Обобщение педагогического опыта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду №63 «Теремок»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Города Керчи Республики Крым
«Детский сад №63 «Теремок» Обобщение педагогического опыта
по нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников в детском саду
№63 «Теремок»
Дошкольный возраст - это период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, период глубокого интереса ко всему новому, неизвестному.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Центральной идеей воспитания любви к Родине у отечественных педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
В воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников недопустима даже крупица формализма. Святые темы, имена, даты требуют бережного отношения. Обращение к ним в суете, спешке приносит только вред. Не объем знаний, а уровень их эмоционального воздействия должен стать критерием в работе.
Патриотизм - это любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому. Проблема патриотизма представлена в педагогических исследованиях Р.И.Жуковской, Ф.С.Левина-Щедрина, С.А.Козловой, Е.С.Никоновой, Е.И.Корнеевой.
Патриотизм как личностное образование включает в себя сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально и в наши дни.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт) и т.д. В.ГДенисова, Ю.МЛотман и др. утверждают, что познание региональной культуры способствует формированию духовной культуры личности. М.С.Каган, А.В.Каменец, А.Н. Дмитриев, Э. Я Дмитриева подчеркивают роль региональной культуры в установлении культурного равновесия через воспитание стремления и способности представителей разных народов, проживающий на одной территории, понять друг друга.
Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; JI.E. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины.
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям. Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в направлении привития любви к родному городу.
Цель исследования состоит теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у старших дошкольников любви к родному городу.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию у старших дошкольников любви к родному городу.
Задачи исследования:
теоретически обосновать процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
определить формы взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников любви к родному городу;
изучить уровень знаний дошкольников о своем городе;
разработать и экспериментально апробировать программу взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у старших дошкольников любви к родному городу.
Методы исследования:
изучение литературных источников, наблюдения, устные и письменные опросы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), анализ и математическая обработка полученных результатов.
Экспериментальной базой исследования были выбраны старшие группы МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад №63 «Теремок» . Всего экспериментом было охвачено 49 дошкольников старших групп, 4 воспитателя.
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания
дошкольников
1.1.Особенности патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Нравственно-патриотическое воспитание детей — сложный педагогический процесс. В базе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с дела к семье, к самым близким людям — к матери, папе, бабушке, дедушке. Это корешки, связывающие его с родным домом и наиближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играются огромную роль в становлении личности патриота.
Патриотическое воспитание - это, прежде всего, личностно - ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином и в юридическом, и в нравственном смысле.
Традиционно патриотическое образование в рамках детского сада понимается либо как надпредметная форма деятельности, либо как форма организации жизни детского сада. Мы рассматриваем патриотическое воспитание как систему знаний JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности [35 ].
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению главные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие пробы российской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтоб кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случаем К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не желает быть бессильным, обязано быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, обеспеченный материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не лишь сформировывают любовь к традициям собственного народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Согласно теории К.Маркса и Ф.Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю .В.А.Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые
опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования JI. В. Артемовой, Р.И.Жуковской, Ф.С.Левина-Щедрина, С.А.Козловой, Е.С.Никоновой, Е.И.Корнеевой и др.
Согласно национальной доктрине патриотического воспитания в РФ в дошкольном образовании подчеркивается необходимость организации специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа [9, с.5].
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.
Поведенческий - выполняет диагностическую функцию.
Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте
Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.
У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.
Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.
Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью
проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).
В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.
Основными направлениями патриотического воспитания в дошкольном возрасте являются [51, с.252]:
Формирование представлений о семье, родственниках, родине;
Краеведение;
Ознакомление с явлениями общественной жизни;
Формирование знаний об истории государства, государственные символы;
Ознакомление с традициями и культурой своего народа;
Формирование знаний о человечестве.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются
1.Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая
может быть представлена следующим образом:природоведческиеи
географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны ), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре,
художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Большое значение для воспитания у детей энтузиазма и любви к родному краю имеет наиближайшее окружение. Равномерно ребенок знакомится с детским садом, собственной улицей, городом, а потом и с государством, столицей и символами государства.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, более доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, публичные действия и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, обязаны быть колоритными, образными, конкретными, вызывающими энтузиазм. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен сам его отлично знать. Он обязан осмыслить, что целесообразнее показать и поведать детям, особо выделив более характерное для данной местности либо данного края.
Любой край, область, даже маленькая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала дозволяет сформировывать у дошкольников представление о том, чем славен каждый край.
Родной город. Нужно показать ребенку, что родной город славен собственной историей, традициями, достопримечательностями, монументами, наилучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок обязан знать заглавие собственной улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше необходимо привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинозал, почта, аптека и т.д., Поведать об их назначении, выделить, что все это создано для удобства людей.
