Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и во внеурочное время в коррекционной школе


Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках биологии и во внеурочное время в коррекционной школе.
Киряева Т.В. учитель биологии
МБСКОУ Школа № 27 г. Абакан
 
“…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил и не свод
                                                 требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
      Это, прежде всего забота о гармонической полноте
                                         всех физических и духовных сил, и венцом
                                           этой гармонии является радость творчества.
В.А. Сухомлинский
В мире сейчас существуют две основные глобальные проблемы - это здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.  Наблюдается ухудшение здоровья детей и в нашей стране, связанное с недостатком двигательной активности учащихся, неправильным питанием возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, отсутствием у учащихся знаний о здоровом образе жизни.
Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность и педагогических, и психологических, и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Исследуя данную тему, я поставила для себя следующую цель: обеспечение здоровьесберегающего эффекта на уроках биологии  и во внеклассной работе по предмету  для сохранения здоровья и повышения уровня работоспособности школьников и определила  задачи: изучить здоровьесберегающие технологии; использовать элементы современных технологий на уроках для сохранения здоровья школьников; создать методическую копилку; пропагандировать здоровый образ жизни. Традиционная организация учебного процесса создает у детей  постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. За период обучения в школе, ни для кого не секрет, число здоровых детей значительно уменьшается, возрастает число детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, появляются хронические заболевания. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.   Проблема сохранения здоровья детей стоит и в нашей школе. Решить её  в какой-то мере должно помочь использование на уроках   и во внеклассной работе по предмету здоровьесберегающих  технологий. 
В качестве здоровьесберегательных технологий применяю методы (фронтальный; групповой; практический, познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный; активные методы обучения; метод индивидуальных заданий; воспитательные, просветительные и образовательные программы),  приёмы (защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие), технологические умения (пластические; логические; экспрессивные; дискуссионные, перцептивные (умение видеть, слышать, слушать). Одним из главных направлений здоровьесбережения я считаю создание здорового психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету. В связи с этим   рационально чередую виды учебной деятельности; придерживаюсь уважительного стиля общения. Огромную роль в укреплении здоровья учащихся отвожу и экологическому пространству: обязательное проветривание, достаточное освещение, цветовая гамма стен, растения, которые в большом разнообразии находятся в кабинете. В своей работе я применяю следующие технологии: личностно – ориентированные,  игровые, технологии проблемного обучения, развивающие технологии. Все эти технологии можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. Я считаю, что никакой другой предмет как биология ни ориентирован на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса.
 Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.
В начале урока очень важно детей мотивировать на положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала. Для этого даю в начале урока несколько упражнений релаксации. Это буквально займет 1-2 минуты, но, на мой взгляд, положительный эффект урока гарантирован. Минуты релаксации использую и в течение урока. Они позволяют безболезненно переключиться на другой вид работы на уроке. Все эти приемы  позволяют не только изучить биологию вопроса, но и получить большой эмоциональный настрой.
Одним из важнейших аспектов является  психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Большой простор для формирования эмоционального настроя дает применение фрагментов видеофильмов на уроках, красивая музыка, чтение стихов. Все это способствует переключению каналов восприятия информации.
На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная моя задача.
Для эффективного обучения в моем арсенале имеются дифференцированные задания, повышающие эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для "слабых” ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы. Использую задания, развивающие у школьников интеллектуальные и практические умения.
Практически на каждом уроке стараюсь проводить физкультминутки. В кабинете биологии  имеется тренажер для глаз, и я часто его использую на уроках для коррекции зрения учащихся Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.
Курс биологии  выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьесбережения. Особенно выделю программы 8- 9 классов: ребята, изучая основы анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются в процесс: находят информацию в интернете,  создают презентации, готовят сообщения на предмет здоровья. Например, на  уроке «Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения» у меня  есть возможность разъяснять учащимся отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки, заставить подростка задуматься о необходимости физических упражнений на формирование системы опоры и движения, ознакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки. Формирование личностной позиции по вопросам рационального питания, усвоение учащимися первичных знаний по теме культура питания возможно на уроках при изучении пищеварительной системы. Дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Школьники получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления, проводят мини-исследования продуктов питания.
