Разработка урока литературы на тему «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»


Предмет: Литература
Программа, УМК: Ппрограмма для общеобразовательных учреждений по литературе подредакцией В.Я.Коровиной, 12-е издание, 2010; Поурочные планы, автор Н.Я.Крутова, 3-е издание, 2011 год
Класс: 7
Учитель: Богомолова Лариса Валерьевна, МБОУ«Школа №25»
Номер урока: первый, всего по программе 4
Тема урока: «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»
Цель урока:
Создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся через освоение теотетических знаний по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова», развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать учебные и жизненные ситуации, способность к разумному рефлективному творческому мышлению), что будет способствовать воспитанию сознательного отношению к литературе как духовной ценности.
Задачи урока:
1) Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения
2) Расширить представления учеников о личности поэта и его жизни.
Формы работы: классно-урочная
Организация работы: групповая, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский
Приемы работы: кластер, конструирование вопросов
Тип урока: урок изучения нового материала с обобщением изученного.
Оборудование: компьютер, портрет М.Ю.Лермонтова, слайдовая презентация, листы бумаги.
Используемая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история
План урока
1. Стадия вызова
Деятельность учащихся Деятельность учителя Результат Примечание
1. Цель учащихся:
- Вспомнить все известные факты биографии М.Ю.Лермонтова
- Определить для себя, на каком аспекте изучаемой темы они должны заострить свое внимание.
Речь пойдет о М.Ю.Лермонтове
Парус, море, Кавказ, горы, что-то грустное, печальное.
Высказывают свои предположения.
Происходит вызов информации.
Стихи Лермонтова в основном посвящены свободе, воле. Он писал че-то несбыточном. Очень много печального в его стихотворениях.
Фиксируют свои знания на листах бумаги.
Работают индивидуально.
Слушают. 1. Цель учителя:
- Побудить учащихся к работе с новой темой
- Активизировать их деятельность
- Мотивировать к дальнейшей работе.
Оргмомент. Нестандартное начало урока
На доске записаны цитаты
Белет парус одинокий,
В тумане моря голубом…
М.Лермонтов
Поэты не рождаются случайно…
И.Тальков
Он мало жил, он умер рано,
Не завершив великих дел,
В стране рабов, в стране тиранов
Тяжел был гения удел…
М.Гелллер
-Ребята, посмотрите на эти цитаты, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Какие ассоциации появились у вас с именем М.Ю.Лермонтова?
-Да, дествительно, это лермонтовские слова. Запомните ваши ассоциации, мы вернемся к ним в конце урока.
-А узнаете ли вы Лермонтова среди русских поэтов? Я вам предлагаю отрывки из стихотворений. Назовите те, которые принадлежат Лермонтову.
-Давайте проверим. На слайдах правильные ответы.
– Как вы узнали, почувствовали Лермонтова?
- Запишите слова в ваши кластеры.
Постановка цели и задач урока.
-Тема нашего урока «Жизнь и творческий путь М.Ю.Лермонтова»
- На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы , изучая такую тему. Сформулируйте их.
1) Были ли у Лермонтова друзья?
2) Каково жилось Лермонтову на Кавказе?
3) Какую роль сыграла бабушка в жизни Лермонтова?
4) Где провел лучшие годы поэт?
5) Чем интересовался Лермонтов, кроме поэзии?
6) Какое получил образование?
- Давайте выберем самые интересные и постараемся на них ответить в конце урока.1) Какую роль сыграла бабушка в жизни Лермонтова?
2) Где провел лучшие годы поэт?
3) Какое получил образование?
4) Чем интересовался Лермонтов, кроме поэзии?
-Итак, начнем наш разговор о великом человеке М.Ю.Лермонтове.
У каждого учащегося появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать. Обмен мнениями будет способствовать тому, что появятся новые идеи, появятся интересные вопросы, поиск ответов на которые будет стимулировать учащихся к изучению нового материала.
В случае успешной реализации стадии вызова у учащихся возникнет мощный стимул для работы на следующем этапе.
Данный урок построен с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Основные приемы работы: рассказ-предположение по ключевым словам, верные и неверные предположения
2. Осмысление содержания
Деятельность учащихся Деятельность учителя Результат Примечание
2. Цель учащихся:
- Получить и
осмыслить новую информацию,
- Соотнести с уже имеющимися знаниями
Работают индивидуально, вспоминают, проговаривают вслух.
Согласны.
Обращают внимание на неясности, готовятся к анализу и обсуждению услышанного.
Да. Отвечают, что потрясло сиротство поэта. Он рано остался без матери, жил с бабушкой и т.д.
Высказывают свое мнение.
Учащиеся активно слушают, ведут записи в кластере.
Тарханы. Презентация по желанию.
Комментарий презентации.
Фиксация новых знаний в кластер.
Рассказ ученика.
Записывают в кластер.
Кавказ.
Отвечают.
Фиксируют в кластер.
Слушают. 2. Цель учителя:
- Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому.
- Отслеживание понимания учеником изучаемого материала.
