Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 7-а класса на тему «Интеллектуальный турнир «Язык – основа жизни».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории Республики Крым»
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 7-а класса на тему «Интеллектуальный турнир «Язык – основа жизни».
Мероприятие подготовила
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ №18»
Мустафаева Лиля ИслямовнаЕвпатория, 2016
Интеллектуальный турнир «Язык – основа жизни».
Цель: содействовать расширению словарного запаса учеников, вызвать желание изучать русский язык, любоваться её красотой, развивать творческие способности учеников, умение наблюдать. Воспитывать любовь и уважение к родному языку. Предоставить пространство творческой мысли учеников, формировать навыки коллективного поиска истины.
Ход мероприятия:
(Звучит мелодия).
Слово учителя:
Прекрасная народная песня! Услышав один раз, остаёшься очарованным на всю жизнь. Такая песня пленит людские сердца, теребит душу, поднимает настроение, окрыляет желания, дарит спокойствие, утоляет душевную боль. Плывёт песня над родными просторами, плывёт вместе с ней и соловьиный язык. Одним из величайших сокровищ, которые наследуются народом от предков, несомненно, является его родной язык – тайник людского духа, в который народ складывает свою давнюю жизнь, свои надежды, разум, опыт, чувства. Язык – это тропка, объединяющая прошлое с настоящим, открывает путь в будущее. Человек в совершенстве владеющий родным языком, имеет под ногами твёрдый грунт, он уверен в себе, несет высокую культуру и имеет надёжное будущее. И поэтому сегодня, прославляя родной язык, слово, книгу, на лингвистическом турнире встретятся знатоки языка, болельщики интеллектуального клуба «Эврика».
(Дети рассаживаются за двумя столами по кругу).
За ходом турнира будет следить «Совет экспертов», который, оценив знания, творчество, находчивость, определит наилучших знатоков родного языка. В состав «Совета экспертов» вошли: (представление жюри).
Ведущий:
– Уважаемые языковеды! Вы имеете право использовать помощь «консультантов», которые закреплены за каждой командой. Они могут дать вам совет как выполнить задание, но не могут давать ответ на поставленный вопрос.
Итак, начинаем с «Приветствия», слово предоставляется команде «…….», естафету перенимает команда «…………».
Команды представляют себя, название своей команды.
Ведущий:
Итак, приступаем к нашей игре. Она будет состоять из 8 туров, за каждый тур эксперты выставляют баллы, максимальный балл -5 баллов, выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов по итогам игры. Всем желаю удачи! Мы начинаем!
1 тур. Языковая разминка.
Ведущий:
Зарядиться хорошим настроением, проявить находчивость, логику, а особенно юмор поможет вам «Языковая разминка». Каждая команда получит несколько вопросов, а вы должны быстро дать правильный ответ. У вас на столах есть клаксоны, команда, которая знает правильный ответ, нажимает на клаксон и только после этого даёт правильный ответ. На обсуждение каждого вопроса даётся 30 сек., вемя будет засекаться одним из членов жюри. Если по истечению времени ни одна из команд не даёт правильный ответ, то переходим к следующему вопросу. Если всё понятно
В каком возгласе есть 100 одинаковых букв?
(сто-п);
Чего много имеет болото, меньше озеро, ещё меньше море, и совсем не имеет речка?;
(букву О);
Что нужно сделать, чтоб майка взлетела?
(поменять букву М на Ч);
Какие местоимения портят дороги?
(я –мы);
Какое женское имя имеет 30 букв «Я»?
За правильный ответ вы получаете «загадочные узелки», но не спешите их развязывать.
Жюри подсчитывает баллы. А мы переходим к следующему туру
2 тур «Музыкальные узелки».
Ведущий:
Известно, что словами можно выразить всё: от наисложнейших научных терминов до различных человеческих чувств. В толковом словаре Ожегова С. И. 70000 слов. Учёные считают, что подсчитать все слова только одного языка, а в мире около трёх тысяч языков, - дело почти невозможное. Но открою вам один секрет, по неофициальным данным в научных институтах существует картотека реестра слов, в которой насчитывается около 3-4 миллионов слов. А также учёные подсчитали, что обычный взрослый человек употребляет в среднем до четырёх тысяч слов, однако Александр Пушкин употреблял около 29000 слов, Тарас Шевченко почти 20000 слов.
Думаю, что уважаемые эксперты смогут подсчитать слова, которые вы используете, выполняя следующее задание. Чтоб развязать узелки, на веревках которых находятся музыкальные ноты, вам необходимо за несколько минут вспомнить и записать слова (только существительные), которые начинаются с данной ноты.
С каждой команды без раздумий нужно отвечать по одному игроку, начинаем с команды, которая победила в предыдущем конкурсе, слова не должны повторяться, а жюри будет следить за правильностью прохождения конкурса.
Ведущий: Молодцы команды, считаю, что справились с этим заданием.
Жюри подсчитывает баллы. А мы переходим к следующему туру, котрый называется «Загадочное превращение»
3 тур «Загадочное превращение»
С давних времён работая, отдыхая, общаясь между собой наши предки с присущей им находчивостью, наблюдательностью давали свою оценку природным явлениям, человеческим взаимоотношениям, собственным действиям и поступкам ближних. Некоторые меткие короткие выражения, передаваясь из поколения в поколение, стали сокровищницей народной мудрости и философии – это пословицы и поговорки. А ещё наши предки очень любили загадки. Отгадывание их считалось признаком большого ума, находчивости и просто счастливой судьбы. Ими проверяли мудрость, зрелость. Загадки – неисчерпаемый источник развития внимательности, остроумия, обогащения внимания и фантазии. В этих капельках мудрости отображается душевная красота, острый ум, художественная одарённость и фантазия народа.
