ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию
О ГРАЖДАНСКОМ ДОЛГЕ, МУЖЕСТВЕ И ГЕРОИЗМЕ
Предварительная подготовка
1. Задания учащимся:
а) подберите русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки, воспевающие красоту и мужество героев, и подумайте над вопросами:
В чем видит народ красоту человека?
Какие поступки людей определяются как героические, мужественные?
Согласны ли вы с представлениями русского народа о красоте и мужестве?
б) приведите высказывания о мужестве, которые вам наиболее близки, и объясните, что определило ваш выбор (см. в кн.: Золотые россыпи о тебе, человек: Мысли, афоризмы, народная мудрость; Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов).в) подберите репродукции картин на тему «Прекрасны подвиги в бою, прекрасны подвиги в труде» и принесите их на классный час. Готовьтесь высказать свое впечатление о картинах и ответить на вопросы:
Чем прекрасны люди, изображенные на картинах?
Какими художественными средствами отражены в картинах мужество, стойкость русских людей?
Какие чувства вызывает у вас то или иное произведение?
г) прочитайте книги о мужественных людях, их героических делах
2. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о детях-героях Великой Отечественной войны.
4. Двум-трем учащимся подготовить выступления о героических поступках подростков в наши дни.
5. Предложить учащимся высказать свое мнение по следующим вопросам:
Каких людей вы считаете героями?
Ваше понимание героического поступка?
Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?
Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
Что значит «быть мужественным»?
Применимо ли это понятие к женщинам?
Подвиг это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?
6. Написать плакаты (по выбору):
«Дерзайте отчизну мужеством прославить!»
М. В. Ломоносов
«Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям».
Н. А. Островский
«... Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества».
Ю. Фучик
«Самое трудное – мужество повседневного труда. Найди себе идеал этого мужества и постоянно следуй ему».
В. А. Сухомлинский
Ход классного часа
1. Беседа
Преподаватель: На сегодняшнем классном часе мы будем говорить о гражданине, о том, каким он должен быть, о его обязанностях и ответственности. Прежде чем мы начнём нашу беседу, давайте с вами дадим определение понятию «гражданин».
Кто такой гражданин?
Лицо – принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
Какими ещё качествами вы могли бы дополнить приведённое определение?
В каких ситуациях мы сталкиваемся с термином «гражданин»?
Работа в группах: ознакомьтесь с текстом Конституции.
204660510541000В Конституции определено правовое содержание понятия «гражданин».
Статья 6.
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Задание группам:
1. Напишите 5 критериев, которым должен соответствовать гражданин.
2. Дополните высказывание: Гражданин – это человек, который ценит/ приумножает/ уважает/ не приемлет…
Мы сегодня строим правовое государство и хочется верить, что в таком государстве мы будем не только иметь права и свободы, но и выполнять возложенные на нас обязанности. Что такое обязанности?
Обязанности – это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности – это такое поведение человека, которое в обществе считается необходимым и должным. Они частично записаны в законах, а частично считаются в обществе чем-то само собой разумеющимся и определяются нормами морали. Например, никакой закон не запрещает радоваться чужой беде, а вот норма морали такое поведение осуждает. Норма морали приветствует, если мы сочувствуем человеку, попавшему в беду, и хвалит того, кто считает своей обязанностью предложить свою помощь и поддержку. А возьмем русскую пословицу «Сам погибай, а товарища выручай». В ней мораль российского общества прямо обязывает помочь товарищу в беде. Что же касается наших обязанностей, которые определяются законами, то главные из них мы найдем в российской Конституции.
Работа в группах: прочитайте текст Конституции. В чём же заключаются обязанности граждан РФ?
Часть 2.
Статья 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Часть 1.
Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.
Часть 4.
Статья 43. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Часть 3.
Статья 44. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Части 2 и 3.
Статья 38. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Преподаватель: Таким образом, наша обязанность – это такое наше поведение, которое нормами общественной морали и нормами права признается должным и необходимым. Нормы морали поощряют человека соблюдать обязанности, а при их несоблюдении не предусматривают иного наказания, кроме общественного осуждения. Люди могут отвернуться от человека, который что-нибудь обещает, а не делает, но наказывать его за это каким-нибудь штрафом не будут. Хватит и того, что этого человека перестают уважать.
