Проект След войны в моем городе

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение «Камышинский педагогический колледж»




Проект


«След войны в моём городе»








Авторы проекта:
Заведующая отделом
воспитательной работы и
молодежных инициатив
Давыденко Ольга Викторовна


Камышин


Содержание

I. Пояснительная записка.3
II. Содержание проекта.5
III. Идея проекта.6
IV. Участники проекта...7
V. Сроки реализации проекта..7
VI. План мероприятий...8
VII. Этапы реализации проекта.11
VIII. Средства для реализации проекта...12
IX. Смета расходов...12
X. Источник финансирования проектов.....13
XI. Материально-техническое обеспечение.13
XII. Ожидаемые результаты...13
XIII. Перспективы дальнейшего развития проекта..14
XIV. Заключительные положения....14
XV. Используемая литература...15
XVI. Приложения..17


I. Пояснительная записка

Социальные тенденции развития российского общества позволяют с большой долей вероятности утверждать, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях продолжающегося расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности, коммерциализации, и как следствие бесконтрольности СМИ, плотно воздействующих на сознание ребёнка, разрастании в обществе стилей и форм жизнедеятельности отчуждающих детей и молодёжь от реальности. Следствием отчуждения детей и молодёжи от культуры становится экспансия молодёжной субкультуры, ориентирующей, подрастающие поколения на удовольствия и потребление.
Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно поддерживающий ценностное самоопределение учеников и способный организовать их саморазвитие и самосовершенствование. Иными словами, современной российской школе требуется педагог с позицией воспитателя.
На это нацелена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом России, одним из направлений которой является переход на новые образовательные стандарты.
Образовательные стандарты, вошедшие в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», рассматриваются сегодня как средство обеспечения доступности и качества образования, его постоянного развития, связанного с изменяющимися сегодня запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.
Проект «След войны в моем городе» разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания обучающихся в педагогическом колледже. На сегодняшний день ни у кого, ни вызывает сомнения тот факт, что проблема патриотического воспитания молодого поколения особо актуальна. Актуальность данного проекта обусловлена приоритетным национальным проектом «Образование», потому что главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени, это возможность жить достойно и работать по специальности.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики социальной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей, следования им в личной и общественной жизни».
Проект должен помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества. В рамках нашего проекта, мы хотели бы более углубленно заняться развитием в каждом обучающемся чувства патриотизма, воспитанием ответственности за свою малую и большую Родину, историческое и героическое прошлое. В настоящее время в проекте мы руководствуемся следующей нормативно-правовой базой:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»;
Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России» (с изменениями от 22 августа 2004 г.);
Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественный объединений»;
-- указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»;
- постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы"
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.);
- приказ Госкомспорта РФ от 23 января 2002 г. № 33 «О создании при Госкомспорте России Совета по патриотическому воспитанию»;
- долгосрочная областная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание граждан на 2011 – 2015 годы».

II. Содержание проекта
Эффективным способом решения поставленных задач станет реализация мероприятий по следующим основным направлениям деятельности педагогов и обучающихся:
1. Поисковая и научно-исследовательская работа.
2. Организация мероприятий, приуроченных к великой дате (уроки мужества, классные часы, творческие и спортивные мероприятия, совместные трудовые дела и т.д.).
3. Совершенствование технологий внеурочной работы с обучающимися.
4. Краеведческая работа.
5. Обобщение результата работы, систематизация собранных материалов.

III. Идея проекта

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать», - Д.С. Лихачев.
Патриотизм – это категория нравственная. Надо помнить, что к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Индивид сознательный поступает «по знанию» того, что каждый человек должен иметь гордость за Родину, понимать роль государства, принимать его историю, культуру. Как нравственное чувство, истинный патриотизм подразумевает духовность гуманизм, милосердие, провозглашает духовные ценности, разум, мир, добро, справедливость, любовь. Поэтому, мы поставили перед собой следующую цель.

Цель проекта - формирование пространства патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе примеров героических страниц ВОВ.


Задачи проекта:
Формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
воспитание интереса и формирование мотивации к изучению материалов ВОВ и достойной встрече 67 летия Победы;
создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга обучающимися;
изучение героического прошлого страны, города, формирование чувства сопричастности к истории Отечества, осознание священного долга перед Родиной;
ведение поисковой и научно–исследовательской работы обучающихся по изучению героического прошлого страны, края, родного города.

Выполнение этих задач предполагает осуществление следующих мер:
утверждение в сознание чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшему поколению, историческому и культурному прошлому России;
повышение эффективности системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого обучающегося любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно выполнять обязанности гражданина Отечества, патриота России;
обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств;
создание механизма и инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания обучающихся.