Спектр объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. Расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и монументы. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник обязан знать заглавие собственного города, собственной улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он появился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает обдумывать, что труд объединяет людей, просит от них слаженности, взаимопомощи, знания собственного дела. И тут огромное значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании большущее значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) нужно привить детям такие принципиальные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к противнику", "трудовой подвиг" и т.Д. Принципиально подвести дитя к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит собственных героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в заглавиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты монументы.
Ошибочно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К огорчению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а время от времени даже с предательством. Поэтому принципиально, чтоб дети как можно ранее узрели "гражданское лицо" собственной семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли именитых предков? И т.Д.)
Показать через маленькое огромное, зависимость меж деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что принципиально для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Организованная таковым образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к собственной стране.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, нужно подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, огромных и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.Д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от противников;
повсюду живут люди различных национальностей, вместе трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и публичные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом — это обязательно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну обязано сочетаться с формированием доброжелательного дела к культуре остальных народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Непременно, гуманное отношение к людям различных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. В особенности это актуально в наши дни, когда посреди какой-то части взрослого населения появляются противоборства по данным проблемам. Поэтому в особенности принципиально в детском саду поддержать и навести энтузиазм дитя к людям остальных национальностей, поведать, где территориально живет данный люд, о своеобразии природы и погодных условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу дошкольного периода ребенок обязан знать: нашу страну населяют люди различных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый люд талантлив и богат умельцами, музыкантами, живописцами и т.д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог обязан строить свою работу в согласовании с местными условиями и чертами детей, беря во внимание следующие принципы:
"положительный центризм" (отбор знаний, более актуальных для дитя данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, наибольший учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание различных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование данной работы более целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме обязана включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по неким темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о собственной стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Меняются лишь содержание, размер познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность исследования. Отдельные темы лучше приурочивать к конкретным событиям и праздникам, к примеру, знакомство с правами и обязанностями — в июне (перед Днем Конституции), Богатыри Земли русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., Обеспечивая тем самым связь с публичными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Принципиально, чтоб они увеличивали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд вколхозе ранее и сейчас, счеты и компьютеры и т.д.). Вопросы, личные задания, необходимо приучать детей без помощи других анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить отыскать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует выделить, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме только способствует развитию у детей внимания и долговременному сохранению энтузиазма к одной теме. Не считая того, нужно объединять в одну тему занятия не лишь по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (к примеру, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").
Учет возрастных особенностей детей просит широкого внедрения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для сотворения эмоциональной атмосферы занятия. К примеру, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается найти: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она именуется (хохлома, дымка, гжель). Большой энтузиазм вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по городу, в прошедшее города и т.д.). Таковым образом, любая тема обязана подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует выделить, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому нужно употреблять не лишь художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., Но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность очень эффективна для ознакомления детей со притчами, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация особых помещений в детском саду. Конкретно тут для детей раскрывается возможность первого проникания в историю быта родного края. Не считая того, в схожем "помещении" расширяются способности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Таким образом, можно сделать вывод, что период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
1.2. Методические аспекты знакомства дошкольников с родным городом
Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.
В программе МБДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию отмечается, что дошкольник средней группы должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места ипамятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу.
Взрослые должны рассказать о городе, показывать его. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе со взрослыми ездят по городу. Иногда экскурсии организуются детским садом. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах.
Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательныйматериал был понятен детям, вызывал интерес.
Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
-люди берегут и охраняют природу;
-есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду [60, 73-80].
Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город - Керчь", "Столица нашей Родины Крыма— Симферополь" «Столица нашей Родины – Москва»).
В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни города (а через него и Отечества), связаны с изучением механизмов социализаци, формирования социальной компетентности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия предметов мира, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где человек родился.
В этой связи большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природноэкологическим своеобразием своего родного региона.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Ознакомление с родным городом входит в раздел "Ознакомления с окружающим". При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.
Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни). Это обусловлено тем , что детям трудно представить историческую прямую времени, определить свое место на ней проследить удаленность тех или иных событий.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также опираться на высшие человеческие понятия - любовь к Родине, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоений знаний о родном городе, с учетом возраста пола, накопленного им опыта.
Основным приемом при ознакомлении с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом следует помнить следующее:
1. Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами, рисунками.
2.Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: " Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать? ".
3.Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: " Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими как вы" или" Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам , пап, бабушек и дедушке еще не было на свете."
4.Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слово объясняйте, не употребляйте специальной терминологии.
Каждый момент ознакомления с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.
Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения связывается с культурными традициями прошлого.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
1.формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и
настоящему.
2.Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице,
краю, стране.
3.Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что
происходит в городе, сопричастности к этому.
4.Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, природа).
5.Формироватьумение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
1.3.Формы взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников любви к родному городу
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Не менее принципиальным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории собственной семьи вызывает у детей сильнейшие эмоции, принуждает сопереживать, пристально относиться к памяти прошедшего, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим управлением растет будущий гражданин все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль обязано приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко нужно употреблять при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей просит от воспитателя особенного такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может появиться необходимость в задействовании кого-либо или в поиске документов о членах семьи. Добровольность роли каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся радиопередачи, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы [19, с.21].
Содержание общения с родителями детей младшей группы: о навыках доверительного общения с ребенком в семье; о ценности диалога с ребенком; как делиться с ребенком своим временем и игровым опытом, обогащая сенсорный, речевой, эмоциональный опыт малыша; душевный покой ребенка связан со стилем семейных отношений; что мать и отец могут узнать о привычках, особенностях характера и прочих проявлениях индивидуальности ребенка, став его игровым партнером; как дать ребенку возможность активно двигаться по квартире; если ребенок жалуется на сверстников; играем в капризных и упрямых, аккуратных и опрятных; телевизор входит в жизнь малыша. Содержание общения с родителями детей средней группы: о ненасильственных методах воздействия на ребенка или как «спасаться» игрой, когда я сержусь на ребенка; семейный этикет; о манере говорить с ребенком; как слушать ребенка, чтобы слышать его; как поддерживать в ребенке чувство самоценности; бабушки и дедушки в семье как носители культурных и духовных ценностей; домашние игры, развивающие речь; содержание игрового общения с ребенком с целью развития любознательности, воображения, творчества и пр.; животные в доме; если ребенку подарили музыкальную игрушку; о пользе домашнего чтения; компьютер в жизни современной семьи.
Содержание общения с родителями детей старшей группы: почему дети играют во взрослую жизнь или о пользе игры для социального взросления ребенка; как «встретиться» с внутренним миром своего ребенка; игры в семье на познавательные темы; как говорить с ребенком правильно; как с помощью игры помогать ребенку выражать «запретные» чувства; как поддерживать чувство собственного достоинства и самоуважения у ребенка; как не обесценивать переживаний и событий детской жизни; дошкольник и семейный туризм; игры на даче и во дворе, на природе, в машине и поезде; каков ваш ребенок в дружбе со сверстниками; знакомимся с семейными национальными традициями; приобретение книг для детской домашней библиотеки.
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его. Книги для такой библиотечки подбирает и приобретает в основном администрация детского сада; помочь в этом могут и родители. Полезно вести учет литературы, с которой ознакомились родители.
Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей— широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада
Отдельные консультации могут быть проведены для молодых родителей, родителей, имеющих одного ребенка, и т. д.
Внеплановые консультации назначаются как по инициативе заведующего или воспитателя, так и по просьбе самих родителей.
Основная форма работы с коллективом родителей—групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.
На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.
Полезно, если, кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители.
Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, экскурсией по детскому саду.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Содержание материалов, помещаемых в уголках, должно освещать цели и задачи воспитания подрастающего поколения, характер работы с детьми в соответствии с требованиями «Программы по нравственно- патриотическому воспитанию воспитания в детском саду». Такие уголки создаются иногда по группам, иногда общие —для всех родителей.
В разделе «Чем живет группа» воспитатели рассказывают, какие интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в этом месяце. Здесь же можно написать о том, какое участие в организации этих мероприятий примут родители, что и к какому числу нужно приготовить ребенку (например, помещается сообщение о том, что такого-то числа проводится дальняя экскурсия, значит, за день до «похода» необходимо тщательно проверить обувь ребенка).
Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Содержание советов и рекомендаций целесообразно соотносить с тем программным материалом, который в данный момент дается детям в группе. В этом же разделе можно освещать лучший опыт семейного воспитания.
Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые многими детскими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний.
Отношения родителей, педагогов и детей — сложная проблема. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, трудности и щепетильности «внешнего» проникновения в них. Педагоги установили, что отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений, и возникают они постепенно. Родители же обращаются к педагогу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» конфликтной ситуации. Т. е. они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Анализ литературы показывает многообразие существующих методов и форм, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи - практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретрогостинных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Нужно отметить, что в настоящее время у людей наблюдается энтузиазм к собственной генеалогии, к исследованию государственных, сословных, профессиональных корней и собственного рода в различных поколениях. Поэтому семейное исследование собственной родословной поможет детям начать осмысление совсем принципиальных и глубочайших постулатов:
корешки каждого — в истории и традициях семьи, собственного народа, прошедшем края и страны;
семья — ячейка общества, хранительница государственных традиций;
счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, страны.
