Проект Подружись с планетой Земля


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 5»
г. Лениногорска муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
На курсах повышения
квалификации для воспитателей
Проект
«Подружись с планетой Земля»

Воспитатель: Гумарова Венера Мударисовна г. Лениногорск
2014 г.
Введение
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет экологическое развитие ребенка.
Постановка проблемы
Мы – жители планеты Земля, единственная планета Солнечной системы, где имеется достаточно большое количество кислорода в свободном состоянии. Благодаря ему на нашей планете возможно существование жизни.
Земля – наш маленький, прекрасный и единственный дом, надежный космический корабль, в котором человек должен быть хозяином. Этот дом полон тайн и чудес. Природа окружает нас постоянно но, к сожелению дети, как правило почти не обращают внимание на нее. Не замечают опасности в природе. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремление глубже узнать этот мир, прочувствовать его красоту.
Как сделать так, чтобы жизнь каждого человека не прошла мимо самой большой человеческой ценности – Природы? Как сделать так, чтобы все могли видеть и слышать красоту природы, нежность Весны, торжественность Зимы, хрупкость травинки...
Если не дать развиться этим чувствам в детстве, вероятнее всего,позже они не появятся. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше его эффективность. Ведь убеждение человека закладываются с детства. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого. И чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растет интерес к ней.
Формирование проблемы
« Как стать заботливыми хозяевами своей планеты?»
Для успешной реализации проблемы разработан проект « Подружись с планетой Земля».
Суть проекта
Проект носит комплексный, интегрирующий характер. Обеспечивает взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим, другими направлениями воспитательно – образовательного процесса. Предполагает активное включение всех участников в экологически ориентированную творческую деятельность.
Реализация проекта осуществляется в форме длительной игры, акцентирующий внимание на природной, социальной среде, экологии города. Игровой сюжет основан на том, что в детский сад приходит письмо от Лунтика - который просит с просьбой совершить путешествие и узнать тайны планеты Земля. Главные действующие лица в игре дети. Им предлагается роль «юных экологов». Они в процессе игры открывают тайны Земли, желают стать хозяевами своей планеты, улучшают окружающий мир, делают его прекраснее своими руками, приносят реальную помощь своей планете.
В ходе игры каждое мероприятие представляет собой своеобразный экологический практикум для дошкольников, их родителей и педагогов. Важное место отведено специальным занятиям развивающего типа, урокам доброты, экологическим экспедициям, природоохранным акциям, обучающим тренингам. Играя, дошкольники познают окружающий мир, выявляют причинно – следственные взаимосвязи. У них формируется опыт экологически грамотного поведения в природной и социальной среде.
Таким образом, работа над проектом стимулирует потребность каждого ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности, что позволяет обеспечить систему его личностного роста, ориентируясь на критерии экологической воспитанности.
Гипотиза: если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.
Цель проекта воспитание гуманных чувств, бережного отношения природным ресурсам родного края.
Задачи проекта:
Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения, стремления к сохранению и приумножению природных богатств.
Учить устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями.
Развитие творческих способностей, исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
Обогащение позитивного опыта взаимодействия с окружающей средой.
Включение родителей в осуществление данного экологического проекта.
Целевая группа проекта
а) по составу участников: групповой (дети 6-7 лет, педагоги, родители);
б) по целевой установке: познавательный, исследовательско - творческий;
в) по тематике: ролево - игровой;
Сроки реализации проекта средней продолжительности (от 1 до 3 месяцев)
Место реализации проекта МБДОУ №5
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
Запуск проекта: чтение звукового письма от Лунтика, беседа;
отбор наглядно и методического материала по теме проекта;
изготовление дидактических игр по теме;
подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
подбор материалов для творческих работ.
Основной этап
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
1 Экспедиция в природу
(экскурсии, целевые прогулки) Экскурсии, целевые прогулки август Гумарова В.М.
2 Оформление «стены тревоги»
ДОУ август Гумарова В.М.
3 Экологические игры
ДОУ август Гумарова В.М.
4 « Час» экологического чтения ДОУ август Гумарова В.М.
5 Занятия развивающего типа.
1 блок
«Живая и неживая природа»;
2 блок - Флора
«Растения»;
«Деревья»;
«Цветы».
3 блок – Фауна
«Животный мир»
4 блок
« Мир насекомых»
5 блок
«В мире все взаимосвязано»;
Игра «Пищевая цепочка»
6 блок
Жизнь человека не Земле
ДОУ сентября Гумарова В.М.
6 Игра «нравственная дилемма».
ДОУ октябрь Гумарова В.М.
7 Природоохранные акции На участке детского сада октябрь Гумарова В.М.
8 КТД- коллективные творческие дела, поисково – исследовательская деятельность. ДОУ октябрь Гумарова В.М.
Заключительный этап
Письмо Лунтику о проведенной работе, с иллюстрационным материалом.
Создание «Панорамных добрых дел»: выставляются все выполненные в ходе проекта творческие работы, фотоматериалы, рисунки, подтверждающие конкретные экологически ориентированные дела.
Экологический праздник, посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды.
Ресурсы
Условия Необходимо Имеется Источники Сроки
Нормативно-правовое:
1.Закона об образовании РФ, Приказа Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»),2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»,
3.Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
4.основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
5Региональная программа образования детей дошкольного образования. Р. К. Шаехова. – РИЦ, 2012. Необходимо изучить+
+
+
+
+ В течении года
Материально-технические:
1.Ноутбук;
2.Интерактивная доска;
3.Магнитофон. +
+
+ Кадровые:
1.Психолог;
2.Логопед;
3.Музыкальный руководитель;
4.Инструктор по физкультуре;
5. Воспитатель по обучению татарскому языку. +
+
+
+
+ Научно-методические:
Журналы
Энциклопедии Личная библиотека В течении года
Информационные:
1.Стенды;
2.Конференции;
3.Бюллетени;
4.Конференции;
5.Призентации. +
+
+
Мотивационные:
1.Самообразование;
2.Обучение на курсах;
3.Конкурсы;
4.Родительские собрания;
5.Анкетирование. +
+ Организационные:
1.Разработка плана мероприятия
Финансовые:
1.Призы;
2Грамоты;
3.Газеты
4.Журналы Собственные средства педагога