- Историки, говоря о жизни и творчестве Лермонтова, отмечают, что без достаточного знакомства с жизнью поэта и теми общественными условиями, в которых она протекала, невозможно правильно понять и оценить творчество поэта.
- Согласны вы с этим мнением?
- Я предлагаю вам вспомнить то , что вам известно о детстве поэта .
По ходу рассказа зафиксируйте новые знания в кластер.
- Я просила вас к уроку прочитать биографию М.Ю.Лермонтова. Что вас особенно потрясло в его жизни?
-Можно сказать , что причиной его печали и грусти было сиротство?
- Да, действительно, сиротство, пожалуй, одна из основных причин того, что лирика поэта столь грустна, печальна, и порой трагична. В каком стихотворении эти нотки особенно отчетливо слышны?
(зачитать стихотворение «Ужасная судьба отца и сына»)
- Продолжим наш разговор. Знаете ли вы место, где прошло детство Лермонтова, творческую колыбель поэта? Правильно . Есть желающие рассказать нам про этот уголок Лермонтова?
- Я думаю, что ваши знания обогащаются постепенно и расширяются.
- В жизни каждого человека наступает период, когда ему хочется или нужно получить образование.
М.Ю.Лермонтов получил прекрасное образование. Про этот период жизни поэта нам расскажет….
- Мне кажется, что мы не должны обойти стороной волшебный край, который поразил лучшими впечатлениями поэтическую душу нашего поэта. Кто догадался , о каком крае я говорю?
Да, Кавказ! Колыбель поэзии М.Ю.Лермонтова! И расскажет нам о Кавказе Федосеев Дима.
- Не забывайте фиксировать новые знания в кластере.
- Как ни печально, но погиб Лермонтов на Кавказе. Современники понимали, что дуэль Лермонтова с Мартыновым была не просто дуэлью, а обдуманным политическим убийством. Послушайте отрывок из воспоминаний очевидцев трагедии: « 27 июля 1841 года творилось что-то странное. Погода сначала стояла дивная, ласковая. Но вдруг разразилась небывалая гроза , буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск. Страшные ударя грома следовали один за другим. Убийство произошло в двух километрах от Пятигорска у подножия горы Машук. Поэт был убит выстрелом в сердце. Ему было неполных 27 лет»
Восприятие информации происходит активно, необходимость фиксировать информацию поддерживает интерес учащихся.
Учащиеся активно конструируют цели своего учения. На данном этапе используются приемы активного чтения: ведение кластера поиск ответов в рассказе учеников и учителя.
Работа ведется в группе и индивидуально.
3. Рефлексия
Деятельность учащихся Деятельность учителя Результат Примечание
3. Цель учащихся:
- Сопоставить новую информацию со старой,
- Обратить внимание на неясности, внести дополнения,
-Оценить свою деятельность.
Дают оценку своей деятельности.
Сравнивают новую информацию со старой.
Делают выводы, возвращаются к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Добавляют ассоциации (устно).
Да, соглашаются, аргументируют свое мнение.
Цель учащегося:
- Обобщить полученную информацию
- Закрепить материал
-Самостоятельно выполнить творческую работу.
Редактирование творческой работы (кластера), чтение поэмы.
3. Цель учителя:
- Вернуть учащихся к первоначальным знаниям- предположениям, ассоциациям,
- Дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации
- Давайте вернемся к началу нашего разговора.
-Перед вами вопросы, на которые вы хотели получить ответы. Не исчезло это желание? Услышали вы что-то для вас новое, интересное, поучительное?
(отвечают на вопросы)
- Совпали ли ваши ассоциации с той информацией, которую вы получили на уроке?
-Как вы думаете, почему творчество Лермонтова до сих пор волнует читателей?
-Согласитесь вы со словами И.Талькова, что поэты не рождаются случайно?
Задание на дом.
Цель учителя:
-Создать условия для успешного выполнения домашнего задания
Домашнее задание будет следующего содержания:
1) Составить кластер по теме урока,
2)Прочитать поэму « Песня про царя Ивана Васильевича…»
- По домашнему заданию будут вопросы?
Заключительное слово учителя:
-Наш урок подошел к завершению. На последующих уроках мы познакомимся с его лирикой и поэмой.
- Мне было очень интересно общаться с вами. Я надеюсь, что полученные знания никогда не окажутся лишними в вашем багаже знаний.
-Мне хочется отметить ваше желание и старание работать творчески. Сегодня вы все достойны высшего балла «5».
-Закончить урок мне хочется стихотворением И.Белоусова. Послушайте его.
(Чтение стихотворения И.Белоусова)
- Благодарю всех за работу. Можете отдыхать.
Мысли осмысливаются, структурируются. Возникшие вопросы разрешаются. Развиваются навыки критического мышления. Происходит живой обмен мнениями, это расширяет словарный запас учащегося.
Происходит выработка собственного мнения, оценка процесса.
В результате получается обобщенный образ о поэте. Знания расширяются, обогащается словарный запас учащихся. Происходит творческая переработка, анализ информации. Устанавливаются причинно-следственные связи между новой и старой информацией.
Работа ведется индивидуально, в парах, группе.