Конспект урока математики на тему Сложение и вычитание числа 4. Приёмы вычислений


Урок « Куликовская битва»
Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с деятельностью князя Дмитрия Ивановича; определение границ знания и «незнания» по теме «Трудные времена на Русской земле»; способствовать формированию представления учащихся о подвигах защитников Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником и картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы http://download8.proshkolu.ru
http://www.videorusi.ru/publ/7-1-0-47
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; историческая карта; иллюстрации с изображением вооружения русских воинов; карта-схема расположения русских полков перед боем
Основныепонятия Золотая Орда, хан Мамай, Куликовская битва, Дмитрий Донской
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия
на уроке Формируемые умения(универсальные учебные действия) Промежуточный
контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Мотивация(самоопределение) к учебной
деятельности
II. Актуализация опорных
знаний Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
Страницы истории Отечества.
-Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям.
Наша Родина! И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы. Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканье голубое, Голубые небеса. Каждый город Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда-то взято И упрочено трудом! (Г. Ладонщиков)
- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки.
Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. (Слайд №1)
- А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
Тест на знание изученного материала.
1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды
а) Москва, Владимир, Ярославль;     б) Тверь, Киев, Переславль; 
в) Рязань, Козельск, Смоленск.
2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?
а) дверь, калитка;     б) сумка;         в) кошель.
3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?
а) Киев;           б) Владимир;            в) Москва.
4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?
а) южные;             б) юго-западные;            в) северо-восточные.
5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?
а) стала больше, чем была;   б) стала меньше, чем была;   в) не менялась.
6. В каком веке возник Троицкий монастырь?
а) в XIIвеке;     б) в XIVвеке;     в) в XIXвеке.
7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?
а) из гранита;        б) из известняка;          в) из кирпича.
8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?
а) охотники, лучники, бортники;   б) камнерезы, кузнецы, кожевники;
в) бронники, кольчужники, щитники.
9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?
а) из дуба;           б) из известняка;         в) из кирпича.
10. Как называлось место торговли возле Кремля?
а) базар;            б) рынок;               в) торжище.
11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
а) соболью шубу;     б) Золотой перстень;     
в) Шапку Мономаха. Слушают учителя, отвечают на вопросы теста.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее месток уроку Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Организация рабочего места
Работа с пультами
Игра «Найди свою пару»

-Прочитайте части предложений из первого столбика  и найдите их продолжение во втором.
(Слайд №2)-проверка с помощью стрелок устанавливают связь слов 1-го и 2-го столбика Фронтальная, индивидуальная.
Коллективная Познавательные:
осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;
осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета Работа с интер.
доской
III. Изучение нового материала Вступительное слово учителя. – Сегодня на уроке мы окажемся на Куликовом поле, где увидим сражение войска князя Дмитрия Донского за Землю Русскую.
-На этом уроке мы ответим на вопросы истории, связанные с этим событием:
У меня на доске есть разные вопросы, выберите из них подходящие к нашему уроку.
-С кем была эта битва?
-Где живут белые медведи?
-Почему произошло это сражение?
-Где была битва?
-Как называется столица нашей Родины?
-В каком году произошло сражение?
- Как правильно питаться?
- Как происходит смена дня и ночи?
-Кто стал победителем на поле Куликовом?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
«Куликовская битва».
- Сегодня мы узнаем, как впервые, спустя 140 лет господства Орды, Русь нанесла монголо-татарам сокрушительный удар.
Это произошло при внуке Ивана Калиты – Дмитрии Ивановиче. При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами. Внимательно слушают. Фронтальная Устные ответы
Просмотр отрывка из мультфильма Пытались было соперничать с Дмитрием Ивановичем князья суздальский и тверской земель, но, в конце концов, признали верх и силу московского князя и стали действовать с ним заодно. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. В 1365 году в один из-за засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Дмитрий Иванович возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2–3 метра. С тех пор прозвали Москву белокаменной.
Между тем со времен похода хана Батыя на Русь зависимость ее от Золотой Орды ослабла. Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно. Орда в это время ослабела и распалась на части. Так же, как между русскими князьями, между ханами начались смуты и распри. После долгих смут в Золотой Орде овладел властью воевода хан Мамай. (Слайд №3)
Сердился он на Дмитрия Ивановича, московского князя, что тот не обращал особого внимания на его требования, не хотел платить ему той дани, которую платили прежде московские князья ханам. К тому же в это время в Нижнем Новгороде была избита татарская дружина, творившая всякие насилия. Убит был и ханский посол. Никто не поехал в Золотую Орду на поклон за милостью.
Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придет конец.
(Просмотр отрывка из мультфильма «Лебеди Непрядвы» (1980). Слайд № 4) Смотрят мультфильм, задают уточняющие вопросы Фронтальная
-Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
-Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами.
(Слайд №5, №6)
- За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
Сообщение ученика. (Слайд №7, №8)
Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали броню – кольчугу (рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец). Употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна, с нашитыми на них маленькими железными дощечками. На голове носили шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку.
Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Кроме этого – мечи, кинжалы, ножи, сабли и топоры.
Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».
Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
(Слайд №9)
Физминутка.
И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага. Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения на Куликово поле.
(Работа с картой по учебнику с. 73)
-Почему так называлось это поле? ( По названию птиц, которые там водились)
Князь Дмитрий сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?
(Мнения детей.)
-Выберите возможный вариант ответа на вопрос: «Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?»
Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
(Ответы детей.)
(Слайд №10)
- Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
- Открываем глаза. Настало утро 8 сентября 1380 года. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
(Слайд №11) Работа по картине Александра Бубнова “Утро на Куликовом поле”.

- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)
- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…
“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.
– А сам князь как поступает?
Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:
“Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.    (Слайд №12)
Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении и, переодевшись в одежду простого воина, встал во главе войска.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок?
Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.
Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.
(Слайд № 13, Слайд №14- просмотр фрагмента мультфильма)
И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.
В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.
И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.
(Слайд №15)
— Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмитрия, принявший обличие князя.
— А что же великий князь?
— По-разному рассказывают о судьбе великого князя во время сражения.
-Ребята, кому интересна дальнейшая судьба князя, найдите дополнительную информацию и подготовьте
к следующему уроку.
-А сейчас мы просмотрим ход Куликовской битвы.
(Слайд №16)-анимированная карта
Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему? (Слайд №17)
Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. (Слайд №18)
Стоял такой великий стон,Шел бой с такою кровью,Что был в багрец окрашен Дон,До самого низовья.
- Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.
В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко.
С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.
Но лишь сто лет спустя обрели русские земли полную независимость от Орды.
Несмотря на поражение, на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.
В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей. ( Слайд №19)
Историки считают, что на Куликовом поле билось около 150 тыс. русских воинов, потери татар -  200 тыс. человек.
(Слайд № 20) Слушают сообщение ученика, задают уточняющие вопросы.
Отвечают на вопросы
Высказывают своё мнение
Отвечают на вопросы
Просматривают фрагмент мультфильма, задают уточняющие вопросы
Просматривают ход Куликовской битвы
Высказывают свои мнения Индивидуальная, фронтальная IV. Практическая деятельность Работа по учебнику.
Фронтальный опрос.
предлагает прочитать текст в учебнике (с. 72).
– Найдите на карте место Куликовской битвы.
-Проследите по карте передвижение русских и ордынских войск.
(Работа по учебнику с картой с. 73) читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания.
Фронтальная, индивидуальная.
Познавательные: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач,планирование;структурирование
знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Устные ответы,
выполненные
задания
V. Итоги
урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
- А теперь давайте подведём итог:
 - Что послужило причиной похода Мамая на Русь? (Почему Мамай выступил против Руси?)
– Что происходило в ту пору в Орде?
-Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде? – Что предпринял Дмитрий Иванович?
– Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?
- Где произошла битва?
- Сделаем вывод, какое значение имела Куликовская битва?
(Слайд №21)
Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
– Что узнали для себя нового?
– Чем вы заинтересовались и хотели бы узнать более подробно?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова. (Слайд №22)
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой! читают вывод в учебнике (с. 74).
Отвечают на вопросы учителя Фронтальная, индивидуальная
Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Личностные: понимают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
оценивают собственную деятельность на уроке Устные ответы
VI. Домашнее задание Комментарий учителя Подготовить мини сообщение о Дмитрии Донском.
Учебник, с. 70–74. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 2.
Комментарии к заданию.
Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач VII.
Оценивание. За работу на уроке….