Исследовательская работа по литературному чтению на тему Истоки детской литературы — это история нашего Отечества


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Сорочинска
Истоки детской литературы –
это история нашего Отечества
Выполнили: Карцева Инна,
ученица 4а класса
МБОУ «СОШ №4»
Азракова Виктория,
ученица 4а класса
МБОУ «СОШ №4»
Руководитель: Верещагина В.В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
г.Сорочинск,2015 г.
Содержание
Введение
I.Периоды детской литературы:
1.1.Солнечный бо свет вселеннуосиявает, книжное же писание душу просвещает(религиозные книги).
1.2.Повесть временных лет в XI-XIIвеках.
1.3.Алфавит Мефодия и Кирилла.
1.4.XVIIвек. Чудов монастырь:
А).справщик Савватий;
Б).Симеон Полоцкий и Карион Истомин;
1.5. XVIII век. Имение Аксаковых.
А). «Детское чтение для сердца и разума»Н. И. Новиков
Б).XVIII век — время правления Петра I
1.6. XIX век.Антоний Погорельский
II.Заключение
III. Используемая литература
Книжек первые страницы Нас встречают с первых лет И несут нас, точно птицы, Облетая целый свет.
Современное общество столкнулось с реальной опасностью разрушения традиционных ценностей культуры, когда человек перестаёт осознавать себя преемником всего созданного на земле, звеном в цепи поколений. Поэтому так важно исследовать механизм передачи культурного наследия от поколения к поколению. Более полное использование духовных сокровищ прошлого помогает всестороннему развитию личности, нравственному и эстетическому воспитанию. Одним из важнейших средств воспитания является детская литература, которая сопровождает человека с первых лет его жизни. Литература для детей образует важную составную часть каждой национальной литературы и, следовательно, является культурным достоянием каждого народа.
Изучение её истории способствует обогащению и накоплению исторической памяти.
Воспитание любви к прошлому нашей Родины, к её корням происходит через литературу современных писателей. Творчество которых нельзя понять без знания корней их творчества не может быть полным. Поэтому мы считаем актуальным обращение к истокам литературы для юных читателей. 2015 год объявлен годом литературы.
Цель: доказать, что истоки детской литературы являются корнями истории нашего прошлого.
Задачи исследования связаны с основными аспектами целеполагания, среди которых могут быть названы следующие:
1).выявление особенностей детской литературы на каждом этапе её развития.
2).выявить круг произведений X - XIX вв., создававшихся для детей;
3).провести анализ художественно значимых произведений;
4).рассмотреть историю возникновения и развития отдельных направлений и жанровой системы;
5).изучить взаимосвязь между литературой для детей вболее ранние периоды и в настоящее время
6).раскрыть сущность темы « Истоки детской литературы- это история нашего Отечества».
Объект исследования: детская литература.
Предмет историко-литературного исследования: истоки детской литературы - периода, когда происходило её становление.
Гипотеза: если проследить процесс становления детской литературы , то это обогатит нашу память об историческом прошлом , заставит ценить поучения старцев, сформирует умения видеть красоту языка, воспитает патриотические чувства.
Этапы работы:
- выбор интересующей темы;
-обсуждение микротемы на индивидуальной консультации;
-посещение городского музея и центральной библиотеки им. Фадеева;
-изучение литературы и ресурсы Интернет по данной теме;
-проведение исследования;
-оформление работы;
-презентация.
Методы исследования:
-анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;
Практическая значимость.
В данной исследовательской работе излагается материал об истоках русской детской литературы. Он поможет ученикам узнать о прошлом своей Родины, о русской культуре, об истоках детской литературы. Этот материал используется как рекомендации при проведении классных часов в начальной школе, приуроченных году литературы:
Тема «Книга-наш лучший друг»
Тема «Я- гражданин России»
Тема «Чудо, имя которому- книга!»
Тема «2015 год – год литературы в России!»
I.Периоды детской литературы:
1.1.Солнечный бо свет вселеннуосиявает, книжное же писание душу просвещает.
В х -хv веках на Руси еще не было детской литературы. Она зарождалась вместе с приходом письменности.
Первые рукописные сведения о том, что читали дети на Руси, относятся к х веку. Конечно же, это религиозные книги: Библия, Ветхий и Новый Завет, Псалтырь и отрывки из летописей.
Летописи - записи событий русской истории, расположенные по годам.
1.2.«Повесть временных лет»xi-xiiвеках.
Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась « Повесть временныхлет» и рассказывала о происхождении русского государства, о первых его деятелях.
Например, «Се повести временных лет, откуду есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжить, и откуду русская земля стала есть».
Во времена Древней Руси еще не умели печатать книги. Их писали священники, путешественники, купцы. А вот переписывали книги - монахи.
