Мастер-класс Работа по развитию речи в начальной школе в свете требований ФГОС


Работа по развитию речи в начальной школе в свете требований ФГОС II поколения Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Лицей №2» Клюсова Г.В. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета». К.Д. Ушинский Развитие речи школьников является одной из главных задач в деятельности учителя начальных классов. Новый ФГОС II поколения предусматривает развитие коммуникативных УУД. Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Умение высказывать свою точку зрения на события и поступки. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций. Умение выполнять различные роли в группе. Умение сотрудничать в паре. Хорошая речь для ребенка - залог успешного обучения и развития. Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Задание №1. Вставь слово Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.(Какой) … в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. (Какой?) … лист и (какая?) … травинка. (Какие?) … травы и (какие?) … цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!Н. Сладков Прочитайте. Выберите слово, которое в большей степени подходит к сказке. Жил-был в одной деревне мужик Иван, (задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под берёзку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван хлеб (ест, закусывает). Достал он кувшин, решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зелёной (траве, травушке) ползёт жук. Проверь себя Жил-был в одной деревне мужик Иван, задумал он своего брата меньшего в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван утомился. Сел он под берёзку, лапти свои скинул. Сидит Иван хлеб ест. Достал он кувшин, решил водицы испить. Вот видит, по зелёной травушке ползёт жук. Задание №2Составление предложений по данному началу За моим окном растет …Весной к нам …Летом я каждый день … Задание №3Составление предложения по данному концу ... и пошел снег.... расцвели подснежники.... сияет на солнце.… на каникулы в деревню. Задание №4. Допиши предложение Прочитайте. Озаглавьте текст. Допишите предложения.Пришла … . Белка надела тёплую … . Она залезла в … . Лиса приготовила … . Там она сделала себе постельку. Только ходит и воет по лесу голодный … . Он ищет … . Задание №5. Редактирование текста Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами.Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг жальке что-то показалось. И Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии. Проверь себя Самая умная из моих собак – это Жалька. Она всё ученье прошла, как будто её родители всему её научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг ей что-то показалось. И она эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так молодая собака поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.По М. Пришвину Задание №6. Выбор местоимения Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.Люба кормила кошку рыбой. Она её любила.На дереве сидели галчата. Они громко пищали.Собака сидит в будке. Она деревянная.Борис подошёл к отцу . Он улыбался. Задание №7. Определение границ предложений Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.По реке плывёт лодка. И плот.Когда деревья тихо качали ветвями. Они тихо поскрипывали.Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы.Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.Три дня пёс лежал голодный. Под крыльцом.Мороз мы идём по лесу. Задание №8. Повторение слов Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.Повар посолил суп солью.У Юры жил молодой котёнок.В детском саду много маленьких малышей.Наступила холодная стужа.По арене катался круглый шар.На поле синели синие васильки. Задание №9. Повторение мысли Прочитайте. Найдите в тексте повторяющуюся мысль.ЁжикОднажды дядя Володя возвращался с охоты и увидел ёжика. Он завернул его в куртку и принёс домой. Ёжик сначала всех боялся и выходил только ночью. Мы ставили ёжику молочко в блюдце. Ёжик выходил только ночью и пил молоко. Прошло несколько дней. Ёжик стал смелее и выбегал днём. Перед отъездом из деревни в город дядя Володя накормил его и отнёс поздним вечером в соседнюю рощу. Задание №10. Составь предложение. Из данных слов составьте предложения. Запишите их.Русский, хорош, зимой, лес.Деревьями, под, сугробы, глубокие.Согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы.Зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми. Составьте из слов предложения. Запишите текст. ЖуркаЗа, садом, журавля, осенью, мы, нашли, крыло, было, у, него, сломано, и, ручным, стал, окреп, он, за, зиму, его, Журкой, назвали, мы, журавли, над, весной, летели, селом, улетел, с, ними, Журка. Проверь себя ЖуркаОсенью за садом мы нашли журавля. У него было сломано крыло. За зиму он окреп и стал ручным. Мы его назвали Журкой. Весной над селом летели журавли. Журка улетел с ними. Задание №11.Составь рассказ Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звёздочки. На полу лежал пушистый снег. Проверь себя Спит Маша и видит сон. Сидит на лавочке Мороз Иванович. Позвал он Машу в дом. Дом у него был изо льда. На стенах блестели снежные звёздочки. На полу лежал пушистый снег. Расположи части текста в соответствии с планом так, чтобы получился связный текст. 1) Весна улыбнулась.2) Весна голос подает.3) Настоящей весной запахло.Приход весны.Вот уже снег сделался грязным, осел. Заговорили ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.Весь снег растаял. Показались подснежники. Это первые цветы. Они пахнут настоящей весной.Стало солнышко сильнее пригревать. Сосульки заплакали на крышах. Улыбнулась весна. Проверь себя 1) Весна улыбнулась.2) Весна голос подает.3) Настоящей весной запахло.Приход весны.Стало солнышко сильнее пригревать. Сосульки заплакали на крышах. Улыбнулась весна.Вот уже снег сделался грязным, осел. Заговорили ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.Весь снег растаял. Показались подснежники. Это первые цветы. Они пахнут настоящей весной. Задание №12. Раскрой тему Прочитайте сочинения. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.Зимние забавы.Наступила зима. Река покрылась толстым льдом. Все дети на реке. Они катаются на коньках. Пернатое царство затихло. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины. Белые шапки надели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Весело зимой! Задание №13 Составь текст по словосочетаниям. Используя данные словосочетания составь предложения и связный текст на тему ”Золотая осень”.Кружится хоровод, жёлтые листья, налетел ветер, запоздалый цветок, голые стебли, новая шубка, шуршит под ногами, золотая осень. Задание №14. Продолжи Внимательно прочитайте начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.Я не зря себя хвалю,Всем и всюду говорю …Спит будильник. Спит звонок.Просыпается щенок … Я не зря себя хвалю,Всем и всюду говорю: Я хороший, я пригожий, Всех всегда благодарю. Спит будильник. Спит звонок.Просыпается щенок…Он проснулся, потянулся,Мне и маме улыбнулся.Как проснулся наш щенок,Ни к чему теперь звонок! Задание №15. Составление рассказа по его началу Прочитайте. Напишите рассказ по его началу.Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды … Задание №16 Составь рассказ. Прочитайте. Составьте начало и конец рассказа. Запишите весь текст.За лето щенок очень вырос. Это был чёрный с белыми пятнами пёсик. Глаза у него блестели, как два ярких уголька. Мы щенка назвали Белоносый. Собака очень привыкла к нам.