План-конспект урока по литературе в 11 классе Интерпретация евангельского сюжета в романе Мастер и Маргарита

МОУ «Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей № 2» , ПМР










Открытый урок –размышление, урок-видеопроект.
«Интерпретация евангельского сюжета в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».









Подготовила учитель русского языка и литературы
высшей квалификацонной категории
СМИРНОВА МАРИАННА ВИКТОРОВНА





2014-2015 учебный год



УРОК 1.

Цель уроков: показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Обучающие задачи :
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: « Интерпретация библейского текста. Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
Обеспечить установление учащимися межпредметных связей в процессе создания видео презентаций к уроку литературы.
Задачи, развивающие личность учащихся:
Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, задумываться над художественным значением произведения.
Развивать навыки связного изложения мыслей в устной форме.
Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Воспитательные задачи :
Приобщать учащихся к миру этических и эстетических переживаний.
Прививать любовь к прекрасному, к искусству.
Содействовать развитию умения общаться между собой.
Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Тип уроков: урок применения знаний, урок-размышление , урок –видеопрезентация проектов, выполненных учащимися.
Используемые технологии: элементы проблемного обучения, основанного на методике развития критического мышления, дифференцированного обучения. Интерактивные технологии, компьютерные технологии, проектно-исследовательские технологии.
Формы организации учебной деятельности : видеопрезентации (8), проблемно-эвристическая беседа, диспут, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.
Оборудование : видеопроектор , экран , ноутбук , компьютер, интерактивная доска.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Ориентировочно - мотивационный этап
1.Поэтическая пятиминутка
Слово учителя. Литература ставит в центр Мира понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния и другие, то есть те понятия, которые, собственно, и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение. Об этом пойдёт сегодня речь на нашем уроке.
Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:
Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек).
2.Слово о М.А. Булгакове. Презентация видеопроекта « Булгаков.Роман « Мастер и Маргарита».(1)
3.Семинарские вопросы о романе.
Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Интересно, каков мир души у героев библейских глав романа «Мастер и Маргарита»?
Разминка:
1. Назовите годы создания романа «Мастер и Маргарита».
1928 - 1940
2. В каком журнале впервые появился роман в урезанном виде?
«Москва»
3. Как вы определите композицию романа?
Роман в романе
4. В чём проявляется своеобразие композиции романа?
Параллельное развитие трёх сюжетных линий
5. Каков жанр романа?
Роман многожанров
6. Назовите основные темы романа.
Библейское предание, история двух влюблённых, московские сатирико-бытовые сцены
7. Закончи предложение: «Я работал с библейскими главами и думал».
III. Операционно-исполнительский этап:
Чтение эпиграфа: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек.».
1.Размышление о романе с точки зрения православных священников. «Антихристианский или христианский ?». Презентация видеопроекта «Дьякон Андрей Кураев и М.М. Дунаев о романе «Мастер и Маргарита». (2)
2.Интерпретация библейского сюжета. Проблемная беседа. Сравнительная харакеристика образа Иешуа и образа Иисуса Христа. Презентация видеопроекта «Иисус и Иешуа.» (3)
Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (ответ ученика по вопросу домашнего задания).
Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы - парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.
. Возраст (33 года Иисусу – 27 Иешуа).
. Происхождение (мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит, то есть Иешуа – нищий бродячий философ низкого происхождения).
. Отсутствие учеников (не 12 апостолов, а только Левий Матвей).
. Отсутствие популярности в народе (Иешуа, когда он вошёл в Ершалаим, никто в городе не знал).
. Изменён характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые».
. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.
3. Презентация видеопроекта «Крылате фраз из романа в фильме «Мастер и Маргарита». (4)
Вывод. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними. Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видими в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника «Золотое Копьё.»
Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета? Презентация видеопроета « Понтий Пилат.»(5)

Инсценирование глав из романа « Мастер И Маргарита».
Физпауза.

УРОК 2.
3.Смысловой центр урока ( на экране видеопроектора ).Размышление о фразах и высказываниях Иешуа в романе.
- Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Иешуа
- Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. Пилат
Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина подлостей на земле. В.Лакшин
Совесть - внутренний компас человека, его моральный суд над собой. В.Лакшин.
4. Презентация видеопроекта «Крылатые фразы романа в фильме «Мастер и Маргарита « В. Бортко.» (6)

5. Сформулируем основную задачу исследования.Проблемная беседа.
Как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?
Исследование
Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе был дан ряд вопросов, на которые они должны были найти ответ, опираясь на библейские главы романа.
I группа
Вопросы для анализа.
Как раскрывает характер Пилата его портрет? Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему? Почему Пилат задает вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату? Каково главное убеждение Иешуа? Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний? Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу? Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?
Выступление учащихся I группы
Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного, наделенного огромной властью, однако не лишенного человеческих слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа, проповедующего ненужность государственной власти. Однако мучимый внутренними противоречиями, Пилат ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, готов поверить ему. Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни - или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела - это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни.
Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По мысли немецкого философа, «мотивом или достаточным основанием человеческих поступков кроме частных и конкретных представлений, действующих на способность хотения посредством чувств приятного и неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, действующая на сознательную волю в форме безусловного долга. Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону. Кстати, именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое «шестое») упоминает Воланд в разговоре с Берлиозом в первой главе.
У Булгакова именно человек является носителем «доброй воли», именно он способен неотступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.
II группа
Вопросы для анализа.
Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Как входит в повествование тема бессмертия? Что заставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным пороком? Как воспринимает герой свое бессмертие? Как звучит тема бессмертия в других главах романа: бессмертие Достоевского (гл. 28), бессмертие Пушкина и Дантеса (гл. 6)?


Выступление учащихся II группы
Пробудившаяся совесть заставляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стремится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти попытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совестью Трусость, крайнее проявление человеческой несвободы, не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный выбор, заставляет отступить от открывшейсд ему истины. Наказание Пилата - в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила прежде всего его имя). Герой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя. Бессмертие в романе предстает и как награда (Иешуа, Пушкин, Достоевский) и как наказание (Пилат, Дантес).
Ответ на основной проблемный вопрос урока (для всего класса)
Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?
Ответ. Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе, таких, как проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования и т. п.
III группа
Вопросы для анализа.
Как эта проблематика проецируется на главы о современности? Где происходит завязка темы Христа? На чем и почему настаивает Берлиоз? Как опровергает Воланд позицию Берлиоза? В чем символический смысл гибели Берлиоза? Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому будет дано по его вере» (гл. 23)? Как эта мысль связана с образами Иешуа и Пилата?
Выступление учащихся III группы
Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственной основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат обречён на вечное страдание.
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
5. Презентация видеопроекта «Иностранцы о романе «Мастер и Маргарита».( 7)обсуждение.
6. Подведение итогов урока.
Вопрос. Как же самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?
В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Обращение к эпиграфу

.
5. Презентация видеопроекта « Писатели , интерпретирующие евангельский сюжет». (8) Размышления.

Домашнее задание
1. Рефлексия. Перечитать московские главы.
2. Ответить на вопросы:
- Какую силу воплощает в романе Воланд?
- Какова функция этого героя в романе?
Написать эссе « Воланд и его свита в романе».

Список использованной литературы

1. Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 класс. – М.: Дрофа, 2000
2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
3. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр. 72 - 75











13PAGE 15


13PAGE 14215




15