Преемственность между дошкольным и начальным образованием путем формирования универсальных учебных действий дошкольников


Преемственность между дошкольным и начальным образованием через формирование предпосылок универсальных учебных действий.
-1270-63500
Николина Л.В.,
старший воспитатель ДП «Радуга» ГБОУ школы №1148 «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л.С. Выготский.
Дошкольное образование предполагает ту самую стадию развития, о которой говорит Л.С. Выготский. ФГОС ДО определяет портрет выпускника детского сада. Этот портрет во многом перекликается с портретом выпускника начальной школы. Педагоги понимают, чему учить, зачем учить. Разница - в том, как учить. Дошкольное образование учит детей учиться в совместной деятельности детей и педагогов, а школа учит детей учиться самостоятельно. В рамках дошкольного образования мы можем говорить лишь о формировании предпосылок УУД. Особенность дошкольного образования состоит в том, что оно опирается на психологические и возрастные особенности дошкольников, на ведущую деятельность детей дошкольного возраста – игру, на наглядно-образное восприятие ребенка. Поэтому всю образовательную деятельность педагоги ведут через игровые приемы, создание игровых проблемных ситуаций, с большим набором наглядности, подобранной по темам. Свои знания дети переносят в игру, дополняя и обогащая их. Во многом нам помогает предметно-развивающая среда в группах, где ребенок проводит целый день.

Предпосылки УУД формируются в организованной образовательной деятельности: на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, формированию целостной картины мира, художественному творчеству, познавательно-исследовательской и конструктивной деятельность, музыке, физической культуре.
Эти занятия проводятся в каждой возрастной группе. При этом учитываются основные принципы педагогики: последовательность, постепенность, от простого к сложному.
Дошкольное образование предполагает формирование следующих УУД.
Личностные: главная цель – мотивационная готовность ребенка к школьному обучению.
В нашем детском саду ежегодно проводятся День знаний, экскурсии в школу, посещение школьного музея, встречи с выпускниками детского сада, чтение художественной литературы, беседы о важности и необходимости получения знаний.

Также целью работы по формированию личностных УУД является ориентирование дошкольников на этические и моральные нормы поведения и личностные качества. Это происходит через ознакомление с художественной литературой, устным народным творчеством, музейную педагогику, знакомство с традициями русского народа и т.д. В рамках всего учреждения проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам – Дню знаний, Новому году, Дню Победы, Дню зашиты детей. Эффективными, на наш взгляд, являются акции – «Подарок ветерану», возложение цветов к Памятному камню в честь победы на Курской дуге, «Рисунок заболевшему ребенку», «Кормушка для птиц».

Регулятивные УУД заключаются в формировании у ребенка умений действовать по образцу, по заданному плану, по правилу, по заданным условиям (в старшем возрасте). Педагоги учат детей сохранять заданную цель, видеть указанную ошибку, дать возможность исправить ее. И, конечно, адекватно реагировать на неудачу, оценку взрослого и сверстника. Эффективной оказалась работа со схемами-планами. В школе эти умения пригодятся ребенку при составлении рассказов, а в дальнейшем и при написании сочинения. Логические блоки Дьеныша позволяют научить ребенка декодировать схему. Формированию регулятивных УУД способствует и конструктивная деятельность, предполагающая конструирование по схеме, по описанию, по условиям. Дети называют детали конструктора: кирпичики, пластины, призмы, арки, полуарки, куб и т.д. Эти знания пригодятся детям на уроках математики в школе, в дальнейшем – на уроках геометрии, что позволяет говорить о межпредметных и метапредметных связях.

Что касается познавательных УУД, они в полном объеме прописаны в программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Остановлюсь лишь на формировании элементарных математических представлений. В младшей группе дети осваивают понятие «один - много». В средней – счет до 5. В старшей дети считают до 10. В подготовительной к школе группе - до 20 и больше. Программа предусматривает решение детьми 6-7 лет примеров и задач в пределах 10. К подготовительной группе дети приходят уже с четким пониманием, что любое число состоит из единиц. Любое число можно получить сложением двух меньших чисел. Ребенок усваивает, что 5 – это 1 и 4, 2 и 3 и т.д.. Помимо счета дети осваивают знания по ориентировке во времени и пространстве, знакомятся с величиной. Знакомство со знаками > и <, условной меркой, объемом, днями недели и месяцами, работа в тетрадях способствуют формированию познавательных УУД и обеспечивают преемственность между дошкольным и начальным образованием. Межпредметность познавательных УУД проявляется в разных видах детской деятельности. Отличный способ обеспечить межпредметность – комплексно-тематическое планирование, которое ориентируется на события в стране, сезонность, знаменательные и памятные даты. Например, в течение недели изучается тема «Животные осенью». Педагоги планируют по теме чтение художественной литературы, знакомство с писателями, заучивание стихов, слушание музыкальных произведений, художественное творчество. Дети участвуют в тематическом оформление группы. Все это позволяет обеспечить амплификацию (обогащение, расширение знаний по теме) и говорить о межпредметности.
Отдельного внимания заслуживают занятия по обучению грамоте. Знакомству детей с буквами предшествует длительный период по звуковому анализу слова, по знакомству детей с понятиями: «звук», «слово», «предложение». Старшие дошкольники составляют слова схематично по звукам из зеленых, синих и красных квадратов. А в подготовительной к школе группе дети легко заменяют квадраты буквами и без труда учатся читать.

Коммуникативные навыки. Задача педагога-дошкольника - научить детей слышать собеседника, идти на контакт со взрослыми и сверстниками, овладеть навыками монологической и диалогической речи. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются во всех режимных моментах, в том числе на занятиях и в игровой деятельности. Но педагогам и детям очень нравятся специальные упражнения и задания. Например, работа в парах: ребенок дает инструкции сверстнику по составлению узора.

Межпредметность УУД проверяется в повседневной жизни и, конечно, в игре. Ежегодно мы проводим музыкально-игровой марафон, когда к детям приходят сказочные герои и предлагают разнообразные задания. Дети «вытаскивают» эти самые УУД, с помощью которых и решают проблемные ситуации. Например, Старуха Шапокляк предлагает поднять потерянный кошелек («Как ты поступишь?»), Кот и Лиса утопили золотой ключик в трехлитровой банке (надо достать ключ, но руки мочить нельзя) и др.
Единственное, чего не дает дошкольное образование – это письмо. По мнению родителей выпускников, самое сложное для ребенка-школьника – научиться писать. Именно то, что отсутствует в дошкольном образовании.
Таким образом, дошкольное образование обеспечивает плавный переход к обучению ребенка в школе, создает и формирует базис для дальнейшего этапа обучения.