Ожидаемые результаты реализации проекта:
Овладение навыками исследовательской деятельности, действиями, благотворно влияющими на окружающий мир, изменяющими его к лучшему; проявление готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям.
Внесение личного вклада каждого участника проекта в улучшение экологического состояния планеты, благополучие Земли, самих себя, окружающей среды.
Соблюдение норм и правил взаимодействия с окружающим.
Проявление нравственной, экологической позиции.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Итоговые диагностические задания (мониторинг) для детей 6-7 лет (подготовительная группа) направлены на определение конечных результатов освоения детьми знаний по данному проекту.
Полученные результаты заносятся в сводную диагностическую карту.
Тест – опросникЧто такое Земля? 1 б.
Сколько всего планет в Солнечной системе? Назови 3 планеты. 1б.
Кто жители планеты Земля? 1б.
Кто появился на Земле раньше: человек или животный мир? 2б.
Может ли так случиться, что Земля погибнет? Почему? 2б.
Что такое природа? 1б.
Назови не менее 5 объектов живой и неживой природы. Объясни свой выбор. 2б.
Как ты думаешь, почему нужно охранять природу? Расскажи о своих размышлениях. 2б.
Знаете ли вы животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)? 2 б.
Умеете ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения? 1б.
Обработка данных.
За полный правильный ответ – 1 балл, а в вопросах – 4,5,7,8,9 – 2 балла.
Учитывается и умение детей рассуждать, обобщать, делать выводы.
Если ребенок набрал:
От 12 – 15 баллов – высокий уровень знаний / «отлично»/
От 9 – 12 баллов – хороший уровень / «хорошо»/
От 5 – 9 баллов – средний уровень / «удовлетворительно»/
До 5 баллов низкий уровень / «неудовлетворительно»/.
Литература
Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом « ЛАЙДА», Москва 1995.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – (Ребенок в мире поиска)
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, Москва 2000.
Колонина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Экологические проекты в детском саду,2011.
Узорова О, Нефедова Е. «Энциклопедия для дошкольников» ,2011.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.Машкова С.В. и др. Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. – Волгоград: Учитель, 2011
О.М Масленникова, А.А Филлипенко. - Волгоград: Учитель, 2011
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Под ред. С.Н.Николаевой. – Москва «Мозаика - синтез» 2010
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н.Николаева. – Москва. «Просвещение», 2000г.
Соломнникова О.В. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, 2011г.
Шалаева Г.Г. «Энциклопедия дошкольника» – Москва. «Просвещение», 2000г