Внеклассное мероприятие интеллектуальный марафон 7 класс

Интеллектуальный марафон
Тема: «Традиции и обычаи казахов»
7 «А» класс

Цели марафона: - развитие интереса к истории и культуре казахского народа; -обогащение и углубление знаний по предмету; -воспитание свободы личности, коллективизма, демонстрация знаний; -развитие умения работать в группе; -совершенствование навыков умственной деятельности в условиях ограниченного времени.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, бумага
Ход.
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Мы сегодня с Вами даем старт интеллектуальному марафону, который станет в дальнейшем одной из добрых наших традиций.
Девиз нашего марафона:
Творите! Дерзайте Пробуйте!
Тема марафона «Традиции и обычаи казахов»
Мне хотелось бы сегодня марафон начать словами из народной мудрости:
“Нет сокровища, дороже образования. Пока можешь ты, собирай это сокровище”.

Правила марафона таковы:
Участвуют в первом этапе все. По его результатам остается группа учащихся, которые продолжат состязание. После каждого этапа участие продолжать будут те ученики, кто набрал больше баллов. В итоге останется 3 участника. Они то и сразятся на последнем этапе и распределят между собой призовые места.

Итак, мы начинаем.
Первый этап «Байга»/ 5 мин письменно
Задание первого тура заключается в следующем:
На слайде демонстрируются задания. Их необходимо выполнить за 5 минут. Кто с ними справится, тот проходит в следующий этап. За каждое правильно выполненное задание получает один балл. Всего заданий - 7.
1. Как называется штраф, плата за убийство.
2. После айта, тоя, праздников женщины, бабушки брали остатки конфет, баурсаков с праздничного дастархана для детей и внуков.
3. Зовут аксакалов, соседей, друзей отведать молодое, сочное мясо "согыма", за дастарханом ведутся поучительные разговоры, беседы.
4. Оповещение радостной вести
5. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги
6. Это праздник весны, празднование которого приходится на день весеннего равноденствия
7. Ценное духовное пожелание
Ответы:
1. Кун
2. Саркыт
3. Согым басы
4. С_йінші
5. Шашу
6. Наурыз
7. "Бата" (словесное благословение)

Подведение итогов, определение участников следующего этапа

Второй этап «Свадьба»
Условие: на слайде демонстрируется задание, кто отвечает правильно (сначала письменно, потом заслушивается ответ устно) тот получает балл. 7 вопросов. Кто наберет большее количество баллов, тот проходит на следующий этап.
Казахская народная пословица «кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди» - «Как нет запрета пить кумыс, так и на девушек смотреть». О каком обряде идет речь?
Получив согласие стать сватом, отец жениха едет в аул девушки и окончательно обговаривает срок свадьбы, количество калыма, каде-жора (подарок). Эта часть сватовства называется
Его расшивают рубинами, жемчугом, кораллами или другими драгоценными камнями, которые подчеркивают его богатство. Шьют из дорогого бархата или велюра, вышивают мелким бисером, отделывают бахромой, орнаменты составляют из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок. Верх неизменно венчает «укы» (пушистый пучок из перьев филина). Края украшают мехом норки, соболя или лисицы. Красота такого убора пленяет взор, является украшением невесты и демонстрирует состоятельность сватов.
Плата за молоко матери. Торжественн
·о, с трогательными словами он преподносится матери девушки.
Традиционная песня, исполняемая молодежью на прощальном вечере проводов девушки
Перед тем, как переступить чужой порог, девушка у себя дома на проводах прощается с дорогими родителями, милыми, родными братьями и сестрами, с родственниками. В своей прощальной песни она сожалеет о том, что родилась девочкой, а не мальчиком; что вынуждена покинуть родной очаг, желает всем быть в здравии, когда она приедет навестить их.
Обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней-жыр. Как называется этот обряд?
Ответы:
Кыз кору (смотрины)
«Бата аяк»
Саукеле
С_т акы
Жар-жар
Коштасу
Беташар

Подведение итогов 2 этапа, определение участников 3 этапа.

Третий этап «Детские обряды»
Полиглот. Предлагается название обряда. Перевести его смысл
Тусау кесу
Ат кою
Бесык
Коримдик
Мушел
Ответы:
1.Разрезание пут ребенку
2.Наречение
3.Колыбель
4. Подарок, который дают за увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного
5. 13 лет, учет возраста

Подведение итогов 3 этапа, определение участников 4 этапа – 3 участника
Четвертый этап «Блиц» Традиции Наурыза.
1.Что делали люди накануне праздника Наурыз?
2. Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты и кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и что делали?
3. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели – единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком. Что это за напиток?
4. Праздник Наурыз не обходился и без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен Что должен будет делать джигит?
5. На ночь перед Наурызом в доме ставили глубокую чашу, наполненную мукой или сахаром. Если помыслы хозяина чисты, то в этот день его дом обязательно посетит загадочный персонаж и оставит на муке знак или надпись. Кто это?
6. В разгар праздника молодежь собирается у качелей. Как они называются?
7. В Наурыз обязательно проводят состязание на лошадях скачки погоня  джигита за красавицей. Как называются такие скачки?
Ответы:
1.Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, как утверждали старики, когда Наурыз входит в дома людей, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.
2. Производили его расчистку.
3. «Наурыз-коже»
4. Повиноваться ей и выполнять любые ее желания.
5. Кыдыр-ата
6.Алтыбакан.
7. Кыз Куу

Подведение итогов 4 этапа.
Определение призовых мест.

Заключительные слова. “Знайте, что многое из того, что вы знаете, гораздо важнее сокровищ, так как последние скоро истрачиваются, а знание остается у Вас навсегда!”

15