Конспект урока-мастерской по драме А.М. Горького На дне



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД НИЖНИЙ НОВГОРОД»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 74 с углубленным изучением отдельных предметов»
603079, г.Нижний Новгород, ул.Березовская, дом № 2
тел.279-42-24, факс 279-41-34
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Номинация : «Постигая Горького: pro et contra»
Методическая разработка урока по теме « Что есть правда? » (11 класс).
Учитель : Шерстянкина Любовь Леонидовна.
Контактная информация : г. Нижний Новгород,
Телефон- 89200133547
2794134








Учитель : Шерстянкина Л.Л.
Тема : « Что есть правда?» ( по драме А.М. Горького « На дне»)
Класс: 11
Цели :
1.Организовать деятельность учащихся в форме творческой мастерской.
2.Создать условия для развития навыка работы с научной и художественной литературой.
3.Помочь учащимся найти ответ на главный вопрос : « Что есть правда?»
4.Способствовать развитию ассоциативного мышления.
5.Развивать умение размышлять над прочитанным , анализировать текст , дискутировать ,делать выводы , обобщения.
Оборудование : портрет А.М. Горького, тексты драмы « На дне « , толковые словари.
Тип урока : комплексное применение знаний и способов деятельности , урок творчества и развития речи.
Основной метод : стимулирование творческой деятельности.
Форма урока : творческая мастерская как часть коммуникативно – творческой работы.
Форма организации : индивидуальная , групповая.
Предварительная подготовка : разделить класс на три группы, наизусть монолог Сатина ,прочитать драму.
Ход урока:
1.Слово учителя. Главное слово в драме А.М.Горького « На дне»- « правда» . Оно лейтмотивом проходит через всю пьесу .Вопрос о правде многогранен. Правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях.
Каждый понимает свою правду по-своему. С одной стороны - правда их повседневной , будничной жизни, правда « дна», с другой стороны- правда ,которую они хотели бы видеть.
1 индуктор . Он всегда предполагает ассоциативный творческий импульс, размышление
Учитель. Запишите слова – ассоциации к слову правда.
( Предполагаемые слова – ассоциации учеников : гармония ,смысл жизни ,нравственность ,лечение , лекарство )
Учитель. Свою правду о человеке и преодолении тупика А.М. Горький вложил в уста Актера, Луки, Сатина . Все они ищут свою правду.
2 индуктор. Социализация. Работа с текстом.
Учитель.Найдите в тексте высказывания Актера, Луки, Сатина о правде
жизни. Выпишите ключевые слова.
(1 группа - выписывает ключевые слова Актера ( предполагаемые слова: правда-игра ,чудо талант ,вера в себя ,
в свою силу...)
2 группа – выписывает ключевые слова Луки ( человек все может , правда человека, в которую он верит)
3 группа – выписывает ключевые слова Сатина (человек – он все .Человек –вот правда .правда – бог свободного человека)
3. Чтение наизусть монолога Сатина о правде .
Учитель. В чем правда Сатина ?
( Предполагаемые ответы учеников. Правда Сатина в человеке..Слова Сатина проникнуты верой в творческие силы человека ,в его разум.)
4. Социализация.
Учитель. В чем заключается правда героев?
(Предполагаемые ответы учеников . Это их представление о мире , о человеке , их жизненные цели)
Учитель. В чем сходство их правды?
( Предполагаемые ответы учеников. О таланте, о вере в человека первым сказал Актер , Сатин все обобщил , а Лука несет идеи преображения и усовершенствования жизни. Все герои работают на проблему торжества человека в контексте философских раздумий )
5. Работа с кластером.
Учитель. Составить кластер о философских раздумьях героев: что есть правда?(Предполагаемые ответы учеников . Философские раздумья о вере человека , человек –центр мирозданья ,о таланте человека ,об уважении к человеку .о свободе человека , об уме человека )
6. Информация. Работа со статьями Удодова и Гачева.
Учитель. Найдите слова , созвучные философским раздумьям А.М.
Горького о правде жизни.
( Предполагаемые ответы учеников .Человек – высшая правда и ценность мира )
7. Творческая работа. Составить текст, используя слова – ассоциации
к слову правда.
8.Информация от учителя. Лексическое значение слова правда , данное в словарях.
9. Рефлексия.
Учитель. Почему А.М. Горький не мог не написать о правде?
( Предполагаемые ответы учеников. А.М. Горький показал правду реальной жизни.
Человек – это высшая правда .
Приложения к уроку. Приложение №1.
Уроки – мастерские – это создание эмоционального настроя, толчок к творческой деятельности ,формулирование неожиданного задания, чтение и обсуждение текстов ,побуждение к новым формам творческой самореализации, поиск знаний ,психологический тренинг, преодоление барьера страха ,каждый ученик выбирает собственную креативную траекторию. Результат работы мастерской – создание творческого продукта.
Преимущества данной технологии:
1.Доброжелательное отношение.
2.Синтез процесса обучения с формами общения и индивидуальным творчеством.
3.Возможность создания атмосферы обмена мнениями.
Являясь рефлексивной технологией ,мастерская развивает к аналитической деятельности ,а также повышает роль самоконтроля и самоанализа


Приложение № 2
(Творческие работы учащихся . Создание текста на основе слов – ассоциаций)
1.Если в жизни есть правда ,то все вокруг наполняется гармонией и смыслом . Размышляя о правде ,приходишь к выводу ,что без нее жизнь невозможна ,ведь она основа любого нравственного человека.( Сергей)
2.Говорить правду тяжелее, а порой и больнее. Правда – самое нужное для человека лекарство, потому что оно лечит не тело, а душу ( Анна)

3.Что такое правда ?
Вопрос себе я задала.
Правда – это то, что колет всем глаза,
Правда – это истина с какой-то стороны,
Только в правде силу сможешь ты найти ,
Только с правдой по жизни ты пойдешь,
Только в правде ты победу обретешь. ( Света)
4 .Я знаю правды множество имен, Я знаю лжи единственное имя.
Ужель так надо , чтоб тянулся сон
Над временем , страницами родными.
И знаю я одно из лучших слов ,
Что из пьянящих правдой уст героев И Сатина , Актера и Луки Так остро , словно нож ,
Вонзаются до боли
В сердца читателей « На дне».
(Анастасия)
Приложение №3 . Фрагмент урока по драме А.М.Горького « На дне » (видеозапись)






Рисунок 115