Презентация по творчеству И.С. Тургенева Великий, красивый и добрый(10 класс)


МКОУ Шубенская общеобразовательная средняя школа «Великий ,красивый и добрый…» (Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева) Презентация выполнена учащимися 10 класса: Барановой С. ,Егоркиной Е., Железновой Е., Коротенко Н.Руководитель: Харченко И. А.. Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) Родился 28 октября, в понедельник, в двенадцать часов утра У семьи был собственный герб Родился в Орле в дворянской семье. Детские годы провёл в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Родители и родина Варвара Петровна Тургенева мать Ивана Тургенева, урождённая Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, тёмные, блестящие Воспитанием Ивана занималась Варвара Петровна. «Мне нечем помянуть своё детство,- говорил много лет спустя Тургенев.- ни одного светлого воспоминания.» Матерь Тургенев боялся как огня. Его наказывали за всякий проступок – одним словом, муштровали, как рекрута. Сергей Николаевич Тургенев Происходил из старинного дворянского рода, который к тому времени оскудел. Сергей Николаевич был красив, изящен, умён. В начале 1816 состоялось бракосочетание, и молодые поселились в Орле. С отцом у Ивана Сергеевича были трудные отношения. Сергей Николаевич прям и мужествен, очень красив; очень женолюбив! «Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня, он уважал мою свободу - он даже был, если можно так выразиться, вежлив со мною…только он не допускал меня до себя» «Спасское – колыбельТургенева» (1817-1827) Огромное барское поместье, в берёзовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью напротив, с бесконечными оранжереями и знаменитым парком с фруктами. Жили прaздно, сытно, но без нарядностей. Устраивали балы, маскарады, спектакли.Детство Тургенева могло стать золотым, но не стало: слишком суровой оказалась мать, очень любила сына и очень его мучала. Его накaзывали, секли за каждый пустяк. Кроме пения птиц в парке, слышал он вопли с конюшен и по себе знал, что такое «наказание» В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) - влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860). В московском университете Тургенев проучился год. После того, как брат Тургенева Николай поступил в гвардейскую артиллерию отец решил, что братьям не следует разлучаться . В 1834 Тургенев подал прошение о переводе на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета 1837-1840 гг Чужие края 1837 май -Тургенев уезжает в Германию для продолжения обучения в Берлинском университете. 1841-1843-возвращение на Родину. Поэт в 1844году Началом своей литературной деятельности Тургенев считал 1843 год, когда в печати появилась его поэма «Параша» Виардо 1843-1847 знакомство с певицей Полиной Виардо Он влюблён - она «позволяет себя любить» Тургенев и Виардо.Любовь длиною в жизнь. Первая любовь Тургенева. .... была первая романтическая влюбленность в дочь графини Шаховской - Екатерину. Имения их родителей в Подмосковье граничили, они часто обменивались визитами. Ему 14, ей 18. Ее красота, грация, наивная шаловливость покорили юного Тургенева. Он влюбился так страстно, как можно любить только в отрочестве, когда разница в возрасте, воспитании или образовании не играет никакой роли. Но однажды открывается ужасная тайна: он узнает, что молодая княжна Екатерина - любовница отца. Кстати, далеко не единственная. Отец Тургенева, Сергей Николаевич, не отличался особой верностью своей жене, Варваре Петровне, которая не блистала красотой да к тому же была старше его на шесть лет. Но и это не все. Отец был груб с молодой любовницей, преподнеся сыну первый урок обхождения с женщиной. Урок, который Тургенев никогда не сможет усвоить. Он предпочитал любить женщин, стоя перед ними на коленях. Петербург начала 40-х годов XIX столетия… Музыкальный сезон 1843-44 годов был удивительным: в северной столице возобновились представления парижской Итальянской оперы, для которой доступ в Россию на долгое время был закрыт. Среди знаменитых исполнителей особо выделялась юная примадонна Полина Виардо (сопрано), имевшая у публики огромный успех. Она не только пела, но и превосходно играла. Это отмечали многие её слушатели. Рубини – известный в то время оперный певец – говорил ей не раз после спектакля: «Не играй так страстно: умрёшь на сцене!» 1843 году Полина Виардо выступала в этом здании. Виардо – дочь знаменитого испанского певца Мануэля Гарсиа родом из Севильи, который блистал на оперных сценах многих стран мира. Полине 22 года. Европа уже покорена её голосом. И её пение, игра на сцене потрясли восторженного молодого Тургенева, которому едва тогда минуло 25 лет. Авдотья Панаева, русская писательница, современница Тургенева, вспоминала: «Такого влюблённого, как Тургенев, я думаю, трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всех оповещал о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о чём другом не говорил, как о Виардо, с которой он познакомился». Здесь И.