Конспект занятия по программе Экологические тропинки -Внимание и забота о братьях наших меньших


МБОУ ДОД «Дом детского творчества№4»
г. Новокузнецк
Конспект мероприятия
«Внимание и забота о братьях наших меньших»

педагог дополнительного образования
Маркушина С.Д.
Цель:  Формирование представлений детей о значение домашних животных в жизни человека.
Задачи : Образовательные: -интегрирование знаний учащихся о среде, в которой живут домашние животные, -знакомство с особенностями разведения и содержания домашних животных, познакомить с профессиями животноводов.
Развивающие: - развитие умения делать выводы, обобщать, классифицировать, находить общий признак; - способствовать расширению кругозора учащихся.
Воспитывающие:- развитие интереса к окружающему миру;
- воспитание любви и заботливого отношения к животным.
Оборудование: картины с изображением домашних животных, изображения Георгия Победоносца
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
Сегодня на занятии у нас будет много интересного. Мы сделаем много открытий, а каких - узнаете позже.
Мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь.
II. Как вы, ребята, думаете. Кто испокон веков жил рядом с человеком помогал человеку? (животные)
О каких животных мы будем сегодня говорить, узнаете из загадок.
Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы человек,
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро.
(Лошадь)
Рыжий молокозавод день жует и ночь жует,
Ведь траву не так легко переделать в молоко!
(Корова)
Заворчал живой замок
Лег у двери поперек.
(Собака)
Вместо носа – пятачок,
Там, где хвост – висит крючок,
Пятачок деревянный,
А крючок вертлявый.
(Свинья)
По горам, по домам ходит шуба да кафтан.
(Овца, баран)
Зубастый, мохнатый,
как есть начнет - песенку поет.
(Кот)
Я не будильник, но бужуЯ с бородой и в шпорахС большою важностью хожуИ вспыльчив словно порох. (Петух.)
С бородою не старик, с рогами, а не быкДоят а не корова, с пухом, а не птицаЛыко дерет, а лаптей не плетет.(Коза.)
Домовитая хозяйка полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком - он поделиться медком.(Пчела.)
-Ребята! Скажите, а какие это животные? (домашние животные)
-Итак, сегодня мы будем говорить о домашних животных и тема нашего занятия «Братья меньшие» (домашние животные) 
-Почему животных назвали домашними?
-Откуда взялись животные у человека?
-Для чего человек подружился с этими животными? (Рассказ педагога как люди приручили домашних животных).
У наших предков не было хозяйства без скота. Под одной крышей с человеком жили: кони, овцы, куры, гуси, козы. Не было дома без собаки и кошки. Издавна считается, что у домашних животных есть свой покровитель - святой великомученик Георгий. Его день – 6 мая. В этот день домашних животных впервые после зимы выгоняют в поле. Его лик изображен на белом коне и поражающем змея копьем. Мы можем видеть на государственном гербе.
Все домашние животные служат человеку.
-Как же лошади служили человеку?
Поэтому люди ценили, уважали лошадей, давали им клички: Гнедой, Вороной…..
-А должен ли человек заботиться о животных?
-Кто знает, как нужно ухаживать за лошадьми? (чистить щеткой, кормить сеном и овсом, чистить в конюшне.)
Кто больше ухаживает за лошадьми: мужчина или женщина?
-А как ухаживают за коровой?
-Кто больше ухаживает за коровой: мужчина или женщина?
4)А что делает собака? (охраняет дом, сторожит стадо, выслеживает добычу.)
5)Что можно сказать про кошку?
(чистит дом.)
Известно, что животных приручали и держали дома.
Названий отраслей животноводства:
Ребята, а кто знает, как называется отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением домашних животных? (Животноводствово.)  - Как понимаете это слово?
-Животноводство- разведение домашних животных. Для чего нужно животноводство? (получать продукты питания, шерсть, пух, кожа, кумыс-молоко кобылы, овечье молоко-сыр-брынза)
-Животноводство - это выращивание домашних животных для получения продуктов питания и материалов для промышленности.
птица – птицеводство
рыба – разведение рыб
кролик- кролиководство и т.д.
(таблица на доске)
Физкультминутка.
Конь меня в дорогу ждет
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскочу
Не поеду – полечу!
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу еще рукой. 
«Музыкальные новости».
- Многим домашним животным люди посвящали песни.
«Коровушка», «Утушка луговая», «Два веселых гуся» и т.д.
-Какие песни про домашних животных вы знаете? (прослушивание мелодии)
«Картинные новости».
-А художники изображали животных. Рассматривание картин с изображением животных
Жилища животных - Знаете ли вы, что у каждого животного свой дом и место в поле.
Корова-хлеб-стадо.
Конь-конюшня-табун.
Овца-овчарня-отара.
Собака-будка-двор.  -И только кошка живет в доме. Ночью отправляется в погреб или амбар на охоту.  В Древнем Египте кошка была признана священным животным. Кошек с почестями хоронили, устанавливали памятники. Ученые считают, что это потому, что Египет – хлебная страна, а где зерно, там мыши. Единственным средством борьбы с мышами была кошка.
О собаке. У нас уважают собаку недаром;
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапером. Порою собаки
На танки бросались в атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
Действительно, собака одна из первых была приручена человеком, она наш друг с давних времен. - Человек, изучающий все про собаку, называется кинологом.
Игра «Спор животных» (Дети встают в круг, педагог читает сказку).
«Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кто из них хозяин больше любит.
-Конечно, меня – говорит лошадь, я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу, сам он на мне в город ездит, пропал бы он без меня совсем.
-Нет, хозяин любит больше меня,- говорит корова,- я всю его семью молоком кормлю.
-Нет меня,- ворчит собака,- я его добро стерегу.
-Послушал хозяин этот спор и говорит.
Учащимся предлагается представить себя в роли хозяина и подумать, что бы они ответили. Учащиеся высказываются по кругу. Педагог подводит итог, дочитывает сказку.
«Перестаньте спорить по-пустому; вы все мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».
Итог. -О каких животных мы говорили?
- Что должен делать человек, чтобы животные исправно ему служили?
Люди немало трудятся, чтобы заготовить на всю зиму корм, душистое сено, овес. Домашних животных не обижают. А если животное заболело, обращаются к ветеринару.
У кого дома есть домашние животные?
Труд животноводов чем-то похож, но имеет и ряд отличий. Легок ли труд животноводов?
Что нужно делать, чтобы животные хорошо себя чувствовали?(следить за здоровьем, ухаживать, кормить)
Ребята, как связаны между собой растениеводство и животноводство?(навоз, корм, удобрения)
А животноводство и промышленность?(современное оборудование, комбикорма, корм, доильные аппараты)
Положите знания какие у вас были на левую руку, а на правую знания, которые получили сегодня. Соедините эти знания.(Похлопали)