Преемственность в вопросах здоровьесбережения детей между дошкольным и начальным образованием

Преемственность в вопросах здоровьесбережения детей между дошкольным и начальным образованием
«Главным сокровищем жизни является не земли,
 которые ты завоевал, не богатства,
главным сокровищем жизни является здоровье
и чтобы его сохранить, надо многое знать».
 Авиценна
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. У дошкольника при поступлении в школу должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося, поэтому и возникла особая  необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования .Поэтому необходимо, чтобы воспитатели и учителя придерживались одинаковых взглядов на принципы развития ребёнка и основывали на них свою работу. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности.
Современное общество бьет тревогу о состоянии здоровья нации. Неутешительные данные статистики в образовательных учреждениях, также, свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. В связи с ухудшением здоровья детей, не полностью сформировавшейся мотивацией к ведению здорового образа жизни в дошкольном возрасте возникла необходимость продуманных качественных перемен, направленных на формирование здоровой личности в условиях непрерывности образования .По моему мнению, одной из ключевых позиций преемственной связи между дошкольным учреждением и школой должен стать вопрос здоровьесбережения детей. Здоровьесбережение ребёнка – ведущая задача, под которой понимают систему мер, обуславливающих сохранение здоровья на всех этапах онтогенеза, защиту от нарастающих болезнетворных сущностей (биологических, химических, психических, физических по своему происхождению).
Наряду с созданием условий рассматривается вопрос и о формировании здоровья. Здоровьеформирование рассматривают как процесс становления позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой является внутренняя картина здоровья.
Вот почему педагогов детского сада и учителей начальной школы должна объединять общая цель: оптимизация воспитательно-образовательного процесса в формировании у детей основ базовой культуры здоровьесбережения. Преемственность в рамках формирования здоровья и здорового образа жизни между педагогами существует много лет. Участие в инновационной работе позволило успешно сотрудничать в формировании у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой. Опыт работы педагогов позволяет говорить о преемственности, как о двустороннем процессе образования, сущность которого заключается в следующем: детский сад формирует фундаментальные личностные качества ребенка (систему представлений, умения и навыки ЗОЖ, систему ценностных отношений к самому себе и своему здоровью, физической культуре как деятельности особой значимости для своего здоровья и др.), а школа "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника, расширяет знания и развивает накопленный им потенциал. Целью своей работы работники ДОУ должны ставить создание образовательной среды, способствующей формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности воспитательных и образовательных воздействий на этапах дошкольного и начального общего образования. Создавая специальные условия, нужно добиваться повышения уровня знаний детей о здоровье и здоровьеформирующих факторах, формировать мотивацию к ведению здорового образа жизни самими детьми и их родителями, повышать уровень практических умений и навыков ведения здоровой жизни.
Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это важнейшая задача образования и его основной результат.
Целью взаимодействия детского сада, семьи и школы является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно. Такой союз ориентирован на согласованность воспитательных и развивающих воздействий на ребенка. Именно поэтому особое внимание должно уделяться тесному сотрудничеству с родителями воспитанников и школьников.
Успехов в укреплении здоровья дошкольников, их полноценном развитии, оптимизации двигательной активности можно добиться только при наличии единой системы физического воспитания в детском саду и семье, а потом и в школе.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство готово принимать участие в физическом развитии детей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Зачастую родители стремятся быть примером для ребенка, но испытывают трудности в организации физкультурных, в  т.ч. совместных занятий. Основными компонентами предметно-развивающей среды в домашних условиях, обеспечивающими физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды и лыжи.  Но большинство родителей не могут успешно организовать двигательную активность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или контролера. Поэтому, систематически (2 раза в год) должны проводиться групповые родительские собрания, на которых сообщается основной объем сведений о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в ДОУ и школе, ее результатах и путях улучшения, должна проводиться консультативная работа, в которой участвуют все специалисты ДОУ, педагоги школы, освещая вопросы охраны жизни и здоровья детей, укрепления их психического и физического здоровья.
Так, вниманию родителей могут быть предложены следующие темы:
«Режим дня. Его значение в укреплении здоровья детей раннего и дошкольного возраста»;
«Питание – сбалансированное и рациональное, оказывающее существенное влияние на физическое и нервно-психическое развитие ребенка»;
«Значение прогулки для профилактики простудных заболеваний и укрепления здоровья детей»;
«Закаливание. Факторы закаливания. Виды закаливания. Укрепление защитных сил организма ребенка при помощи закаливания»;
«Поддержание и укрепление иммунитета детей с использованием витаминов, адаптогенов. Фитопрофилактика»;
«Профилактика воздушно-капельных инфекции: скарлатина, ветряная оспа».
Кроме этого при работе с родителями по данному вопросу говорить также о комплексном подходе в работе детского сада с семьей и школы с семьей, который включает в себя:
ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка ( по запросу родителей)  и его психомоторного развития (антропометрия);
целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.
ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и школе, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.)
ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ и школе, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, точечный массаж и т.д.).
Все эти сведения должны быть размещены в уголках для родителей .В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей в области физического воспитания и организации занятий с детьми должны выступать совместные физкультурные занятия, которые формируют у родителей основы физкультурной грамотности. Именно на таких занятиях они приобретают элементарные навыки организации двигательной деятельности ребенка, знания о физиологических особенностях детского организма, реакции на физическую нагрузку.


15