Известны монахи- летописцы: Пимен, Нестор и другие. Становясь монахом, человек полностью менял свою жизнь словно бы умирал для этого мира. Он принимал новое имя, обещал никогда не заводить семью и посвятить свои дни молитвам и добрым делам. Монахи уходили от шума людской жизни, а некоторые поселялись в уединенных местах своими общинами, которые называются монастырями и работали над книгами в отдельных кельях.
1.3. Алфавит Мефодия и Кирилла.
Был един народ славянский: и те славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляне, которых теперь называют Русь.
Когда моравы уже жили крещеными, князья их послали к царю греческому Михаилу, говоря: « Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучал нас, и толковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем ни начертания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы рассказать о книжных словах и о смысле их»
Услышав это, царь послал за Мефодием и Кириллом. Когда же братья пришли, начали составлять они славянскую азбуку.
Тогда алфавит немного отличался от современного. Мы называем его старославянским. По имени одного из братьев азбука называется кириллицей. Ежегодно 24 мая Россия и другие славянские страны отмечают День славянской письменности и культуры.
Это день поминовения Кирилла и Мефодия, подаривших славянам простую и удобную азбуку, открывших путь к книгам.
Владимир Мономах-русский князь, внук Ярослава Мудрого, был грамотным, оставил потомкам завещание-поучение:
-всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте;
-гордости не имейте в сердце и в уме;
-старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
-что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;
-добро творя не ленитесь ни на что хорошее
1.4.XVIIвек. Чудов монастырь.
Справщик Савватий- самый первый детский поэт. Он служил в придворной церкви в Кремле монахом.В 1634 году был принят на печатный двор справщиком. Должность эта была очень почетной и ответственной. Справщик выбирал книгу для издания, редактировал, исправлял ошибки, сделанные наборщиком. Потом , сам он представлял книгу патриарху, сам читал ему вслух. Если книга нравилась главе русской церкви, то она выходила в свет.
«Прещение вкратце о лености и нерадении всякому бываемомуво учении»:
…неученому-горе, аки сосуд скудельный пуст, понеже ничто не может, добра изнести от своих уст.
И всегда ходит во своем неразумии,
И, не размышляет о своем безумии,
Токмо обычий ему мудрыхукоряти,
И сердце их раздражати,
И свое безумие утешати,
И чтоб никому ничто не знати.
Симеон Полоцкий и Карион Истомин- еще два поэта хvii века, которые писали для детей.Это были талантливые люди с интересной судьбой.
Симеон Полоцкий, человек образованный, трудолюбивый, способный, был приглашен царем Алексеем Михайловичем и назначен учителем наследников- царевичей Алексея и Федора. Под его руководством воспитывались царевна Софья и будущий царь Петр I.
Из книги «Рифмологион» приветствия для детей.
Маленький внук- своему деду: желаю тебе многолетножити, а ты изволь мя внука си любити.
Сын- отцу:
Отче мой честный, мне любимый зело,
Живи век долгий здраво, весело.
И мене изволь в любви си хранити,
Иже тя имам сынолюбночтити.
Карион Истомин учился в Типографской школе, служил на Московском печатном дворе сначала писцом, чтецом, справщиком, а затем встал во главе печатного двора. При жизни Карион Истомин издал три книги: «Лицевой букварь», «Букварь языка словенска»» и «Повесть об Иване Воине», написал много детских стихов.
«Книга вразумления стихотворнымисловесы».
Прелюбезная моя мати,
Что имам аз тивоздати.
За благи твои уветыКия нести тебе цветы.
Отнюдь недоумеваю,
Чем почтититя- не знаю.
1683 г.
1.5. XVIII век. Имение Аксаковых.
Сергей Аксаков в детстве много читает, а потом становится писателем и пишет книгу для детей «Детские годы Багрова внука». Эта книга о своем собственном детстве. Он дал герою свое имя- Сережа, а фамилию другую- Багров.
Язык автора почти современный и ничего не нужно переводить. Книга написана специально для детей и посвящена внучке. Аксаков описал историю своего детства с трех до девяти лет, это как
раз конец XIII века. Писатель Аксаков-автор сказки «Аленький цветочек».
Учитывая, что в XIII веке России почти не было литературы для детского чтения, писатель и ученый Н.И.Новиков решил создать первый русский журнал для детей.
Назывался он «Детское чтение для сердца и разума».Николай Иванович Новиков помещал в нем статьи двух видов: для «воспитания сердца», то есть нравоучительные, и для « обогащения ума», где были сведения по истории, географии и другим наукам.
Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература.
Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало». Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа. Вторая половина XVIII века — начинается широкое развитие детской литературы. В её создании принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи.1.6. XIX век.Человеческие пороки неискоренимы и низменны, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.
Иван Андреевич Крылов известный баснописец. Мы знаем его басни «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и лисица» и другие.
Антоний Погорельский(дядя Алексея Константиновича Толстого) в 1828 году пишет первую русскую литературную волшебную сказку «Черная курица, или подземные жители» для своего же племянника Алеши. Мальчик спасает черную курицу от кухарки, которая хотела ее зарубить и она в благодарность ведет Алешу в подземелье в сказочную страну.
