ИСПОЛЬЗВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)

ИСПОЛЬЗВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Гнатчук Е. В.
МОУ «Колотиловская ООШ»
Сегодня  очень  важным  для  общества  является  воспитание  людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной деятельности учащихся дает система развивающего обучения. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
Целью развивающего урока является непосредственное развитие ребенка, превращающееся из цели урока в его конкретный результат. Создание учителем таких условий, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении и в саморазвитии.
Этому способствуют активные формы и методы обучения.
Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, мысли, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. В играх ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия.
Уроки окружающего мира очень богаты и разнообразны по своему содержанию, и игра может стать отдельным этапом любого урока. Например, при проведении уроков в 1 классе учитель может использовать такие игры, как «Собираем урожай» при изучении темы «Что нам осень подарила». Правила: лежащие на столе предметы (муляжи, картинки) нужно разделить на две группы – овощи и фрукты; если игрок ошибается, то получает штрафной фант и по общему решению выполняет какое-либо задание (прочитает стишок, загадает загадку и т.д.). На одном из следующих уроков дети снова могут заниматься игровой деятельностью (игра «Магазин»), цель которой – закрепить полученные на предыдущих уроках представления, а также узнать, каков опыт накоплен у каждого ребенка. Суть данной игры в том, что дети являются покупателями; они по натуральным объектам или рисункам различных хлебных изделий описывают предмет, который хотят купить, не называя его. В данном случае школьники учатся описывать предмет так, чтобы по отличительным особенностям можно было его узнать (булка, баранка, батон, сдоба, кулич, пряник, печенье и пр.). При изучении профессий в 1 классе можно проводить следующие дидактические игры: кто быстрее сложит одежду, почистит обувь, аккуратнее пришьет пуговицу. Такая дидактическая игра «Как угадай мою профессию» дает учителю возможность проверить знания у тех детей, у которых на прошлых уроках что-то не получалось. Поэтому в этой игре целесообразно спрашивать, назначать ведущим именно этих детей. Этим учитель дает шанс ребенку поверить в собственные силы. Аналогично можно проводить игру «Узнай объект по вывеске» или игру-конструирование «Город-село» при изучении одноименных тем.
Или же, к примеру, дидактическая игра «Кто быстрее соберет вещи», которую можно проводить на уроках русского языка. Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж, ш, ч, щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж, ш, ч, щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт. Правила игры: один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.
Другая игра - «Будь внимателен». Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. Например, из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши.
На уроках русского языка очень полезны игры-соревнования, например «Аукцион», «Конкурс». Задание: подобрать как можно больше слов по заданной схеме; с указанным звуком в начале слова (середине или в конце слова).
Не менее ценными являются и ролевые игры. Особенно этому способствуют уроки окружающего мира. Именно они являются благодатной почвой для разыгрывания детьми различных ролей – реальных и вымышленных персонажей, «оживших» предметов. При использовании ролевой игры на уроке важно помнить, что начало игры – это создание воображаемой ситуации, постановка перед детьми задачи: «Представьте себе», «Как будто бы», «Если бы». Например, при изучении темы «Сезонные изменения осенью», можно предложить детям поиграть в «лесное собрание». Создается воображаемая ситуация, дети распределяют роли. Учитель не пускает на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогает детям. Важно сначала обсудить с детьми, что представляет собой этот персонаж, каковы его действия, что он может рассказать про себя. В конце можно провести коллективный анализ сюжетно-ролевой игры: оценить, что в игре получилось, какие части сюжета были наиболее удачными, какие роли – наиболее выразительными. Оцениваются только положительные моменты игры.
Повышению интереса к урокам способствует и занимательная форма их проведения: уроки-сказки, уроки-путешествия в страну Грамматику или страну Арифметику.
В 4 классе можно проводить и уроки-семинары. Они помогают обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал. А это, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки-семинары помогают развить монологическую речь. Конечно, роль учителя в проведении таких уроков не уменьшается, а наоборот – увеличивается, особенно в подготовке к ним.
Не менее интересными являются и уроки-зачеты. Они проводятся для проверки усвоения детьми теоретических и практических навыков. Эти уроки полезны и тем, что помогают учащимся поверить в свои силы, в свои возможности, а так как работа проходит в группе, то повышается личная ответственность каждого ребенка за результат работы. Уроки-зачеты проводятся в конце изучения темы или раздела. При такой форме проведения уроков положительным является то, что каждый ученик проговаривает теоретический материал и при этом получает отметку.
Очень интересны для детей уроки-праздники (КВН, Клуб знатоков). Однако, надо помнить, что у таких уроков есть своя сложность. К такому уроку учитель должен подготовить интересные вопросы и задания более высокого уровня сложности.
Не менее полезными являются и занимательные задания. На протяжении всего урока, особенно при переходе от одной его части к другой, смене деятельности, подобные задания могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха. Так, методически правильно подобранный и к месту использованный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к заданиям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи. К таким заданиям относятся задачи в стихотворной форме, логические задачи, загадки, занимательные вопросы, логические концовки, ребусы, шарады.
На уроках математики прекрасным средством формирования вычислительных навыков, которое активизирует внимание детей, возбуждает у них интерес и позволяет развивать находчивость, сообразительность, является применение учителем в процессе урока упражнений творческого характера. Оригинальные, нестандартные задания не только украшают урок, но и способствуют логическому мышлению, активизируют мышление детей, воспитывают интерес к математике.
Таким образом, разнообразные приемы и методы помогают воспитать интерес к урокам. А работа с практическим материалом раскрывает богатейшие возможности каждого предмета.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Русский язык. 1-4 классы: активные формы и методы обучения/сост. Т. В. Лисицина. – Волгоград: Учитель, 2009.

15