Презентация по теме 125 лет со дня рождения Постернака


125 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Постернака.Выполнила:обучающаяся группы №23-ОЦИ-2014Шилова Еленаг. Нижний Новгород 2015 год Борис Пастернак – один из крупнейших писателей XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе. Его творчеству посвящено огромное количество академических трудов, объем которых многократно превосходит сборники самого писателя. И все же многие главы жизни поэта еще не прочитаны. Один из самых известных в России специалистов по творчеству автора "Доктора Живаго" – литературовед, критик и публицист Наталья Иванова считает, что он предрек свою судьбу: "Он не был расстрелян, как Гумилев, не погиб в лагере, как Мандельштам, не был доведен до самоубийства, как Цветаева, не прошел через ГУЛАГ, как Шаламов, не хлопотал о заключенном в тюрьму и лагерь сыне, как Ахматова. Но он не был удовлетворен своей, внешне сравнительно благополучной, жизнью, и сам вызвал свое несчастье, описав собственную вероятную судьбу в судьбе Юрия Живаго. Рискну сказать, что он, в конце концов, сотворил судьбу своих утрат в сотрудничестве с Творцом, полностью искупив видимость благополучия. В одном из писем Цветаевой он сказал: что могло быть счастьем, обернулось горем, – и тем самым заранее набросал вчерне свою судьбу". В основе авторской программы Натальи Ивановой "Пастернак и другие…" (9-12 февраля, 18:30) – жизнь писателя, насыщенная событиями, встречами, неожиданными поворотами судьбы; рождение стихов и прозы, книг, ставших вехами не только в биографии поэта и русской литературе, но и в истории России ХХ века. Главные герои – Борис Пастернак и люди, с которыми его связывали особые отношения: Анна Ахматова, Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Варлам Шаламов. Звучат стихи, отрывки из их произведений в исполнении Евгения Стеблова, Людмилы Лушиной, Сергея Кондратьева. "Пастернак и другие… Анна Ахматова" (9 февраля, 18:30). "Бой бабочек". О многолетних, непростых взаимоотношениях двух крупнейших российских поэтов ХХ столетия – Бориса Пастернака и Анны Ахматовой. Их творческая полемика на протяжении десятилетий сохраняла дружеские отношения, выражавшиеся в цепи взаимного духовного приятия и проникновения. "Пастернак даже со своей непонятностью в конце 1920-х становится все более модным. Ахматова, напротив, свою модность утрачивала, – рассказывает Наталья Иванова. – И, тем не менее – восходящий и нисходящий потоки славы и успеха имели свои точки пересечения, тем более – у двух замечательных поэтов, понимавших величину и значение друг друга, вне всякой славы, вне всякой моды. Стратегия и тактика поведения были разными – понимание многих вещей было одинаковым".Анна Ахматова и Борис Постернак (1946 год). "Пастернак и другие… Михаил Булгаков" (10 февраля, 18:30). "Не мастер, а дилетант". "Странная вещь, но Булгаков и Пастернак не соединены в нашем сознании, хотя оба относятся к главным именам русской классики ХХ века", – считает Наталья Иванова. Они имели больше общего, чем кажется на первый взгляд – жили в одно время, в одном городе, обитали в одной среде, по рождению принадлежали одному поколению, оба не уехали в эмиграцию. Но при этом их общественные позиции, видение литературы сильно разнились. Центральное место в рассказе Ивановой занимает понятие "мастерства" в творчестве Пастернака и Булгакова и фигура Сталина, с которым у каждого из них сложились странные, мучительные отношения. "Пастернак и другие... Марина Цветаева" (11 февраля, 18:30). "Содроганье родства". "Цветаева считала, что Бог по ошибке создал Пастернака человеком. Задуман он был дубом или кипарисом, или оленем, или тростником. Она не мыслила его ни воином, ни царем, – все уходит в стихи", – так начинает свой рассказ Наталья Иванова об удивительном эпистолярном романе Бориса Пастернака и Марины Цветаевой, который развивался "по воздушным путям через 20-е и 30-е годы". Как и в любом другом романе, были в нем и свои вспышки, и свои спады. Пастернак считал их союз историческим, полагая, что они вместе могут "вернуть истории поколение, отпавшее от нее". Цветаева же не была готова жертвовать своим образом жизни даже ради такой высокой цели и относилась к ситуации гораздо сдержаннее… "Пастернак и другие... Варлам Шаламов" (12 февраля, 18:30). "Душа моя, печальница…". Никому не известный политзаключенный Варлам Шаламов послал знаменитому поэту Пастернаку свои первые стихи. К тому времени он провел на Колыме уже почти пятнадцать лет. "Каждая ваша строка тревожит меня", – писал Шаламов и гордо добавлял: "Как бы ни была грандиозна сила другого поэта, она не заставит меня замолчать". С самого первого письма Пастернак вел с ним диалог на равных, не щадя в своей критике, но и делясь своими самыми сокровенными мыслями. Именно Шаламову Пастернак адресует свою знаменитую формулу, которая подведет итог под всеми писательскими метаниями века: "Не утешайтесь неправотою времени. Его нравственная неправота не делает еще Вас правым, его бесчеловечности недостаточно, чтобы, не соглашаясь с ним, тем уже и быть человеком". Спасибо за внимание!