Выступление: Моделирование как способ повышения качества образования в начальной школе

Задорожная Елена Анатольевна
Учитель начальных классов.
МБОУ «Гимназия»
К.т. 89509653073
Моделирование как способ повышения качества знаний у учащихся начальных классов

«Моделирование как особая форма научного исследования, специфическое средство отображения человеком изучаемых объектов с помощью аналогов, «заместителей» (моделей) – это одновременно и обобщение многовекового опыта научного творчества»
В.А.Штофф





План
Презентация педагогического опыта мастера
Моделирования в ФГОС.
В современном мире происходит быстрые изменения во всех областях жизни. А знания, накопленные временем, быстро устаревают. Поэтому государство предъявляет школе новый социальный запрос – воспитание функционально-грамотного выпускника.
Главной задачей начальной школы стало научить детей учиться, т.е. компетенция образования «научить учиться» становится ключевой. Она обеспечивается совокупностью «универсальных учебных действий» (УУД), которые выступают инвариантной основой образования и воспитания. 
Известно, что целенаправленно овладевать основами наук в начальной школе учащиеся могут только тогда, когда умеют самостоятельно работать. Поэтому приоритетной задачей любой современной начальной школы является задача формирования активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе, устранения «зазубревания», « поверхностного» изучения нового материала. Учитывая трудности учащихся в переходе от наглядно-чувственного восприятия к абстрактно-логическому, учитель обеспечивает преодоление этих трудностей последовательно динамической системой условных знаков, схематических моделей, которые помогают учащимся овладевать мыслительными приемами.
Моделирование относят к особой группе УУД – знаково-символическим действиям. Схемы, модели по утверждению психолога Л. А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление (в значительной степени свойственное младшим школьникам) в наглядно-схематическое.
Исследования В.В.Давыдова, Эльконина показали, что применение моделей (схем, рисунков, символов) способствует развитию умений сравнивать, анализировать, выделять главное, абстрагировать, обобщать. Именно модели способствуют переходу детей от образных форм мышления к понятийным, логическим формам, т.е развитию логического мышления.
Создание схемы (модели) решает проблему личностно-деятельного подхода в обучении, значительно активизирует учебный процесс.
Задача учителя – научить школьников построению моделей, изучению объектов и явлений с помощью моделирования.(Презентация)
Что такое модель. Классификация моделей(по Л.М. Фридман)
Модель – эта схема какого-нибудь физического объекта или явления. В наше время моделирование разделили на две группы: предметное (модели глобуса, машины, платья и т.д.) и идеальное моделирование, в которых выделяются ЗНАКОВЫЕ ( ярким примером – карта: природные ресурсы нашей республики); ОБРАЗНЫЕ (схемы, графики, рисунки); мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов). (Презентация)
Эффективность данной работы. Демонстрация качества усвоения знаний.
Моделирование на уроках я применяю с 1990 года, работая в системе Эльконина-Давыдова. За это время можно подвести итоги. Применение моделирования на уроках, дает положительные результаты:
вырабатываются УУД;
ученики учатся применять на практике полученные знания и четко осознают: где, каким и для каких целей эти знания могут быть применены;
у учащихся формируется целостная картина мира;
развивается абстрактное и логическое мышление;
моделирование включает в процесс запоминания зрительную память, развивают образное мышление, позволяют разнообразить работу на уроке, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают «плотность» урока;
модель можно использовать для самооценки своих знаний;
ребята свободно оперируют понятиями, самостоятельно выбирают уровень выполнения заданий, не боятся контрольных работ, осознанно выполняют работу над ошибками.
очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Представление диаграммы по качеству знания, уровень роста одаренности. (Презентация)


Виды знако-символических действий:
Модель отличается от обычной схемы тем, что иллюстрирует не частный случай, а является максимально обобщённой универсальной «иллюстрацией» научного понятия. Она отражает всеобщие отношения и связи внутри изучаемого объекта.
Обычная схема, как правило, является определённым частным продуктом, иллюстрацией конкретного случая, средством наглядности, опорой в обучении, в то время как модель – средство изучения объекта. (Презентация)
Схема– модель изучаемого языкового материала, изображение его устройства, главных черт, взаимоотношения частей (применяется на уроке первичного усвоения материала); схемы – опоры включают в процесс запоминания зрительную память, развивают образное мышление, позволяют разнообразить работу на уроке, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают «плотность» урока, дают возможность применять необычные формы контроля
Схемы используются на разных этапах урока:
при изучении и закреплении нового материала (проводится основная работа по созданию схем с различной степенью самостоятельности учащихся
- учитель строит схему – учащиеся наблюдают(букварный период первого класса);
- учитель начинает моделирование – учащиеся продолжают и завершают работу(1-3 классы;
- учащиеся самостоятельно создают схему (4 класс).
при повторении ранее изученного, при проверке и закреплении знаний (использовали готовые схемы и воспроизводили их)
самостоятельное выполнение заданий по теме в школе и дома. (Презентация)

Кластеры- это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями (Презентация)
Компакт- производное от опоры сюжетной картинки, её интерпретация, отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический «мини – портрет» изучаемой темы (такая работа обнаруживает не только знание учеником пройденного материала, а и понимание характера связей и отношений между ними, т. е. в сознании ребёнка – целостная картина темы); (Презентация)
Крок- послесловие» к уроку первичного усвоения материала, составление схемы – маршрута «лингвистического путешествия», проделанного в классе и восстановленного дома по памяти (такая работа позволяет провести рефлексию собственной деятельности, а также формирует учебно-познавательную компетентность); (Презентация)
Учебный клип -«склеивание» нескольких «кадров» в наглядный лингвистический сюжет, защита которого проходит на уроке – творческом зачёте; кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства наглядности или написанные в ходе изучения темы мини – сочинения, а также опорный конспект с дополнениями ученика(Презентация)
Представление системы уроков
Фрагмент урока математики в 4 классе с применением «Модели Знаний», создаваемой с первого класса и последующим видоизменением по мере наполнения знаний по математике. ( демонстрация в презентации)
Фрагмент урока по созданию «Модели Знаний» по русскому языку. ( демонстрация в презентации)
Имитационная игра
Участники разделены на две группы: ученики, гости. Демонстрируются фрагменты урока по «Модели Знаний» с определением место темы прошлого урока и новой темы.
Вывод - у учащихся формируется целостная картина мира.
Использование модели для самооценки своих знаний .
Моделирование
Проба составление Модели по теме «Имя существительное» начиная с первого класса, постепенно добавляя знания, приобретенные во втором, третьем, четвертом классах в соответствии с тематическим планированием на примере УМК «ПНШ».
Обсуждение авторских моделей с изменением и дополнением.
Составление кластера по ОМ.
Рефлексия
Вывод, сделанный слушателями.


Литература:

Гайсина Р.С. Моделируя – познаем мир // Начальная школа. – 2006. - № 9. – С.67 – 71
Ивашова О.А. Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приемам // Начальная школа. – 2005. - № 12. – С. 23
Кропочева Т.Б. Естественнонаучная подготовка младших школьников в системе начального общего образования. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007. – С. 255 – 274
Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования // Начальная школа. – 2007. - № 3. – С. 43 – 45
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
15