В.Я. Шаинский родился в 1925 г.?
2. В.Я. Шаинский является советским композитором?
3. В.Я. Шаинский – человек высокого роста?
4. В.Я. Шаинский писал музыку к мультфильмам и кинофильмам?
5. В.Я. Шаинский написал песни «В траве сидел кузнечик», «Облака», «Улыбка», «Песенка мамонтёнка»?
6. В.Я. Шаинский в данное время жив?
7. В.Я. Шаинский писал песни о школе, дружбе, животных?
Молодцы и с этим заданием справились.
Молодцы, ребята, хорошо поиграли. Наше путешествие близится к завершению. Наступил момент подведения итогов. У нас есть команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Победила команда…, а это значит, что эта команда знает больше песен В. Шаинского. (Обе команды набрали одинаковое количество баллов, а это означает, что все участники знают песни В. Шаинского).
Вот и закончилось наше увлекательно - познавательное путешествие по стране песен В.Я.Шаинского.
Рефлексия.
Быстро пролетел урок, подведём теперь итог,
Чем сегодня занимались,
В чем с охотой упражнялись,
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали?
Итог занятия:
О ком мы говорили на занятии? Что нового для себя вы узнали? Можем ли мы сказать, что познакомились с Владимиром Шаинским, и с его песенным творчеством?
Перечислите, где вам удалось «побывать» во время путешествия.
Что вам наиболее запомнилось?
Хотелось бы вам и дальше продолжить знакомство с музыкой В.Я.Шаинского или других композиторов?
Итог. Все о чем поётся в песнях Шаинского – неоценимое богатство жизненных знаний, психологических установок, которые помогают быть успешными в жизни. Поэтому-то они и по нынешний день актуальны и востребованы. Сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы его песен легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать. С предлагаемым репертуаром дети могут выступать на праздниках, концертах, на различных конкурсах, а также просто петь в повседневной жизни.
У вас на столе лежат смайлики. Если вам было интересно, то дорисуйте смайлику улыбку.
Домашнее задание: выполнить и принести к следующему занятию рисунки о нашем сегодняшнем музыкальном путешествии.
А закончим наше занятие песней «Вместе весело шагать». Слайд 15
Исполнение песни «Вместе весело шагать».
Педагог. Всем
Завершение занятия - «До свидания». Слайд 16
До новых встреч!