IV. Участники проекта
Обучающиеся колледжа: 1-3 курсы

V. Сроки реализации проекта
Проект: долгосолчный.


VI. План мероприятий на 2015-2016 учебный год

Мероприятия
Дата


Знакомство с методической литературой, планирование работы и обсуждение проекта
Сентябрь - октябрь


Анкетирование (приложение№1)
Октябрь


Диспут «Что значит быть патриотом сегодня?» для студентов 1 курса. (приложение№2)
Октябрь


« Листая страницы воспоминаний» Встреча с внуком А.П. Маресьева Маресьевым В. В. «Час памяти» для студентов 1 курса. (приложение№3)
Октябрь


Посещение музеев города: Дом учителя, Краеведческий музей, МОУ СОШ № 12, МОУ СОШ № 14
Октябрь - июнь 2014 год


Конкурс молодой журналист «Война глазами молодых»
Ноябрь


Литературная гостиная «Стихи о войне. Юлия Друнина»
Ноябрь


Творческо-поисковая работа обучающихся: « Город - госпиталь», «Человек легенда», « Его именем названа улица города»,
ноябрь-июнь 2014 год


Участие в городском патриотическом конкурсе молодых художников «В судьбе моей семьи – судьба России».
Ноябрь – Декабрь


Митинг Памяти посвященный комсомольцам -добровольцам, отправившимся в 1942 году на защиту Сталинградской земли
Ноябрь


Ю°Городская спортивно- военизированная игра «Орлёнок»
Ноябрь-Февраль


Книжная выставка «Прифронтовой Камышин»
Январь


Экскурсия. «Памятники истории города». (приложение№4)
февраль


Познавательная игра «Гордимся славою своих прадедов» (приложение №8)
февраль


Классные часы: «В памяти наших поколений» (приложение№5) «Сталинград – пылающий адрес войны»; «Он тогда не вернулся из боя»
Февраль


Театрализованная постановка «Музы в шинелях».
Март


Экскурсия и возложение цветов к памятникам воинам всех поколений
В течение года


«Всё для фронта, всё для победы!» Вечер встречи с труженицами тыла.
Март


Конкурс творческих работ «Великой победе посвящается»
Апрель


Викторина «Хроника судьбы настоящего человека»
Апрель


Выпуск фотогазет-коллажей «Знаем. Помним. Гордимся»
Апрель


Акция «Ветеран живёт рядом» (волонтеры)
Май


Выставка-мини-музей «Хранить вечно».
Май


Уроки мужества, час памяти, музейные уроки, внеклассные мероприятия с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла: «Две жизни. Два героя»; «А у тебя устало слезы льются»; «Мы наследники Победы»
В течение года


Викторина «Знаете ли вы историю прифронтового Камышина?» (приложение№6)
Май


Участие в благоустройстве памятников погибшим в ВОВ
В течение года


Конкурс видеороликов «Живая летопись войны» - (3 курс)
Май


Фотовыставка «Жизни своей не жалея, за Родину свою!» - (1 курс)
Май


Видеоинтервью с ветеранами ВОВ - (2 курс)
Май


Линейка памяти и возложение цветов: к памятнику А. Маресьева; к памятнику комсомольцам добровольцам на мемориальном кладбище «Воинской славы».
9 мая


Встреча с председателем Совета ветеранов войны Ю.Ф. Ефременко. «Живут среди нас ветераны».
Март


Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка»
Апрель-май


Просмотр тематических кинофильмов в ДДК «Дружба»
В течение года


Книжная выставка «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны».
Май


Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы. Праздничное мероприятие посвященное 67 годовщине Великой Победы. (приложение№7)
Май


Участие в городском конкурсе «Мы внуки Победы»
Май


Операция «Ветераны живут рядом»: оказание помощи ветеранам ВОВ; подготовка ростков и саженцев для клумб и аллей «Зеленые островки памяти» « Мы наследники Победы»
Май


Торжественная линейка, посвященная памяти Героя Советского союза А.П.Маресьева
18 мая


Городские спортивные соревнования, посвященные 67-летию Великой Победы, Дню защитника Отечества».
В течение года


Издание сборника студенческих проектов, сценариев и программ духовно-нравственного и патриотического воспитания «След войны в моём городе»
В течение года


Участие в областных, городских мероприятиях ко Дню Победы, а так же в научно-практической конференции «Великая Победа: от творцов к наследникам. Патриотическое воспитание на героических традициях Великой Отечественной войны».
В течение года


Акция «Стена Памяти». Обновление экспозиций, стендов.
Февраль-май

В дни Воинской славы России: возложение
17 ноября - День комсомольцев добровольцев(1942).
2 февраля - День разгрома советскими войнами немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
23 февраля – День защитников Отечества (1918 год);
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 годов)
Заповеди, на основе которых строится работа проекта по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.

VII. Этапы реализации проекта

№ этапа
Название этапа
Продолжительность этапа
Основное содержание

Этап 1
Организационно-методический
Сентябрь-октябрь
Знакомство с методической литературой, планирование работы и обсуждение проекта. Исследование ценностных ориентаций обучающихся: - беседы, - анкетирование, -наблюдение.

