Рабочая программа внеурочной деятельности Интеллектуальный клуб Эрудит.


Пояснительная записка по курсу внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб «Эрудит»», 2-4 классы
Учитель: Беликова Марина Анатольевна, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Чайковский, Пермского края
1. Роль и место данного курса в плане внеурочной деятельности Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для уровня начального общего образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению на уровне ООО. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.
Развитие любознательности каждого обучающегося, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Организация занятий «Эрудит» – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.
2. Кому адресована программа. Программа адресована учащимся 2-4 классов
3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, 2009 г.;
Концепции Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, 2009 г.
4. Цели и задачи программы. Цель программы:
-способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности
по предметам.
Задачи:
воспитание коммуникативной культуры школьников;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
закрепление и углубление знаний учащихся по изучаемым предметам: русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению;
пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
создание условий детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
5. Особенности реализации программы
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий.
6. Основные содержательные линии курса
В данном курсе реализуется система заданий и задач, направленных на развитие познавательной активности младшего школьника. Познавательные задания включают в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.
В соответствии с особенностями и целями разного рода задач задания разделены следующим образом:
Разминка. Репродуктивные задания, хотя доля репродукции снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередование на одном и том занятии вопросов из разных областей знаний. Это придаёт дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Задания на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения, наблюдательности). По выражению П.П.Блонского: «Развитое мышление проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания». Специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, приучают детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что даёт им уверенность в собственных силах.
Частично-поисковые задания разного уровня. Задания в процессе решения, которых учащиеся открывают новые для себя знания и способы их достижения.
Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый – это творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей, или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй – это задания повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.
Оптимальным условием развития интеллектуальных способностей младшего школьника выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей требованиям:
Познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегративной основе и способствуют развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
Задачи подбираются с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и собственно творческим – позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;Система познавательных задач ведёт к формированию важнейших характеристик интеллектуальных способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность.
7. Требования к уровню подготовки обучающихся.
К предполагаемым личностным результатам обучающихся, освоивших данную программу, относятся умения:
гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;
сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;
понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными, отзывчивыми;
уважать чужое мнение; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
уметь слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различать основные нравственно-этические понятия;
соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
К предполагаемым метапредметным результатам обучающихся относятся универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:
Регулятивные универсальные учебные действия
1. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок деятельности:
удерживать цель деятельности до получения её результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно», «ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
2. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав действия»);
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
оценивать уровень владения тем или иным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия
1. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели) с учётом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:
воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в диалоге и строить монологические высказывания:
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду);
характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
Ожидаемые результаты:
расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;
рост личностных достижений;
создание атмосферы успеха;
установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества;
накопление опыта творческой деятельности;
участие в турах олимпиад по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, школьной конференции;
активное участие в проведении предметных недель;
умение работать над проектом.
8.Формы организации
занятия Занятия позволяют сформировать у детей не только индивидуальные навыки, но и навыки работы в коллективе разного возраста детей, микрогруппах, в паре.
9. Формы и виды контроля
Каждая из форм организации процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности
учащихся: 
самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал, 
раскрыть сущность проблемы;
игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к
изучаемому материалу;
составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Формы подведения итогов: тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся;
Результаты выполнения тестовых заданий, заданий конкурсов и олимпиад;
Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по разным
школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
10. Объем и сроки изучения. Программа курса общим объемом 64 часа в год, 2 часа в неделю, один год обучения
11. Учебно-методический комплект для реализации программы
Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике», 2009
Мищенкова Л.В. «25 развивающих занятий с 4- классниками», 2013
Сухин И.Г. «Занимательные материалы по логике и математике, по развитию речи, по русскому языку», 2000
Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко «Нестандартные интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»
1-4 классы, 2005
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: [Текст]
пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. [Текст] В 2-х ч. Ч.1. /
М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010
Младший школьник: развитие познавательных способностей: [Текст] Пособие для учителя / И.В.Дубровина,
А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003
Ленкова, А.А. Развитие дивергентного мышления творчески одаренных младших школьников:
концептуальные и методические аспекты:научно-метод.пособие для педагогов, психологов
образоват.учреждений
[Текст] / А.А.Ленкова; ЧИППКРО. – Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012.
Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. [Текст] / М.: Образовательный центр
«Педагогический поиск», 1999
Винокурова, Н.К. Подумаем вместе. [Текст] Сборник тестов, задач, упражнений. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
Винокурова, Н.К. Подумаем вместе. [Текст] Сборник тестов, задач, упражнений. – М.: Росткнига, 1999.
Электронные ресурсы
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов, www.shcoolcollection.edu.ruМатематика и конструирование http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/438dea14-614c-496a-ace7- 4bccf9d963c0/118859/?interface=pupil&class=45&subject[]=8&subject[]=16&subject[]=24&subject[]=25Эрудит – марафон учащихся. http://cerm.ru/index.php?action=article&a=24Детский сайт Детский мир http://www.detskiy-mir.net/«Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы»
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e/?interface=pupil&12.Условия реализации программы - занятия проводятся 2 раза в неделю;
- продолжительность занятия 35-45 минут;
- занятия проводятся в кабинете № 223;
- имеется возможность работать в группах;
- имеется доступ в кабинете к медиакомплексу.
Содержание воспитательных результатов
Содержание воспитательных результатов Способ достижения Формы деятельности.
Первый уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Предполагает приобретение детьми новых знаний о закономерностях, классификации, признаках предметов (явлений); будет развит кругозор детей, обогащен словарный запас. Итогом первого уровня можно считать умение ребенка находить признаки предметов, чисел, слов; находить лишний предмет, предлагать несколько вариантов ответа; решать комбинаторные задачи; сравнивать предметы, слова, числа; отличать заведомо ложные фразы. (1-2 классы) Беседа
Второй уровень результатов Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом. Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать).
Предполагает приобретение детьми практических навыков и одновременного и последовательного включения в коллективную работу. Итогом второго уровня можно считать участие школьников в олимпиадах по предметам на классном и школьном уровне, умение выполнять практическую работу в группе, подготовить сообщение на заданную тему, выполняя часть задания, данного группе. (2-3 классы) Дебаты, тематический диспут, практические и исследовательские работы.
Третий уровень результатов Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой. Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде.
Предполагает умение детей объяснять условие какого-либо задания 2-3 ученикам, организовать группой его выполнение, поддержать диалог с посторонними людьми о предмете изучения (о решении логического задания по математике, русскому языку, окружающему миру). Итогом третьего уровня можно считать участие детей в олимпиадах муниципального, регионального уровня. (3-4 классы) Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов.
Тематическое планирование курса «Интеллектуальный клуб «Эрудит»»
№ дата Тема занятия Планируемые результаты Форма контроля примечание
1 Интеллектуальный конкурс «Марафон знаний» Развитие самостоятельности, самоорганизации, логического мышления, сложных логических действий, саморегулятивных умений
Олимпиадные задания по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир 2 3 Школьный этап предметной олимпиады по математике Олимпиадные задания 4 5 «Расскажи мне о себе»
Развитие положительной мотивации к деятельности, рефлексивных умений, средств самоорганизации. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов 6 «Письмо инопланетянина»
Развитие мышления (процессы обобщения), опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей). 7 «Космическая карта»
Развитие внутреннего плана действия, мышления (установление закономерностей), произвольного внимания (устойчивость). 8 «Сказочный переполох»
Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения. 9 «Логические прерии»
Развитие вербальной опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей). 10 «Литературный лабиринт»
Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков), внутреннего плана действия, произвольности движений (помехоустойчивость). 11 «Грамматическая мозаика»
Развитие вербальной опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей). 12 «Приключения в Долине Ошибок»
Развитие мышления (умение сравнивать), произвольности движений (помехоустойчивость), воображения. 13 «Загадочный маршрут»
Развитие воображения, пространственных представлений, логического мышления. 14 «Геометрический архипелаг»
Развитие абстрактного мышления, пространственных представлений, коммуникативных качеств, произвольного внимания. 15 «Экологический марафон»
Развитие внутреннего плана действия, непосредственной памяти, мышления (установление закономерностей). 16 «Карнавал обрядов»
Развитие творческих способностей, образного мышления, воображения, ассоциативной памяти, коммуникативных качеств. 17 «Ларец с кроссвордами»