С. Тургенев познакомился с Полиной Виардо 1 ноября 1843 года стал незабываемым днём для Ивана Сергеевича, его представили знаменитой певице, рекомендовав как «великорусского помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и…плохого стихотворца». Теперь после спектаклей Тургенева стали допускать в уборную певицы, где тот забавлял её всякими историями, а рассказчик он был отменный. Тогда же, на охоте, Тургенев знакомится с мужем Полины – известным критиком и искусствоведом, директором парижской Итальянской оперы Луи Виардо. Полина Виардо Вскоре молодой писатель предложил Полине Виардо свои услуги в качестве учителя русского языка. Ей это было необходимо, так как по желанию здешней публики приходилось петь на сцене русские песни и романсы. И с того момента почти ежедневно они начали встречаться. Тургенев давал Полине уроки... Иван Тургенев и Полин Виардо По общим отзывам, Виардо не была красива. Сутуловатая, с крупными чертами лица и выпуклыми глазами, она многим казалась даже уродливой, но то была пленительная дурнушка. Один бельгийский художник сказал её будущему мужу Луи Виардо в день их помолвки: «Она отчаянно некрасива, но если бы увидел её ещё раз, я бы влюбился». Полина Виардо. Для Тургенева Полина была красавица. И такого мнения он оставался до конца своей жизни. Панаева пишет: «Не припомню через сколько лет, Виардо опять приехала петь в итальянской опере. Но она уже потеряла свежесть своего голоса, а о наружности нечего и говорить: с летами её лицо сделалось ещё некрасивее. Публика принимала её холодно. Тургенев же находил, что Виардо гораздо лучше стала петь и играть, чем прежде, а петербургская публика настолько глупа и невежественна в музыке, что не умеет ценить такую замечательную артистку». Полина Виардо. Тургенев – один из тончайших певцов первой любви во всей мировой литературе и в первую очередь в прозе. Он создает очаровательные женские образы, вошедшие в золотой фонд русской литературы под романтическим названием «тургеневских девушек»: самоотверженных, искренних, решительных, не боящихся любить. После смерти Полины Виардо в её столике нашли рукопись Ивана Сергеевича Тургенева, которая называлась «Тургенев. Жизнь для искусства». Рассказывают, что речь в ней шла о том, как эти два любящих друг-друга человека все свои чувства, мысли, страдания, скитания мятущихся душ переплавляли в искусство. Роман пропал. Весь XX век пытались найти его в странах Европы. И не только Европы. Но пока безуспешно… Памятник Тургеневу и Виардо 1844 год-сближение с Белинским, поэма «Параша», «Андрей Колосов», «Безденежье», «Три портрета» 1847-1850 Франция - встречи с Жорж Санд, Мериме, Мюссе, Гуно. 1850-1852 Дела домашние. Дарственная матери. Раздор с матерью. Смерть матери. Управление имением. 1852- в журнале «Современник» напечатано более 20 рассказов из цикла «Записки охотника» Арест и ссылка на 2 года в Спасское-Лутовиново за статью-некролог о ГоголеПовесть «Муму» 1852-1855г Ссылка и воля. Увлечение охотой.1855- роман «Рудин» (работал 7 недель)1856- повесть «Фауст» 1855-1857гг Сумрак. «Бежин луг» «Певцы» С 1853г прекратилась переписка с П. Виардо. Надежды на счастье нет, а гнаться за ним всё же хочется.1856г.- переезд во Францию. С Виардо ничего не налаживалось. Пал духом, потерял веру в своё дарование. Путешествие: Лондон - Зинциг (немецкий городок) – Париж - Рим - Спасское.1858г.- повесть «Ася», роман «Дворянское гнездо» Шестидесятые годы:1860- 1862гг. Тургенева раздражает неустроенность и отсталость России. 1860г.- Разрыв с журналом «Современник». Повесть «Первая любовь». Член- корреспондент Петербургской Академии Наук. Группа сотрудников журнала «Современник» 1861- 1864гг Баден. Сближение с П.Виардо 1862г.- роман «Отцы и дети» История создания Тяжело переживал Тургенев уход из «Современника»: он принимал участие в его организации, сотрудничал в нём 15 лет; с журналом была связана память о Белинском, дружба с Некрасовым, литературная слава, наконец. Но решительное несогласие с Чернышевским и Добролюбовым, нарастающее с годами, достигло кульминации. Летом 1860 г. Тургенев обратился к изучению немецких вульгарных материалистов, на которых ссылался Добролюбов.И в сознании Тургенева возник смутный образ героя, убеждённого, что естественнонаучные открытия объясняют в человеке и обществе буквально всё. Что стало бы с таким человеком, если бы он попытался осуществить свой взгляды на практике? Мечтался русский бунтарь, разбивавший все авторитеты, все культурные ценности без жалости и без пощады. Словом, виделось какое – то подобие интеллектуального Пугачёва. Отправившись в конце июля 1860 г. В городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа.В мае 1861 г. Тургенев вернулся в Спасское, где завершил работу над «Отцами и детьми». 30 июля он написал «блаженное последнее слово…». Обложка романа Тургенева«Отцы и дети» 1930 года Герои произведения: Базаров Евгений ВасильевичБазаров Василий ИвановичБазарова Арина ВласьевнаКирсанов Аркадий НиколаевичКирсанов Николай ПетровичКирсанов Павел ПетровичОдинцова Анна СергеевнаКатерина СергеевнаФенечка СитниковКукшина. Образ Евгения Базарова стоит особняком в галерее образов героев русской литературы х׀х века. «Самоуверенность и ум»- черты, которые выделяет Тургенев во внешности главного героя. Ярлык «нигилист» определяет его внутреннюю сущность и внешнее поведение.