Конспект занятия в 5 классе на тему Курение и его вредное влияние на организм


Тема занятия: «Курение его вредное влияние на организм».
Класс: 5-6.
Дата:28.09.2016.
Цель: Сформировать представление о здоровом образе жизни, как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности.
Целевые установки на достижение результатов:
Личностных: воспитание бережного отношения к здоровью.
Предметных: формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью.
Метапредметных: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников в деятельности; умение ориентироваться в различных источниках информации.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: знать пагубность влияния вредных привычек на здоровье человека.
Коммуникативные УУД: работа с информацией, выработка основных навыков профилактики табакокурения.
Регулятивные УУД: выработать стойкое неприятие к курению табака.
Личностные УУД: сохранение жизни и здоровья.
Оборудование:
- плакат «курить – здоровью вредить»;
- карточки с пословицами о здоровье;
- игра «Мозаика»;
- карточки с вопросами для викторины;
- вырезанные из красной бумаги сердечки;
- тестирование учащихся
Время занятия: 45 мин.
Форма проведения занятия: беседа по материалу с демонстрацией презентации.
Актуальность темы определяется тем, что вредные привычки приносят людям и обществу большой моральный и экономический ущерб, наносят вред здоровью подростков, значительно сокращают продолжительность жизни человека.
План занятия:
Организационный момент – 1 мин.
Проверка пройденного материала – 3 мин.
Сообщение темы и цели урока – 15 мин.
Работа по теме урока.
Физкультминутка – 3 мин.
Игра «Мозаика» - 3мин.
Анализ ситуаций – 10 мин.
Игра «Собери пословицы о здоровье» - 2 мин.
Викторина «Мы выбираем здоровый образ жизни» - 3 мин.
Итог урока – 5 мин.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Всех собрал нас на урок,
Чтобы каждый очень просто
В жизни сам себе помог.
2. Актуализация опорных знаний.
Человек – великое чудо природы. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако ряд привычек, которые человек приобретает ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с такими терминами как «Привычка», «Вредная привычка»… и у меня к вам вопрос:
1. Что такое привычка?
Привычки бывают полезные и вредные.
2. Назовите полезные привычки.
3. Какие вредные привычки вы знаете?
3. Сообщение темы и цели урока.
- Прослушайте стихотворение. О чем в нем говорится?
Говорят, что сигарета
Смертоносный пистолет,
Убивает без огня
Закурившего коня.
Бросьте «Яву», бросьте «Приму»,
Будет в мире меньше дыму.
Застилает белый свет
Дым от ваших сигарет.
С сигаретою моей
Я худею и слабею,
И желтею, как трамвай,
Хоть в химчистку отдавай.
Всех, кто любит сигарету,
Тех, кто курит сигарету,
Всех таких учеников –
На скамейку штрафников.
- Да. Здесь говорится о сигарете.
Вы не раз слышали о вреде курения. Сегодня разговор пойдет о коварном враге человечества – никотине. На доске выставка рисунков, заранее подготовленные учащимися.
Работа по теме урока.
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.
Здоровье – это бесценный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Здоровье помогает человеку учиться, трудиться, заниматься любимым делом, активно отдыхать. Беда наша в том, что мы начинаем понимать это только тогда, когда «поломан механизм» и нужно думать о его починке.
Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.
Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. (слайд № 3) Европейцам долгое время не было известно курение табака. Все началось в XV веке, когда Колумб высадился за океаном в далекой и неведомой стране. Так его изумленные матросы увидели похожих на фокусников людей, которые свертывали из сухих листьев трубки, брали их в рот и поджигали… Туземцы втягивали дым и пускали его наружу… Несчастные нередко при этом теряли сознание, входили в транс и даже корчились как от сильной боли, но по их словам, уже не могли жить без этого «табака», так они называли тлеющие листья. Все мы знаем, что дурной пример может быть заразительным. (слайд № 4) Табак попал сначала на корабли Колумба, а потом с легкой руки его матросов – в Европу, где стал распространяться по домам и салонам искателей острых ощущений. Согласно литературным данным, в 1560 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в благодарность Жану Нико - это целебное средство Екатерина Медичи стала называть никотином.(слайд № 5)
В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале XVII столетия. Из-за неосторожности курящих в Москве и в других городах России стали случаться пожары… Царь Михаил Федорович, увидев, что дело приняло столь неприятный оборот, запретил табак и даже ввел различные наказания: уличенных в курение их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в далекие города. Но к серединеXVII века, не только купцы, но и многие государственные чиновники поняли, что благодаря торговле табаком можно получать немалые деньги… С приходом к власти ПетраI, который следуя примерам европейских королей, высочайшим указом разрешил ввоз табака в Россию, обложив купцов огромной пошлиной… Так постепенно все народы пристрастились к курению.(слайд № 6)
- Как вы думаете, в каком возрасте россияне могут выкурить первую сигарету.
Познакомимся со статистическими данными: по статистике первую сигарету россияне выкуривают в подростковом возрасте. Пики приходятся на 14, 17 и 19 лет.(слайд № 7) Во время курения, при сгорании табака образуются основной и дополнительные потоки дыма. В состав табачного дыма входит более трех тысяч вредных веществ. Причем одно страшнее другого. Это: никотин, мышьяк, свинец, угарный газ и другие. 25% этих веществ оседает в организме курильщика, 5% остается в окурке, 20% сгорает, 50% попадает в воздух. (слайд № 8)
Никотин, входящий в состав сигаретного дыма является одним из самых токсических веществ табачного дыма. Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли никотина, собака от ½ капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигаре (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). .(слайд № 9)
Курильщик не погибает потому, что доза вводиться постепенно. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Однако, если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть.
Негативно курение сказывается не только на самом курильщике, но также на его некурящих близких людей или тех, кто просто оказался рядом с ним в общественном месте. При таком «пассивном курении» вреда причиняется не меньше, если не больше, чем при обычном курении, так как организм некурящего человека не адаптирован к никотину и вредным веществам, содержащемся в сигарете и сигаретном дыме. Особенно, страдают дети, если их родители курят.(лайд №10)
Если говорить о воздействии пассивного курения на детей, можно сказать: у детей из семей, где один или оба родителя курят дома, чаще возникают простудные заболевания, бронхит и пневмония. Эти дети чаще болеют в раннем детстве, чаще пропускают школу и получают меньший запас здоровья на будущую жизнь. Курение родителей на 20-80% увеличивает риск заболевания дыхательной системы, тормозит рост легких ребенка.
Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам – балеринами, певицами и др.)(слайд 3 11)