А вот нормы права, выраженные в законах, требуют от человека действовать в соответствии с обязанностями. Если человек требования закона не выполняет, то за это должен нести ответственность.
Итак, мы проанализировали обязанности граждан Российской Федерации. Важно помнить не только о законодательном исполнении прав и обязанностей, но и о их исполнении на подсознании. Но для этого необходимо помнить об этом на протяжении всей жизни. И передавать этот опыт как традицию или обычай из поколения в поколение.
Кроме выполнения обязанностей, каждый гражданин также несёт ещё ту или иную ответственность.
Что такое ответственность в вашем понимании?
Ответственность разные люди понимают по-разному в разных ситуациях. Существует ответственность, которая нам предназначена, которую мы, в некоторых случаях, обязаны нести, в других случаях нам предоставляется выбор, нести ли ту или иную ответственность, и есть ответственность, которую мы определяем сами для себя. Это определение можно разбить на 3 различные категории: ответственность, которую мы несем, потому что ее нам навязывают, – долг; ответственность, которую мы несем, потому что этого требуют обстоятельства, – обязанности; ответственность, которую мы несем без чьих-либо указаний – поступки. Ответственность – разностороннее понятие, весьма распространенное и динамичное. Ответственность ложится на нас, даже если мы не задумываемся о ее существовании, иногда ответственность ложится на нас и если мы о ней задумываемся. Ответственность может также вынудить нас к действию. А уже что, где, когда и как – все это обусловлено многими факторами. Изучение ответственности означает особое исследование – и внутреннего и внешнего мира, что зачастую должно проводиться одновременно.
Работа в группах: приведите примеры ответственности дома, в колледже, по отношению к окружающим людям.
Что случается, если ответственность не выполняется? Когда выполняется?
Итак, примерный гражданин своего отечества ответствен, выполняет обязательства, изложенные в Конституции.
А должен ли он быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?
На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. В устном народном творчестве отразились представления об идеале гражданина. Каковы же они? Вспомните русские былины, героические сказки...
2. Выступления заранее подготовленных учащихся
Они рассказывают, как в борьбе со злом в русских народных сказках простой крестьянский сын, даже и не самый лучший среди своих братьев, становится писаным красавцем, так как он проявил мужество, отвагу, находчивость и смелость, ловкость и хитрость. Красота героя – в его скромности, доброте, в бескорыстном служении народу, в готовности в любую минуту пожертвовать своей жизнью ради счастья людей.
Задание. Приведите понравившиеся вам высказывания о мужестве, героизме. Сравните их со следующими:
«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).
«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).
3. Продолжение беседы
История нашей Родины знает много беспримерных подвигов граждан в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и дети. «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта, – писал из действующей армии в 1941 г. А. Гайдар. – И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».
Выступления заранее подготовленных учащихся.
Они рассказывают о подвигах учеников в годы Великой Отечественной войны.
У некоторых ребят подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством – качествами, которые можно проявить только в боях и сраженьях.
Но разве подвиг – это только бесшабашная храбрость?
Можно ли совершить мужественный поступок в мирное время?
Обсуждение учащимися вопросов.
Далее учащиеся читают «Балладу о раненом поле» из документальной драмы «Спроси себя ...» (о Михаиле Морозе).
Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании своей Родины, в готовности в любую минуту встать на ее защиту. Любить Родину – значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить. От того, какими интересами живет гражданин, как участвует в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, зависит готовность к подвигу.
Подумайте и ответьте на вопросы:
Как можно готовить себя к подвигу?
В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество?
Как вы развиваете свою волю, целеустремленность, смелость?
В чем проявляется ваша любовь к Родине?
Обсуждение учащимися вопросов.
Преподаватель: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости и политической зрелости. «Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты, – писал В. А. Сухомлинский, – необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.
4. Подведение итогов
В заключение преподаватель знакомит учащихся с законами воспитания мужества по книге В. А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека»