Отчет по теме самообразования Использование активных форм и методов обучения на уроках начальной школе


Использование активных форм и методов обучения.
Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку необходимы определенные навыки и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способствовать самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать -- вот с чем необходимо войти в этот мир ребенку. Задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ученика. Поэтому учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Этому способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа. Это основное на чем базируется обучение в начальной школе.
Успех. Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха -- необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Удивление. Ребенок шести-семи лет -- активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет инициативу. Ученики должны сами "открывать" новые для себя знания, то есть являться исследователями.
Уверенность. Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. Использование принципа "мини--макси" (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум; максимум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение в группах и парах. ("Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение").
Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное -- у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и переживанию, яркие эмоции.
Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. Иногда слово учителя, объяснение может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями.
В своей практике я использую:
Уроки-сказки. В них включается известный детям материал, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнять разнообразные задания.
Обыгрывание сказок, или эпизодов из них. (Репка. С распределением ролей.)
Игры-соревнования.
Подобрать как можно больше слов к схеме.
Составь предложение. На доске напечатано слово. Дети читают его и составляют с ним предложение. Побеждает группа, составившая больше предложений.
Слог или слово. На доске трехбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать и выписать в тетрадь: одна группа только слова, другая – только слоги.
«Магазин»
Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове.
В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с].
Работа в парах. Работу в парах можно вводить уже с 1го класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения:
1. При разговоре смотри на собеседника
2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
Окружающий мир.
Вырежите цветные полоски и расположите их так, чтобы получился кусочек радуги. Сделайте тоже самое, закрыв листом бумаги слова слева. Поменяйте полоски местами и предложите соседу по парте исправить ошибки.
Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый Практическая работа. Вспомните,что такое глобус. Найдите на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду. Что вы о них знаете? Проверьте себя с. 84.
По рисункам расскажите, что нужно, что можно и чего нельзя делать перед сном. Отметьте рисунки фишками. Проверь работу у друга.
Математика.
Составь одну задачу, в вопросе которой есть слово больше , а в другую –в условии которой есть слово меньше. Реши их.
Решение цепочек примеров.
Положи в один ряд 5 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделайте так, чтобы кругов стало на 2 больше, чем квадратов. Сколько стало кругов?
Русский язык.
При изучении темы «Какие слова мы называем вежливыми?»
Разыграйте сценку: обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу, ручку или карандаш.
Отгадайте слово! Первая буква стоит за буквой «тэ», вторая—за буквой «цэ», Третья—за буквой «зэ», четвертая за буквой «эс», пятая – перед «ка», шестая—после буквы «ка», седьмая – после буквы «ы».
Рассмотрите форзацы учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо городок букв».
Найдите там сказочные домики, где «живут»парные и непарные согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки. Пусть один из вас произнесет глухой или звонкий звук, а другой назовет слово, которое начинается с этого звука.
Очень много заданий с пометкой «Высказываем свое мнение», «Развиваем свою речь»
Например, Что помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова?
В каждом слове «спряталось» еще слово. Найди его и прочитай. (ласточка)
Рассмотреть рисунок. Рассказать, что художник изобразил на рисунке. Где и когда происходит действие? По каким признакам можно догадаться, что наступает весна? Какими художник изобразил снег, деревья, грачей?.
Литературное чтение
Обсудите с другом последние две строчки стихотворения. Объясните, почему нельзя быть «ежом, медведем, удавом, свиньей» (Маршак «Автобус номер 26»)
Обсудите, что важнее читать быстро или понимать смысл прочитанного.
Работа в группах.
Примерные правила могут быть следующими:
Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.3. Не бойся высказывать своё мнение.4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.5. Думай сам, а не рассчитывай на других.6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
Окружающий мир.
С помощью учебника узнайте, какие бывают витамины, чем они полезны, в каких продуктах содержатся.
По картинке расскажите о дождях. К каким дождям подойдут названия: ливень, косохлест, ситничек? Проверьте себя с. 87.
Литературное чтение
Создайте с друзьями свою маленькую азбуку. Это может быть «Азбука цветов». Договоритесь, кто что будет делать. Каждую страницу посвятите одной букве. Нарисуйте цветок, название которого начинается с выбранной буквы. Придумайте предложение, в котором будет название цветка. Сделайте красивую обложку.
Конкурс «Кто больше придумает веселых историй». Основное условие: слова должны начинаться с одной и той же выбранной буквы.