Причины, по которым подростки впервые попробовали закурить:
Влияние сверстников, давление с их стороны.
Курящие друзья.
Стремление выглядеть «круто».
Удовольствие от того, что делаешь что-то запретное.
Стремление подражать взрослым, авторитетным людям.
Сигареты легко можно купить.
Снятие стресса.
Желание поступить наперекор.
Курящие родители.
Удовольствие от курения.
Примеры, которые видят по телевидению или в кино.
- Несмотря на все выше перечисленные негативные последствия, основная часть населения России является курящими.
- В чем же причина того, что люди курят?
- Подведем итог: вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против «пассивного курения»…Вот мнение величайшего шахматиста А. Алехина: «…никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли – способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность, выиграв матч за мировое первенство лишь тогда, когда отлучился от страсти к табаку» (слайд № 12)
Ответственность за курение в общественных местах
С 1июня 2013 г в России вступил антитабачный закон россиянам запрещено наказание курение табака в транспорте, в организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, вне специально отведенных мест для курения табака. С нарушителя взимается штраф от 1000 до 1500 рублей.
11 апреля 2008 года Госдума РФ приняла закон «О присоединении РФ к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака». Согласно новому закону, Россия вводит жесткие ограничения всех видов рекламы табака, вплоть до её полного запрета. Запрет на рекламу вводится постепенно, в течение 5 лет. Усилена борьба с курением среди несовершеннолетних, а предупреждающая о вреде курения надпись на сигаретных пачках «должна занимать не менее 30 процентов площади большей стороны пачки».
4. Физкультминутка.
- А пока продолжим борьбу с вредными привычками.
Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
Повернись налево к другу.
Левою дай другу руку.
Шаг – назад и два вперед!
Вправо, влево поворот!
Покружимся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага в перед, дружок!
Станет тесным наш кружок!
Покружились. Потолкались.
Повернулись…
Разбежались!!!
5. Игра «Мозаика».
На доске прикрепляется шесть карточек мозаики обратной стороной. Получив от детей правильный ответ на вопрос, переворачивается соответствующая карточка, и постепенно открывается знак «Курить запрещается!»
Вопросы:
1. Родина табака:
а) Португалия, б) Южная Америка, в) Испания.
2. Табак – трава или кустарник? (трава).
3. Кто впервые завез табак в Европу и вырастил на европейской почве? (Французский дипломат в Португалии Жан Нико)
4. Что такое никотин? (Яд)
5. Где он содержится? Почему это вещество так назвали? ( В табаке обнаружено сильнодействующее вещество, которое назвали в честь открывателя Ж. Нико)
6. Как выводится никотин из организма? (никак).
6. Анализ ситуаций.
Задача 1.
- Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.
« У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Коля слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще всего болеют и чаще умирают, а Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, веселый и сильный. Он занимается спортом.
- А я все думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?»
Вопросы:
- Какой выбор надо сделать мальчику?
- Почему курящие люди часто болеют?
Задача 2.
- Послушайте стихотворение:
У бабули юбилей:
Полон дом у нас гостей,
Гости много говорили,
Чай пили и курили.
И не радостно мне одному
Задыхаюсь я в дыму.
Дым вокруг от сигарет,
Мне в дыму том места нет!
Вопросы:
- Чем опасен для здоровья табачный дым?
- Как бы вы поступили, если бы оказались на месте героя стихотворения?