Трагизм Базарова заключается в его мировосприятии и мировоззрении: он считает себя центром мироздания, а Вселенную – подручным материалом, формой неодушевлённой материи. Базаров собирает лягушек. Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишённом всяких чувств и человечности. Например, так думал М. Антонович: «…это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей… и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью…». Поднимая риторический вопрос об историческом пути России, оба героя, Базаров и Павел Петрович, далеки от народа. Базаров одинок в своей борьбе и своём жизненном пути: он не имеет почвы под ногами, опыта предшественников и последователей. Спор Базарова с Павлом Петровичем. Ситников и Кукшина Кукшина говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко. Всё выходило у неё не просто, не естественно. Базаров попадает в зависимость от своей любви к Одинцовой. Базарова в ней притягивает «свобода и независимость её мыслей», её сильный и вольный характер. Анна Сергеевна Одинцова Катенька Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. « Так знайте же, что я люблю вас глупо, бездумно…» -и в этих словах слышны печаль, грусть и глубокая тоска Базарова, которые он скрывал от людей. Объяснение Базарова с Одинцовой. Аркадий и Базаров у родителей Базарова Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена, подостлавши под себя охапки две шумливо- сухой, но ещё зелёной и душистой травы. Дуэль - Вот новость! Обморок! С чего бы! – невольно воскликнул Базаров, опуская Павла Петровича на траву. Базаров спустил ещё раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам. Смерть Базарова неслучайна: герой, восставший против законов мироздания, бросивший вызов всему миру, умирает банальной, негероической смертью, став жертвой случая.В конце своей жизни Базаров обнажает свою сущность перед читателем: просит Одинцову полюбить и приласкать родителей, единственных на этой земле, кто ему всегда был искренне предан. Одинцова у постели умирающего Базарова Адольф Шапиро делал постановку по роману « Отцы и дети». Постановка « Отцов и детей» в театре. На фотографии Базаров. Катенька и Аркадий 1864г.- повесть «Призраки»1867г.- роман «Дым»1872- 1874гг Париж. Учредил в Париже первую русскую библиотеку.1876г.- роман «Новь». 1875- 1874гг Буживаль. Тихая, старчески размеренная жизнь. Приезд в Петербург.Известность: литературные вечера, встречи. 1879- 1880гг Слава.. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину. 1877- 1882гг. «Стихотворения в прозе», где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. 1882г апрель. Болезнь. Скончался в г. Буживаль, близ Парижа. Похоронен на Волковском кладбище в Петербурге. 22 августа 1883г. Всю жизнь он стремился к счастью, ловил любовь и не догнал. Счастья не нашёл, смерть встретил в муках. Ги де Мопассан. «Он был одним из замечательнейших писателей нынешнего столетия и в тоже время самым прямым, самым искренним и самым честным человеком, каких только можно встретить.» Приложение Тургеневские портреты Великий, красивый и добрый…Таким он был как человек и автор; таковы же были его ум, сердце и наружность.Людвиг Пич` Авторы портретов Тургенева – самые знаменитые русские художники: Репин, Петров, Харламов, Похитонов, К.Маковский и др. По признанию современников, «его живописный облик не передан никем сполна»; «лицо И.С. cовсем не поддавалось фотографии и живописи», «у нас нет хороших портретов»: они не передают ни красоты и обояния Тургенева, ни его аристократизма и породы. Исключение составляют портретные зарисовки Полины Виардо, на которых Тургенев необыкновенно красив и которые полностью отвечают образу. Только ей оказалось подвластным то, перед чем были бессильны профессиональные художники. Она открывала в нём нечто, недоступное никому, а он – «послушный как ягнёнок» - открывался перед ней, как ни перед кем другим. Акварель 1841 года - шуточный набросок Александра Бакунина – 23-летний Тургенев-«философ» в халате и ночном колпаке, склонившийся над рукописью. Небольшой карандашный набросок воссоздаёт целую эпоху в жизни Тургенева: дружбу с Бакуниным, увлечение немецкой философией, первое любовное разочарование. Значение портрета Лами – в самом времени его создания: начало литературной карьеры и знакомство с П.Виардо. В лице Тургенева подчёркнуты самоуверенность надменность умный и пристальный взгляд. Ни на одном портрете Тургенев не представлен так трезво, сухо, холодно и отстраненно. Данный портрет написан спустя 13 лет после портрета Э.Лами. За это время из начинающего поэта с внешностью романтичного героя Тургенева превращается в умудрённого опытом. Портрет создан в самый драматичный период жизни – эпоху кризиса отношений с П.Виардо. Время создания портрета – это прощание с прошлым, с молодостью, жажда покоя. На карандашном рисунке Э. К. Липгарта Тургенев запечатлён в старости. Фотография Панова, на которой подчёркнуто трагическое выражение, замыкает серию тургеневских портретов, предавая ей целостность и законченность, превращая отдельные портреты в элементы единого целого. Усадьба Спасское- Лутовиново Рекомендуем прочитать!