Урок Основная тема и главная мысль текста


Наименование предмета: русский язык
Утверждаю:
группа дата Зам.дир.по учебной части

_________Б.ЖолшыбековПлан урока № 56
Тема урока: Основная тема и главная мысль текста
Цели урока:
1.Образов.: дать понятие о тексте; развивать умение выделять главное из текста и основную мысль;
2.Развив.: развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление.
3.Воспитат.:воспитывать у обучающихся бережное отношение к слову, к русскому языку, к культуре речи.
Тип урока: урок совершенствования ЗУН
Метод урока: пробуждение интереса
Наглядности урока: сборники заданий, тесты, карточки
Ход урока:
1.Организационный момент(3мин.)
1)приветствие
2)беседа со старостой группы
3)проверка наличия учебных принадлежностей
2. Проверка домашнего задания (10мин.)
1)Фронтальный опрос учащихся
3. Работа по теме урока (15мин.)
В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст». Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.
Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.
Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.
Основная мысль, идея – это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.
4.Закрепление урока (15мин)
Творческая индивидуальная работа. Составление текста. Установить связь прочитанного с жизненным опытом. Устно.
• «Мое отношение к природе». (записано на доске)
Вставь пропущенные слова – действия:
Уж … снег, … ручьи, (тает, бегут)
В окно … весною... (повеяло)
… скоро соловьи, (засвищут)
И лес … листвою! (оденется)
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце …, (стало)
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго … ... (миновала)
Алексей Плещеев
Проверяем.
Слайд №13.
Докажите, что это стихотворение есть текстом.
Записать стихотворение в тетради по памяти.
5. Заключительный этап урока (2мин.)
1)подведение итогов: выставление оценок
2)задание на дом: составить план текста
Подготовила:________________/Д.Е.Рассульметова/