Всему начало — в земле родной… (классный час, посвященный творчеству Николая Доможакова)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
"Всему начало - в земле родной..."
(классный час, посвященный творчеству Николая Доможакова)
Коллективная работа учителей
МБОУ «СОШ № 22» г. Абакана
Колесниковой В.Я.,
Сапегиной И.В.,
Носовой М.И.

г. Абакан
2016г.
"Всему начало - в земле родной..."
(классный час, посвященный творчеству Николая Доможакова)
Цели и задачи:
1. Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Николая Доможакова.
2. Формирование чувства гордости за своего национального поэта.
3. Развитие познавательных способностей учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края.
4. Формирование толерантности у учащихся.
Наглядность, реквизиты:
Выставка книг, стенгазеты, викторина, кроссворд, слайды, национальные костюмы, музыкальное сопровождение
Пояснительная записка.
Николай Доможаков– прозаик…Николай Доможаков– детский писатель…Николай Доможаков– публицист… и в этих областях каждое его слово становится событием не только национальной, но и всей российской литературы.
Его статьи и размышления о творчестве, выступления, беседы и интервью мы всегда читаем с таким же интересом, как и его новые произведения, но и они не оставляют равнодушными. Глубокие мысли, заключенные в них, волнуют каждого.
Накопленный веками поэтический опыт хакасского народа, прошедшего через трудные испытания, его творческий потенциал, уровень современного эстетического сознания, исторические потрясения в его духовной жизни, крутые переломы во взглядах – поэт Николай Доможаков взошел на этой почве и в дальнейшем стал одним из определяющих явлений в сложной эволюции своего народа на современном этапе. В каких взаимоотношениях твой народ с прошлым и настоящим человечества, на каком уровне осуществляется, его духовные связи при определении своей творческой программы, с этими вопросами неизбежно сталкивается лицом к лицу каждый художник. И наиболее зоркие из них горизонты будущего видят дальше, чем остальные. И это определяет путь их последующего роста. Творчество Николая Доможакова– одно из таких исторических в развитии нашей национальной культуры.
Внеклассное мероприятие задумано с целью ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Николая Доможакова. Объем содержания материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Есть личности, которые навсегда оставляют добрый след в истории, творческое наследие которых неподвластно времени. Для людей всех поколений Николай Доможаков стал культурным символом, патриархом духовности, эпохой в литературе. Волшебство его лиры, нравственная страстность, поэтическое многообразие его творчества известны у нас каждому – от первоклассника до ветерана.
Г.Доможаков родился 20 января 1916 года в селе Доможаково Усть-Абаканского района. Закончил Минусинский педагогический техникум, затем работал сельским учителем, в 1939 году продолжил учебу в Абаканском педагогическом институте. Учеба в аспирантуре совпала с трудными военными годами, Николай Георгиевич возвращается на родину возглавить открывшийся институт языка, литературы и истории. А в 1949 году, являясь директором названного института, он защищает кандидатскую диссертацию по кызыльскому диалекту хакасского языка.
В военные и послевоенные годы Н.Доможаков занял ведущее место в хакасской поэзии, первый сборник его стихов вышел в 1948 году. С этого года Н.Г.Доможаков - член Союза писателей СССР, в 1949-1963 годах возглавлял писательскую организацию Хакасии, являлся делегатом ряда писательских съездов. Творческое вдохновение не покидает поэта и в последующие годы, об этом свидетельствуют опубликованные два на русском и семь на хакасском сборники поэтических произведений. Н.Г.Доможаков автор первого эпического произведения хакасской литературы - романа "В далеком аале", вышедшего в 1960 году. Им были написаны первая орфография хакасского языка и ряд учебников по хакасскому языку.
Врожденный ум и талант позволили ему прославиться как ученому, писателю, педагогу, автору учебников для хакасских школ.
По роману Н.Г.Доможакова "В далеком аале" был снят художественный фильм "Последний год Беркута", который увидели любители кино нашей страны. Писатель Г.Ф.Сысолятин перевел роман на русский язык. Этот роман выдержал десять изданий, в том числе четыре раза выходил в московских издательствах.
Ученик:
Николай Георгиевич Доможаков - один из тех писателей, на долю которых выпала удача быть у колыбели искусства своего народа, во всю силу своего дарования и художественного темперамента способствовать его расцвету и совершенствованию.
Уйбатская степь,
Какою до нашей поры ты была...
Морщинистою, сухою,
Рябой от жары ты была.
Хозяин твой
В молодые годы
И на склоне дней
Без отдыха пас чужиеСтада сорока мастей...
Рассеясь, прошло ненастье,
И птицей в степной глуши
На сотни ладов о счастье
В улусах поют хайджи.
(Перевод А. Ойслендера.)
Ведущий: Откуда же к нам пришел этот замечательный художник слова? Откуда солнечным ветром ворвался в нашу жизнь? Он явился не со стороны, не из чужого мира. Его выносила родная земля, ее щедрая прекрасная природа и затаенная в степных травах душа. Его могучая, одаренная натура жадно впитывала грамотность, и сразу же стала самовыражаться в творчестве.