Развитие аналитико-синтетических умений, словесно-логического мышления, коммуникативных умений. 18 «Самый умный»
Развитие вербального мышления (обобщение), опосредованной памяти, чувства времени. 19 Конкурс «Специалист»
Развитие самостоятельности, умений саморегуляции, аналитико-синтетических умений, логического мышления, произвольного внимания. Олимпиада с интегрированными заданиями 20 «Кладоискатели»
Развитие внутреннего плана действия, непосредственной памяти мышления (установление закономерностей). 21 «Непослушные морфемы»
Развитие самостоятельности, словесно-логического мышления, синтетических умений, произвольного внимания. 22 «Загадочная рифма»
Развитие словесно-образного мышления, произвольного внимания, аналитико-синтетических умений, коммуникативных навыков. 23 Конкурс «Творческих команд»
Развитие самостоятельности, самоорганизации, логического мышления, сложных логических действий, саморегулятивных умений, развитие креативных способностей учащихся. Командный конкурс знатоков 24 «Планета словообразования»
Развитие коммуникативных навыков, умений саморегуляции, словесно-логического и образного мышления, произвольного внимания. 25 «Волшебная поляна»
Развитие самостоятельности, абстракно-логического мышления, творческих способностей. 26 «Ступеньки знаний»
Развитие самостоятельности, логического мышления, умений выполнять сложные логические действия. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов 27 «Интеллектуальный марафон»
Развитие коммуникативных умений, логического мышления, навыков выполнения сложных логических операций. 28 «Магазин головоломок»
Развитие концентрации внимания, совершенствование мыслительных операций. 29 «Весёлые вопросы»
Развитие логического мышления. 30 «Шиворот – навыворот»
Развитие концентрации внимания. 31 «Шапка для размышлений»
Поиск закономерностей, причинно – следственных связей. 32 «Шифровальщик» Развитие быстроты реакции. 33 Конкурс «Эрудит»
Развитие межпредметных и метапредметных умений учащихся
Тестовая работа 34 «Так же как ….»
Поиск закономерностей, причинно – следственных связей. 35 «Это интересно!»
Развитие логического мышления. 36 «Закодированные слова» Развитие концентрации внимания, совершенствование мыслительных операций. 37 «Математический марафон» Развитие логического мышления, умения решать нестандартные задачи 38 «Олимпиадная смесь» Развитие внимания, совершенствование воображения. 39 «Заглянем в кладовые Земли» Развитие наглядно – образного мышления, поиск закономерностей. 40 Конкурс «Специалист» Развитие и внешняя оценка предметных умений и навыков учащихся. Олимпиадная комплексная работа 41 «Весёлый калейдоскоп» Развитие логического мышления. 42 «Танграм- китайская головоломка» Развитие концентрации внимания. 43 «В моей Вообразилии» Развитие способности воображения, наглядно – образного мышления. 44 «Крестики – нолики» Развитие познавательного интереса. 45 «Умные – цепочки» Установление закономерностей, причинно – следственных связей. 46 ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Развитие навыков общения, положительного эмоционального настроя, сплочение детского коллектива. 47 «Хочу все знать» Развитие познавательного интереса, внимания, мышления. 48 «У Лукоморья дуб зеленый» Развитие познавательного интереса. 49 «Путешествие по страницам истории» Развитие познавательного интереса, расширение кругозора, развитие самостоятельности. 50 «Чудеса Света» Развитие познавательного интереса, мышления, памяти. 51 «Сказочная викторина» Развитие познавательного интереса, внимания, памяти, речи, самоорганизационных навыков. 52 «Веселые головоломки» Развитие самостоятельности; памяти, логического мышления, воображения. 53 «Конкурс загадок» Развитие познавательного интереса, внимания, речи. 54 « Что нас окружает» Расширение кругозора; развитие внимания, памяти, воображения. 55 « В мире слов» Развитие познавательного интереса, речи, мышления.
56 « Поле чудес» Развитие воображения, памяти, мышления. 57 « Путешествие в королевство любимых предметов» Развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимания, воображения. 58 « В научном городке»
Развитие логического мышления, при решении логических задач. 59 «Угадай-ка» Развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности. 60 «Кроссворды, шарады» Развитие логического мышления, внимания, воображения. 61 «Почему? Отчего?» Развитие познавательного интереса, расширение кругозора. 62 «Животные родного края» Развитие самостоятельности, воображения, мышления.
Мини – проект, составление кроссворда

63 «Математика-царица наук» Развитие логического мышления, познавательного интереса, внимания, памяти. 64 Итоговая диагностика уровня развития познавательных процессов
Развитие и внешняя оценка предметных умений и навыков учащихся. Развитие межпредметных и метапредметных умений учащихся
Диагностика уровня сформированности познавательных процессов.