Этап 2
Экспериментально-внедренческий
Ноябрь
Анализ ценностных ориентаций обучающихся. Активизация работы педагогов и обучающихся, внедрение проекта.

Этап 3
Проектно-деятельностный
ноябрь - май
Диагностика. Поисковая работа. Проведение тематических мероприятий, совершенствование технологий внеурочной деятельности

Этап 4
Рефлексивный
Июнь
Подведение итогов, анализ эффективности деятельности, обобщение результатов

VIII. Средства для реализации проекта

Направление расходов


1.
Улучшение материально-технической базы
Средства ИКТ – 5 комплектов. Электронные учебные пособия. Оборудование баннерами музейных залов. Создание картинной галереи «Герои Камышина»

2.
Рекламно-издательская деятельность
Выпуск методического пособия «Проектная деятельность в воспитательной работе колледжа»

3.
Проектная и научно-исследовательская деятельность обучающихся
учебные пособия, участие обучающихя в городских, областных, всероссийских конкурсах

4.
Развитие воспитательной системы
проведение экскурсий, путешествий, праздников, мероприятий


IX. Смета расходов

Наименование
Количество
Стоимость

Бумага
формата А4
5
850

CD-ROM
диск
20

450

Заправка картриджей:
цветной;
черный


2
4

3000
600

Прокат костюмов
30
2000

Покупка живых цветов
100
1100

Изготовление баннеров
10
3000

Транспортные расходы
-
4000

Итого
-
-
15000

X. Источники финансирования проекта
Бюджетные ассигнования;
внебюджетныe ассигнования.
XI. Материально-техническое обеспечение
Компьютер;
цветной принтер;
фотоаппарат;
литература;
бумага;
фломастеры;
видеокамера;
музыкальный центр;
телевизор;
интерактивная доска.
XII. Ожидаемые результаты
1. Повышение интереса к изучению материалов о ВОВ.
2. Приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа.
3. Воспитание обучающихся гордости за подвиги защитников Отечества.
4. Воспитание истинных патриотов, достойных граждан своего города, края, Родины.
5.Вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность.
6. Достижение высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания
обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

7. Активизация поисковой и исследовательской деятельности, увеличение количества участников научно- исследовательских работ по сбору сведений о земляках воевавших на фронтах ВОВ и тружениках тыла, о памятных местах города.

XIII. Перспективы дальнейшего развития проекта
      участие в областном образовательном форуме, конференциях;       публикации в СМИ;       городской семинар для заместителей директоров по ВР на тему: «Опыт колледжа в патриотическом воспитании воспитания молодого гражданина».

XIV. Заключительные положения
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, обучающиеся воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию. Конечным результатом реализации проекта должна стать положительная динамика роста патриотизма, а также создание механизма оценки эффективности и результатов реализации данного проекта.











Используемая литература
1. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: Монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов и др.; Под общ. ред. С.В. Дармодехина и А.К. Быкова. - М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 2007.
2. Великая Отечественная война: 1941 1945: энциклопедия для школьников. – М.: Олма-пресс, 2000.
3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Концептуальные основы патриотически-ориентированного образования: Монография. – Волгоград: Авторское перо, 2004.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
5. Друнина Ю. В. Полынь: Стихотворения и поэмы. – М.: Современник, 1989. – 336 с.
6. А. А. Иванов, В. М Шамаев, В. С. Шантарин
Возвращение: Хроника судьбы настоящего человека. – Волгоград, 2009.
7. « Идёт война народная»: Стихи о Великой Отечественной войне / Сост. Н. И. Горбачёва. – М.: Дет. Лит., 2001. – (Шк. Б-ка)
8. Камышин. Страницы истории. – Волгоград: Комитет по печати, 1994. Составитель Мамонтов В. Н. – 96 с., ил.
9. Лирика 40-х годов / Вступит. слово. Сост. И ред. В. Я. Вакуленко. – Фрунзе: Кыргызстан, 1977. – 768 с. (Русская советская лирика).
10. Люби и знай свой край. – Пособие. / сост.: методический кабинет гороно. Камышин, 1993. учеб.
11. Наш Маресьев. – Камышин, 1996.
/ Сост.: Старший научный сотрудник музея Шантарич В. С.
12.Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика: научное издание / Под общ. ред. А.К. Быкова и А.Н. Вырщикова.- М.: Роспатриотцентр; Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005.
13. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика: научное издание / Под общ. ред. А.Н. Вырщикова.- 2-е изд., доп. и перераб. - Волгоград: Панорама, 2008.
14. Российский патриотизм: истоки, содержание и воспитание в современных условиях. Учебное пособие / А.Н.Вырщиков, С.Н.Климов, М.Б.Кусмарцев, И.В.Метлик и др. / под общ. ред. А.К.Быкова и В.И.Лутовинова. – М.: Планета, 2010.



























 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание. – Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение,2010. – С. 3.










13PAGE 15


13PAGE 15


13PAGE 141715




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 7 Заголовок 815