Ученица: стихотворение «Если ты приедешь в наши дали». (Стихотворение исполняется на хакасском языке, сопровождаемое показом слайдов.)
Работа с классом
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? -Какие краски вы бы предпочли, рисуя пейзаж? -О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы детей). -Почему океан называют степным? (Ответы детей). -Почему Енисей называют серебряный? (Ответы детей). -Что такое тасхылы? (Если дети затрудняются с ответом, то учитель объясняет, что тасхылы - это вершины гор)

Многолик, многогранен и многокрасочен мир, выраженный в художественной картине произведений выдающегося мастера слова. В ней извечные понятия любовь и верность, долг и честь, жизнелюбие и милосердие, терпение и мужество, решительность и надежность, радость и печаль, раскаяние и ответственность, совесть и скромность, бескорыстие и отзывчивость вырастают живыми травами, цветами и деревьями, поют птицами и напоминают о себе человеческими голосами.
Ведущий:
Речка
Затянул мороз речку тонким льдом,
И теперь у рыб с крышей светлый дом.
Водяной поток дном несёт песок,
Синей гальки в нём промелькнул глазок.
Не шумит волна. Стихнул говор вод.
Солнце пламя льёт на зеркальный лёд
Только звон коньков, детворы галдёж.
Без линейки тут уж готов чертёж.
Вопросы:
Похоже ли это стихотворение на предыдущее?
Почему не похоже?
Какая картинка появилась перед внутренним взором?
Какое средство выразительности преобладает?
Метафора: крыша дома для рыб – лед,
Дом для рыб – река,
Глазок гальки,
Говор вод,
Звон коньков,
Чертёж – рисунок от коньков на льду.
Давайте послушаем песню на хакасском языке «Моя Хакасия».
Беседа с классом:
А чем для вас является Хакасия?
Что для вас более всего ценно в вашей малой Родине?
В стихах о природе Николай Гаврилович восхищался её красотой. Обращаясь к цветку, он изливает ему свою благодарность за его совершенство, красоту и радость, которую он приносит человеку.
(звучит стихотворение “Цветок” и фрагмент слайдов)
“Цветок”
Степной цветок –
Краса природы
И вешний цвет её лица, -
Ты сердце радуешь народа,
Глаза лаская без конца.
Распространяя запах сладкий,
Ты пчёл завеешь
На пир земной
И разрешаешь без остатка
Всё взять из чашечки цветной.
Да, угощаешь ты на славу…
И в дни,
Когда листва падет,
А на холмах увянут травы, -
о лете нам напомнит мед.
Ученик:
«Ручеёк»
Ты – младенец, и путь твой далёк
И вперёд от родного ключа,
Расстелив золотистый песок,
Ты по камешкам мчишься, журча.
Только резвых кузнечиков треск,
Только шорох в траве ветерка
Заглушает серебряный плеск,-
Голосок твой негромок пока.
Учитель:
Мы с вами, ребята, прослушали цикл стихотворений о природе. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который смог увидеть, услышать, прочувствовать, казалось бы, то, что совсем незаметно, привычно человеческому глазу?
Вывод: Это, прежде всего, наблюдательность, неравнодушие и большая любовь ко всему тому, что тебя окружает. Таким и был наш великий земляк. Правда в его словах заключается в том, что самое лучшее в человеке начинается с любви к Матери и к родной земле. Именно эта любовь и помогла нашему великому земляку стать писателем и учёным, переводчиком и педагогом, а самое главное - человеком, который беззаветно любил свою Родину.
Ученик:
“Родная моя земля”
Хакасия – земля родная!
Ты существуешь с давних пор.
Жила ты, светлых дней не зная,
Терпя бесправия позор.
Курганов каменные плиты
Стоят, как тяжкой жизни след
Они, как люди, с тьмою слиты,
Согнулись спины их от бед.
На всём следы былых страданий.
И если вслушаться в ручей,
То звук старинных причитаний
Послышится в тиши ночей.
Как много – каждый неизвестен! –
Хакасов гибло на пути.
И сколько сладкозвучных песен
Не вырвалось из их груди
Ведущий:
Патриот родной земли, Николай Доможаков в своём стихотворении « Музыка» завещает нам любить свою землю так, как любил её он - поэт, писатель и гражданин Хакасии.
Чтец:
Звенят в степи утрами Птичьи хоры, Поют, гоня отары, Чабаны. В кипенье речек слышу Переборы Чатханов всей родимой Стороны. Та музыка царит
На белом свете, Вот встал рассвет над синевой полей. И вечно молодой Саянский ветер
Упал смычком на струны ковылей…
Литература:
1) В.Я. Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов».
Хакасское книжное издательство. Абакан 1996
2) Виктория Карамашева «Творчество хакасских писателей в школе».
Хакасское книжное издательство. Абакан 1995
3) История хакасской литературы.-Абакан:Хакасское книжное издательство,2011.-278с.
4) Л.Р. Кызласов «О присоединении Хакасии к России». Абакан – Москва 1996
5) А.Ф. Пантелеев, Н.Н. Пантелеева, П.И. Чебодаев «Из истории Хакасии».
Хакасское отделение Красноярского книжного издательства. Абакан 1989