Школьный возраст – может стать периодом приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, к наркотикам. Алкоголизм, токсикомания и наркомания губят не только здоровье отдельных людей, но и нарушают нормальный ритм жизни общества. Прогулы, несчастные случаи, многочисленные аварии, преступления, допускаемые людьми, употребляющими наркотические вещества, затрудняют нормальный рабочий ритм многих производств, транспорта, создают опасность для имущества граждан, разрушают семьи, уродуют детей, наконец, ставят под удар здоровье и жизнь граждан, с которыми сталкиваются эти люди
При изучении системы органов дыхания также продолжаем  формирование понятия — здоровый образ жизни, знакомим с характеристикой и профилактикой наиболее распространенных заболеваний органов дыхания, режимом во время болезни, гигиеной органов дыхания; рассказываем о методиках  тренировки дыхания, демонстрируем экспонат в музее или фото легких курильщика.   В нашей школе я инициировала такую активную форму  как ученический лекторий по вопросам ЗОЖ, где ребята разрабатывают и проводят тематические беседы, викторины и  виртуальные экскурсии для других учащихся. «Туберкулёз и мы», «Утомление. Умей организовывать свой отдых», «СПИД и его профилактика», «О вреде никотина и алкоголя», «Бегом от гиподинамии», «Влияние цвета на человека», «Резервы нашего организма» - вот некоторые темы таких занятий. Практика показала, что одни школьники тщательно и творчески готовятся к предстоящему проведению лекции, а другие  с интересом слушают, задают много вопросов, предлагают тематику новых занятий. Школьникам небезразлична такая форма работы, и это меня радует.
На классных часах и внеклассных мероприятиях провожу пропаганду о закаливающих процедурах, об обливании холодной водой, о занятии спортом. Рассказывала о системе закаливания Порфирия Иванова.  
На таких классных часах, как:
«Сила слова»
«Вода  несет информацию», «Крещенская вода»,
«Подсознание может все»
«Полезные растения»
Я стараюсь донести до учащихся, настолько важны для здоровья, мысли, слова, поступки.
Все мы живем среди  слов, и нам должно быть не безразлично какими словами выражаемся мы      и какими словами «обрабатывают» нас окружающие. Будешь здоров ровно настолько, насколько в тебе преобладают  созидательные или разрушительные мысли. Попадая в разрушительное поле агрессивных слов и мыслей, мы подвергаем свою душу и тело опасности. Так же я много давала информации о вреде «мата», как «мат» действует на структуру воды, показывала фотографии кристаллов воды под воздействием мата, как он влияет на рост растений. Приносила статьи из газет, журналов. Постоянно напоминаю ребятам, что мат снижает энергетику человека вплоть до уровня раковых заболеваний. В школе ребята стараются не ругаться, по крайней мере в присутствии учителей, здороваются, доброжелательны. Работа в этом направлении  не остается бесследной, постоянно ведется.
Слова убийцы – боль, болезнь, смерть, катастрофа, трусость, слабость, таблетки.
Слова здоровья и успеха - любовь, счастье, радость, удовольствие.
Мыслите позитивно! Слова Л.Н. Толстого.
Все дело в  мыслях, мысль начало всего, мыслями можно управлять. И поэтому главное дело совершенствование - работать над мыслями.
Заключение:   Здоровье - привилегия мудрых. Чтобы сохранить здоровье, нужно проявить мудрость. Философы говорят, что ум дается человеку от природы, разум  дается обучением, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием. Вот и получается, что  здоровье – это постоянная работа над собой, воспитание себя.
Наблюдения показывают, что применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Формирует основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.
Литература:1.      Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М.,19682.      Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,20013.      Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,20024.      Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, С-П.,2002