В 1831 году А.С.Пушкин пишет «Сказку о царе Салтане…», а Жуковский- «Спящую царевну» и «Сказку о царе Берендее».
Мы прекрасно знаем писателей 19 века – Василий Жуковский, Алексей Плещеев, Аполлон Майков, Федор Тютчев, Николай Некрасов, Лев Толстой, Константин Ушинский,Алек- сандр Куприн.
Все они – часть нашей национальной культуры.
Вывод.
Сначала детям читают отрывки из летописей, рассказывают сказки. Постепенно появляются первые детские книги- буквари, потом первый детский поэт, первые писатели…
Все они талантливые люди, образованные, понимают всю важность книг для детей: книги воспитывают, дают пищу « для сердца и разума»! Постепенно складываются и различные жанры: стихи, песенки, пьесы, статьи. Статьи нравоучительные потом, гораздо позже, превратятся в рассказы, а статьи познавательные- в научно-популярную литературу для детей.
Конечно, статьи эти во многом наивные, их нравоучительный смысл буквально «лежит на поверхности», но сколько в них доброты, трогательной любви к ребенку.
Нам важно знать о прошлом своей культуры, о ее истоках. Ведь без прошлого нельзя понять настоящее
II.Заключение.За время своей работы мы значительно углубили свои знания в истории возникновения детской литературы. Как и любая другая, предложенная периодизация относительна, границы между периодами условны и далеко не всегда укладываются в рамки точных дат. Тем не менее, она отражает значительные изменения, происходившие в истории литературы для детей.
Этап детской литературы продолжался около 100 лет. Рассмотрев путь его развития от возникновения (X век) до настоящего времени и пересмотра системы ценностей, мы выявили в нём следующие особенности:
1. Основным критерием оценки литературы для детей в сознании писателей была практическая полезность, воспитательные, а не художественные достоинства. Это произошло потому, что специальная детская литература родилась под влиянием педагогики и в течение длительного времени находилась в руках воспитателей. Педагогические идеи оказывали на неё решающее воздействие.
2. В основе художественного мира литературы для детей лежит система нравственных ценностей.
3. Включение чувства патриотизма в число важнейших нравственных ценностей, ярко выраженный патриотический характер составляют одну из наиболее характерных особенностей детской литературы XIX в.
4. Мир назидательной литературы допускал лишь одно готовое мировоззрение, не подлежащее сомнению и обсуждению, одинаково несомненное и для автора, и для героев, и для читателей.
5. Детская литература была реалистична, она не допускала недосказанности, двузначности. Она не должна была уводить ребёнка в мир грёз и фантазий. В этом мы видим причину отсутствия сказок в детской литературе вплоть до последнего десятилетия XVIII в.
На основе анализа результатов исследования мы пришли к выводу, что истоки детской литературы действительно являются корнями истории нашего Отечества:
1).формируются умения видеть красоту языка исторического прошлого, ценить поучения старцев;
2).читатели учатся внимательному, бережному отношению к книгам, историческим находкам;
3).анализируя произведения, учащиеся формируют знания истоков, своих корней, знания истории своей родины.В итоге мы выражаем надежду на то, что настоящая работа может помочь изучению истории детской литературы нашей страны, восполнить ряд пробелов, существующих в истории детской литературы, осветить проблемы художественных жанров и становления героев детской литературы, которые не замыкались бы "в кругу мелочных дел», а жили заботами своей страны.
О важности приобщения детей к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
III.Список литературы
1. Бабушкина, А.П. История русской детской литературы. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва Проев. РСФСР, 1948. - 480 с.
2. Бегак, Б.А. За горами, за морями: Очерки. -М.: Дет. лит., 1982. -127 с.
3. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов о детской литературе / Сост. В. Терновской и Н. Янушина. М.: Дет. лит., 1983. -430 с.
4. Винтерих, Дж. Приключения знаменитых книг / Сокр. пер. с англ. Е. Сквайре; Предисл., послесл. и прим. Д. Урнова. 2-е изд. - М.: Книга, 1979. - 160 с.
5. Вопросы детской литературы: Сб. статей. М,: Детгиз, 1953. -408 с.
6. Горький, М. О детской литературе. 2-е изд. -М.: Детгиз, 1958. -432 с.
7. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся шк. отд-нийпед. училищ / Под ред. А.В.Терновского. М.: Просвещение, 1977. - 431 с.
8. Детская литература: Хрестоматия с основами литературоведения / Сост. A.B. Дановский. -М.: Akademie, 1997. 633 с.
9. Детская литература и вопросы мастерства: Сб. статей. М.: Детгиз, 1956.-231 с.
10. Зарубежная детская литература: Учеб. для студентовбибл. фак. ин-тов культуры / Сост. И.С. Чернявская. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982.- 559 с.