Рабочая программа учебного курса Искусство письменной речи

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1

«Принято»
Руководитель МО
_____________ М.В.Корсакова
Протокол № ___ от
«____»____________2015 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_____________ Т.П.Ступина

«____»____________2015 г.

«Утверждено»
Директор школы
____________Е.В.Михайлова


Приказ № __от «___»___2015 г.










Рабочая программа

учителя русского языка и литературы
Маркиной
Ирины Ивановны
(высшая квалификационная категория)

по учебному курсу
«Искусство письменной речи»
7 класс
Базовый уровень







2015- 2016 учебный год

РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учителя русского языка и литературы
МКОУ Хреновская СОШ №1
Маркиной Ирины Ивановны
по учебному курсу « Искусство письменной речи»
для 7 класса

Данная рабочая программа составлена самим автором программы с использованием методических пособий и рекомендаций: Путь к успеху: Сочинение-рассуждение/ Т.И.Павлова, Н.А.Раннева. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – серия «Мастер-класс; Обучение сочинению по картине/ авт.-сост. О.П.Баландина. – Волгоград: Учитель, 2012. – серия «Соответствует ФГОС», а также учебное пособие «Сочинение: секреты жанра » для учащихся общеобразовательных учреждений / С.А.Ташлыков : Иркутск, 2001/.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Особенностью системы обучения на основе данной программы и предлагаемого УМК является ориентированность при изучении языка на речевое развитие учащихся. Поэтому главная задача образовательного модуля - закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создание собственных речевых произведений разных типов и жанров.
В программе представлены:
- пояснительная записка;
- содержание программы;
- требования к результатам обучения и освоению содержания курса в направлении личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях;
- календарно-тематическое планирование, включающее наименование разделов и тем, количество часов, отведённых на их изучение, перечень оборудования, необходимого для обеспечения учебного процесса, количество часов, отведённых на проверочные работы и внеучебную деятельность, а также перечень универсальных учебных действий (УУД) для обучающихся;
- планируемые результаты изучения учебного курса;
- учебно-методическое и техническое обеспечение курса.
Учитывая материально-техническую базу школы, оснащённость учебного кабинета, технические средства обучения и наглядность используются в достаточном объёме.
Доля внеурочной деятельности по предмету составляет 34, 2%.

Рецензент: ___________ М.В.Корсакова, руководитель МО учителей филологии МКОУ Хреновская СОШ № 1



Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и составлена на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Русский язык. 2010 г.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по русскому языку для 5 – 9х классов , 2011 г., стандарты второго поколения.
Учебный план МКОУ Хреновская СОШ № 1.
Программа соответствует учебному пособию «Сочинение: секреты жанра » для учащихся общеобразовательных учреждений / С.А.Ташлыков : Иркутск, 2001/.

Общая характеристика учебного курса

Развивать интеллектуальные способности школьников, природный талант, способствовать самореализации и самопознанию явно одаренных детей – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Именно в этом направлении предполагается работа учебного курса «Искусство письменной речи».
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса, в котором учатся способные, активные, творческие дети.
Цели программы:
создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
достижение максимального уровня развития способностей детей;
выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.
Задачи программы:
реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости;
организация разнообразной творческой, проектной, исследовательской деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
закрепления и совершенствования навыков информационной переработки текстов и создания собственных речевых произведений разных типов и жанров;
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
использование инновационных педагогических и информационных технологий на занятиях образовательного модуля с целью достижения максимального уровня развития детей.
При планировании занятия учебного курса «Искусство письменной речи» разбиты на определенные блоки: Интеллектуальный марафон, «Легко писать и говорить – тяжелое дело», «Книга – источник знаний. Книга – источник», «Мое портфолио», которые предполагают участие ребят в Неделе русского языка, Неделе детской книги, а также предусматривают подготовку к олимпиадам, проектную деятельность, исследовательскую деятельность, дополнительные задания с интерактивными тренажерами и др.
На занятиях обучающимся будет предлагаться как теоретический, так и практический материал. Причем в каждой блоке акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так, например, при подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку в разделе рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний; уделяется внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно будет осуществляться самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся. Ряд занятий направлены на развитие «дара речи» - для закрепления и совершенствования навыков информационной переработки текстов и создания собственных речевых произведений разных типов и жанров.
В работе с детьми планируется использовать разнообразные формы и методы работы, а также приемы ораторского мастерства; для практических занятий подобран материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Практически на каждом занятии предусмотрены задания поисково-исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками.
В качестве материала для занятий будут использоваться олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы, ресурсы Интернет.





Место учебного курса в учебном плане

На учебный курс «Искусство письменной речи» в 7 классе за счёт часов, формируемых участниками образовательных отношений, отведено 35 часов. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.


Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
интерес и любовь к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность к речевому самосовершенствованию.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Занятия учебного курса «Искусство письменной речи» в 7 классе дают возможность обучающимся достичь следующих результатов:

в направлении личностного развития:
развитие творческой инициативы, исследовательской активности и интеллектуальных способностей;
умение принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
увеличение словарного запаса;
стремление к речевому самосовершенствованию;

в метапредметном направлении:
1) расширение представлений о языке и его возможностях через приобщение к искусству, живописи, литературе;
2) развитие коммуникативных возможностей для формирования речевой компетентности;
3) извлечение информации из различных источников, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, ресурсами Интернет;

в предметном направлении:
повышение познавательного интереса к предмету;
закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создания собственных речевых произведений разных типов и жанров;
владение языковедческой компетенцией.



Содержание курса

Тема 1.
Инструктаж по ТБ.
Введение в курс, цели и задачи образовательного модуля.
Знания и жизнь
Тема 2. Интеллектуальный марафон (8 часов)
Загадки русского языка. Загадка слова.
Секреты орфографии. Орфография и орфограммы.
Секреты пунктуации. Функции знаков препинания.
«Грамотей». «Великий и могучий».

Тема 3. Информационный проект «Как хорошо уметь учиться»

Тема 4. «Легко писать и говорить – тяжелое дело» (В.Ключевский) – 18 часов
Учимся писать сочинение. Жанры сочинений, их разнообразие и особенности. Подбор материала к сочинению. Записная книжка.
Подбор материала к сочинению. Эпиграф. Цитата.
Интервью, его особенности в зависимости от поставленной цели.
Портретный очерк как способ постижения и изображения человека.
Репортаж и путевой очерк как разные формы повествования об окружающем мире.
«Я – автор». Совершенствование написанного.
Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, морфологии, словообразования.
Лексическая стилистика текста. Стилистические фигуры.
Статья в газету. Неологизмы, авторские знаки.
Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров

Тема 5. «Книга – источник знаний. Книга – источник» (3 часа)
Читательский дневник. Портрет любимого литературного героя. «Золотая» книжная полка.

Тема 6. «Моё портфолио» (4 часа)
«Как прекрасен этот мир!». Создание и выпуск альманаха «Как прекрасен этот мир!»
Итоговое занятие.



Планируемые результаты изучения учебного курса

Текст
Обучающиеся научатся:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (план, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Речь и речевое общение
Обучающиеся научатся:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим сообщением; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Письмо
Обучающиеся научатся:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять план, тезисы выступления.
Текст
Обучающиеся научатся:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (план, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающиеся научатся:
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающиеся получат возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Обучающиеся научатся:
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка.




Учебно-методическое и техническое обеспечение курса

Учебная литература для ученика
1. Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие. – Иркутск:
2001. – 103 с.
2. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. – М.: Рольф,2001. – 352 с
Справочная литература для ученика
1. Новейший орфографический словарь русского языка: 120000 слов. Сост. Куренкова Е. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. ХХI век». 2006. – 380 с.
2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4тт. Оформитель ООО «Диамант». – СПб.: ООО «Диамант», 2002. – 704 с.
3. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2006. – 616 с.
4. Слитно или раздельно? Опыт словаря – справочника: свыше 107000 слов. Сост. Б.З.Букчина. – 4-е изд. М.: Дрофа, 2006. – 938 с.
5. Русская фразеология. Словарь-справочник: около 1500 фразеологизмов. Сост. Р.И. Яранцев. – 4-е изд. Стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2006. – 894 с.
6. Новый краткий словарь иностранных слов. Ответ. редактор Н.М.Семенова. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005. – 795 с.
7. Школьный словарь литературоведческих терминов: стилистика. Сост. Л.В. Чернец. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2007. – 352 с.
8. Русский язык. Справочник. – Саратов: Лицей, 2004. – 160 с.
Методическая литература для учителя
1. Букатов В. Групповая работа на уроке. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
2. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя.-2-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005. – 2008.
3. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.- 2-е изд., перераб.-СПб: «Азбука-классика», 2005.- 256 с.
4. М.М.Казбек-Казиева . Подготовка к олимпиаде по русскому языку. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс,2006. – 160с.
5.Скороходова Т.Н. Внеклассная работа по русскому языку. 7 класс. /Сост. Т.Н.Скороходова. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 96 с.
6. Журнал «Русский язык в школе»
Информационно-коммуникативные средства
ЦОР: Тренажер «Орфография», тренажер по орфоэпии, интердиктанты
1.CD «1С: Репетитор. Русский язык»
2.CD «Русский язык. Тренинг-курс»
3.CD «Русский язык: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. 5-9 классы»
4. CD «Русский язык. 7 класс». Электронное приложение к учебнику
Интернет-ресурсы

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Технические средства
1.Персональный компьютер с выходом в Интернет
2.Проекционный телевизор (плазменная LCD-панель)
3.Принтер
4.Звуковые колонки