7. Игра «Собери пословицы о здоровье».
- Одна русская пословица гласит: Живи разумом, так и лекаря не надо».
Как вы понимаете слова «живи разумом»?
- Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать о последствиях?
Учащиеся делятся на 2 команды и получают карточки красного цвета, на которых записаны первые части пословиц, и карточки синего цвета, на которых записаны концовки пословиц. Надо из карточек красного и синего цвета, верно, сложить пословицы.
Здоров будешь - Все добудешь;
Крепок телом — богат и делом;
Здоровье дороже — золота;
Здоровому врач не надобен;
Застарелую болезнь трудно лечить;
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле;
Двум смертям не бывать, а одной не миновать;
Лук семь недугов лечит;
Спи камешком, вставай перышком;
Чистота — половина здоровья;
Где тонко, там и рвется;
Живи разумом, так и лекаря не надо.
8. Викторина «Мы выбираем здоровый образ жизни».
Класс отвечает на вопросы. За правильный ответ ребята получают баллы (В форме красного сердечка).
Вопросы:
Главный признак травмы. (боль)
Зеленый змий. (алкоголь)
Узкая полоска марли. (бинт)
Простейший способ очистки воздуха (проветривание)
Зеркало души. (глаза)
Любитель нюхать вредные вещества (токсикоман)
Чума XX века. (СПИД)
Заменитель йода в условиях похода. (крапива)
Прибор, на который сажают наркомана. (игла)
Вонючая и вредная привычка. (курение)
Противовоспалительная трава. (подорожник)
Любимый цветок наркомана. (мак)
Наука о чистоте. (гигиена)
Добровольное отравление никотином. (курение)
Массовое заболевание людей. (эпидемия)
Его не купишь ни за какие деньги. (здоровье)
Тренировка организма холодом. (закаливание)
Рациональное распределение времени. (режим)
9. Итог занятия.
- Зачем люди курят?
- Каковы последствия этой привычки?
- Какие вредные вещества находятся в сигарете?
- Как вы объясните поговорку: «капля никотина убивает лошадь»?
- Какой вред здоровью может принести сигарета?
- что нужно сделать, если рядом кто-то курит?
- много несчастий и болезней могут принести курение, алкоголь и наркотики. Помните, ребята, что здоровье – это главная ценность человека. Здоровье, не купишь ни за какие деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты.
Тест для учащихся по теме: «Курение и его вредное влияние на организм».
Класс_____________Пол________________
Фамилия не обязательна, но желательна.
1. Курите ли вы?
Да.
Нет.
Нерегулярно.
2. Известно ли вам о вреде курения?
Да.
Нет.
Предполагаю.
3. Знают ли родители, что вы курите (или не курите)?
1.Да.
2.Нет.
3.Предполагают.
4. Приятно ли вам находиться в обществе курильщиков?
Да.
Нет.
Безразлично.
5. Нравятся ли вам курящие девушки (отвечают юноши) или курящие юноши (отвечают девушки)?
Да.
Нет.
Безразлично.
6. Хотели бы вы, чтобы в будущей вашей семье курили дети?
Да.
Нет.
Безразлично.
Плакат

Плакат для игры «Мозаика»

Методические рекомендации.
Цель урока: дать понятие о факторах, разрушающих здоровье.
Задачи:
- сформировать у детей представление о вредном влиянии сигарет на здоровье человека;
- способствовать воспитанию активной жизненной позиции, негативного отношения к курению, а также формированию положительных привычек.
На сегодняшний день эта тема актуальна для учащихся, так как вредные привычки становятся нормой среди подростков, даже малышей и их искоренение важная задача не только общества и школы, но и каждого ученика в отдельности. И очень важно, чтобы подросток знал информацию о пагубном воздействии вредных привычек на организм человека