Презентация по русскому языку на тему Грамматические нормы русского языка!


Повторение. Грамматические нормы русского языка СОШ № 335 Пушкинского р-на Санкт-Петербурга10 классУчитель Стародубцева И.Д. Аккомпанемент, территория, баллада,дискуссия,коммерсант,иллюстрация,стеллаж, аллегория.Орфографическая разминка: удвоенные согласные ( проверка) 1. И 1. Е 2. Е 2. И 3. Е 3. И4. И 4. Е5. И 5. Е6. И 6. И7. Е 7. И8. И 8. ИПроверка домашнего задания Некролог,жалюзи,столяр,Обеспечение,ходатайство,гравировать,баловать,звонит,коклюш,намерение,облегчить,статуя, средства, черпать,красивее, торты, каучукОрфоэпический минимум / / / /Некролог, жалюзи , столяр, обеспечение, / / / /Ходатайство,гравировать,баловать,звонит, / / / /Коклюш,намерение, облегчить, статуя, / / / / /средства,черпать, красивее, торты, каучук Проверка произношения ТЕОРИЯ. ПОВТОРЕНИЕ.МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫСЛОВООБРАЗОВАНИЯ.СТРАНИЦА УЧЕБНИКА 68-69 Грамматика. Словообразование. Понятие о производной и производящей основе.1. Как образуются слова?Теоретические сведенияВ современном русском языке слова образуются двумя способами – морфемным (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложением) и безморфемным (или бессуффиксным (с нулевым суффиксом)).Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Слово морфема имеет греческий корень морфе (форма). Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования целого ряда слов и форм. Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей. В разделе «Словообразование» изучаются только словообразовательные морфемы.Как найти словообразовательную морфему? Как определить способ образования слова? Производящая основа - основа, на базе которой образуется новое слово; при этом помните: формообразующие морфемы не участвуют в словообразовании. Производная основа - основа, входящая в производное слово, то, которое произведено, образовано, то есть ПРОИЗВОДЯЩАЯ + ПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫПроизводная и производящая основы. Чтобы определить, как образовалось слово, нужно:1) найти слово, объясняющее лексическое значение данного, самое близкое ему по строению: зимний (тот, что связан с зимой); домик (маленький дом); перебежать (совершить передвижение с одного места на другое, бежать с одного места на другое);2) выделить производящую основу (основу, на базе которой образуется новое слово; при этом помните: формообразующие морфемы не участвуют в словообразовании):зимний - зима; домик - дом; перебежать – бежать;3) указать в разбираемом слове производящую основу, выделить в нем производную основу (основу, входящую в производное слово, то, которое произведено, образовано);4) выделить морфему, образующую слово:зим/н/ий зима; дом/ик дом; пере/бежать бежать;5) сделать вывод о способе образования данного слова.Понятие о производной и производящей основе. Алгоритм решения заданий В1 Найдите «четвертое лишнее»:1) жемчужинка, смородинка, рябинка, снежинка;2) утренник, кофейник, этюдник, бумажник;3) намордник, наколенник, накомарник, начальник. Словобразовательная игра Обнаружить нулевой суффикс можно, сопоставив слова одной и той же части речи, образованные от одной производящей основы. Например,Вывод: все существительные (ход, ходьба, хождение) образованы от одной производящей основы ходи-, имеют одно лексическое значение («действие по глаголу ходить»), но выражают его с помощью разных суффиксов: нулевого, -б-, -ени(й).Бессуфиксный способ словообразования От прилагательных образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, определите его значение: синий, удалой, сухой, глухой.2. От существительных образуйте имена прилагательные с нулевым суффиксом: золото, свинья, будни, румяна.3. От глаголов образуйте существительные с нулевым суффиксом: пускать, визжать, переписать, связать, лгать, встретить, защитить, обмануть, осмотреть.4. От глаголов образуйте прилагательные с нулевым суффиксом: хворать, приезжать.Бессуфиксный способ словообразования Страница 69Упражнение 127 Задание : построить таблицу на три графы:Произв-ная Произв-щая Способ слов-ияЗакрепление нового материала.Работа с учебником