В мешочке находятся пословицы, которые должны превратиться в загадку и её загадать нужно сопернику.
(К каждой команде по очереди предлагается вытянуть из мешочка свёрточек, развернув который можно прочитать пословицу и загадать эту пословицу команде – сопернику в виде загадки). А в мешочке такие пословицы:
Смелого пуля боится.
Вариант загадки - Какого пуля боится?
Дружба дороже золота
Вариант загадки - Что дороже золота?
Правда и в море не тонет, и в огне не горит.
Вариант загадки - Что в море не тонет и в огне не горит?
Труд человека кормит.
Вариант загадки - Что человека кормит?
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Вариант загадки - Что год кончает, а зиму начинает?
Слово не стрела, а глубоко ранит.
Вариант загадки - Не стрела, а ранит глубже. Что это?
Ведущий: молодцы команды, молодцы участники, жюри оценивает и считает бпллы, а мы идём дальше, к следующему туру:
4 тур «Скороговорка».
Ведущий:
К жемчужинам народного творчества относятся и скороговорки. Скороговорка – это своего рода языковая, юмористическая игра. Скороговорки обогащают культуру речи, развивают дикцию и темп речи. Проговаривая скороговорки, вы внимательнее, бережливее относитесь к своей речи, уважаете родной язык, чувствуете красоту слова.
Вам задание: чётко, проскороговорить скороговорку.
Вредничали вреднечки,
Что не сварили варенички.
Не вредничайте вреднечки,
вот сварятся варенечки.
Жёлтый жук купил жилет,
Джемпер, джинсы и жакет.
Пилил Филип поленья с лип,
Притупил пилку Филип.
Ведущий: да, забавный получился конкурс, все скороговорки и не перескороговоришь! Процедура всё та же: жюри подсчитывает результаты, а мы следуем дальше.
5 тур. «Фразеологическая показуха».
Ведущий:
В языковой сокровищнице есть ловкие, крылатые выражения, которые более ярко показывают национальный колорит языка – фразеологизмы. Употребляя их, мы можем остроумно высмеять, шутливо намекнуть, вежливо подсказать, передать уважение и похвалу. Поэтому и следующее задание загадают вам юные Почемучки. То, что они покажут буквально, команды должны назвать фразеологизмом. (В центр выходят несколько учеников с младших классов, которые заранее знают то, что им нужно делать, т. е. они молча, при помощи движений должны показать фразеологизмы, а команды должны их отгадать.)
Ломать голову – стоят, схватив голову руками несколько секунд.
Воды в рот набрать – набирают со стаканов воды в рот и так стоят несколько секунд.
Смотреть сквозь пальцы – встают, прикладывая к лицу растопыренные пальцы.
Дуть на воду – берут стаканы в руки и дуют до брызг.
Водить за нос – один берёт другого за нос и ведет к двери.
6 тур. «Цепочка вежливых слов».
Ведущий:
Слова, слова… они все разные:
Есть терпеливые, есть жёсткие и грозные,
Тревожные и тихие, радостные – грустные,
Лукавые и честные, мудрые – смешные.
Ведущий:
В. Сухомлинский говорил: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу человека, оно может стать живой водой, придающей веру в добро, а может и острым ножом. Мудрое, доброе слово даёт радость, злое, нетактичное – приносит беду. Словом можно вылечить, а можно и ранить, посеять тревогу или поддержать, дать веру или сковать силы души…». Предлагаю вам сковать цепочку вежливых слов уважения, благодарности, поддержки.
Я желаю вам, чтоб этих важных слов вы никогда не забывали и проговаривали их каждый день, даруя радость общения с вами вашим друзьям, родным и просто незнакомым людям.
7 тур «Поэтический».
Ведущий:
Не перестаёт удивлять нас поэтическое слово своей чуткостью, несравненной способностью улавливать весь шум мира – и мощнейшие грохотания эпохальных событий, и едва улавливаемый шепот звёзд. Поэты всей душой чувствуют слово, его многокрасочность, разнообразие, красоту.
Предлагаю и вам почувствовать себя поэтами и при помощи простых рифм написать стихи.
Каждой команде на стол кладутся листы с рифмами, при помощи которых нужно написать стихи. Для этого задания отводится 3 мин., после завершения команды должны зачитать свои стихи, а жюри оценивает их.
Ведущий:
Мы переходим к последнему, завершающему туру.
8 тур. «Языковой веночек»
Были времена, когда лучшим украшением головы девушки был венок. В него вплетали цветок мака, ромашки, барвинка. Венки подчёркивали красоту девичьего личика, душевную чистоту и нежность. Венок – не просто украшение, а ещё и оберег. Девочка должна была с уважением относиться к своему оберегу.
Так и родной язык, как девичий венок, украшенный присказками, загадками, легендами, стихами и песнями. Эти разноцветные цветочки подчёркивают красоту, нежность, мудрость, неповторимость языка. Пожалуйста, украсьте языковой венок разноцветными ленточками, на которых напишите прилагательные – комплименты родному языку.
Заключительное слово: Вы, дети, призваны защищать свой родной язык, потому что, наш язык неповторимый, как неповторимы эти последние мгновения нашей с вами встречи, как неповторимы все мы, как неповторим наш прекрасный мир.