Отлично, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), А также местные традиционные праздники и ритуалы, рождественские балы, праздник масленицы, Наврез и т.Д. Непременно, все это приобщает детей к истории края и собственного народа, воспитывает любовь к Родине.
Таким образом, на основании вышеуказанного, можно сделать вывод, что дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Выводы по главе 1.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.
Взаимосвязь ДУЗ с семьей имеет в своей основе знание и учет педагогом особенностей каждой конкретной семьи и закономерностей процесса учебно- воспитательного процесса. Эффективность работы с родителями определяется не только умелым отбором содержания и форм этой работы, но и тем психологическим настроением, которое возникает в процессе повседневных контактов между людьми и характеризует их взаимное доверие и доброжелательность. Единая, согласованная с семьей система педагогических воздействий, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и условий воспитания ребенка, позволяет успешно решать задачи социального воспитания. При знакомстве дошкольников с родным городом, его достопримечательностями, мы преподносили материал доходчиво, понятно, эмоционально. Начинали работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний. Знакомили детей с историей родного города. Объясняли, почему город возник именно на этом месте, уточняли название улиц, рассказывали об основателях города. Знакомили детей с гербом родного города, но сначала обязательно рассказывали детям о том, что такое герб, когда и где возникли первые гербы, что на них изображалось. Знакомство с родным краем, происходило на занятиях, в повседневной жизни, быту. Работу по ознакомлению дошкольников с историей родного города мы проводили в определенной последовательности:
знакомили детей с историей возникновения города (рассказывали о месте нахождения города, о градообразующем предприятии, объясняли, откуда произошло название города, называли имена тех, кто город основал);
знакомили детей с историей названия улиц города (подробно рассказывали о близлежайших улицах, на которых живут дети и находится детский сад; обращали внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города)
знакомили со зданиями города (беседовали о назначении зданий, обращали внимание на особые здания - храмы, церкви, указывали на их отличие от других; показывали детям самые древние здания родного города, рассказывали об истории их создания) знакомили с людьми, которые прославили наш город (рассматривали фотографии, портреты прославленных людей, если это художник - знакомили детей с репродукциями его картин, если это поэт - учили его стихи, если это писатель - читали отрывки из его произведений, доступные по содержанию, если в городе жил и творил знаменитый композитор - слушали запись его произведений);
знакомили с культурными достопримечательностями города (посещали музеи города, рассказывали детям о том, что такое музей, для чего люди его создавали, когда возник в России первый музей, какие бывают музеи);
Для поддержания интереса у детей и лучшего освоения материала мы разработали цикл занятий по краеведению с игровым персонажем - Городовичком. В процессе занятий он рассказывал детям об историческом прошлом горда Керчи, знакомил с культурным наследием. Рассказывал об интересных людях проживающих и живущих в городе. В группе была повешена карта и периодически мы с детьми рассматривали ее и рассказывали о названии улиц и в честь каких людей они были названы. Показывали места на карте где расположены предприятия , на которых работают родители детей. Это повышало интерес детей к изучаемому материалу.
Вот примерная тематика занятий:
- занятие «Возникновение Керчи. Её история»
-составление генеалогического древа семьи ^ занятие «Керчане - участники ВОВ»
- «Моё имя, его значение»
- «О чём рассказали старые фотографии
- «Семья. Родословное древо моей семьи»
Конструирование: изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад»
Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Керчи».
Беседы с детьми «Я люблю свою маму»,
«Моя бабушка самая хорошая», «Мы - дружная семья»
Ознакомление с художественной литературой: чтение произведений Крымских поэтов и писателей.
На занятиях все дети стремились ответить, дополнить рассказ товарищей. Они с увлечением говорили о мужественном летчике Аметхане Султане, именем которого названа одна из улиц нашего города, героев ВОВ погибших за родную землю.
Но наш город не только воин, но и труженик. Мы знакомили детей с трудом металлургов, кораблестроителей, строителей, которые в настоящее время возводят жилые дома, школы, с творчеством художников живших и живущих в Керчи которые развивают художественные традиции и прославляют наш край.
На занятиях организовывали практическую деятельность детей, например: рисование на темы: «Мой город», «Город моей мечты», «Животные наших лесов», лепка «Памятник герою». Регулярно устраивали выставки детских работ, на которых дети сами становились экскурсоводами - рассказывали о своем городе.
Свои впечатления дети отражали в играх. Сюжетно-ролевая: «Путешествие по городу». В группе развертывается строительство новых домов: машины подвозят панели, кирпичи, а подъемные краны, сделанные детьми из конструктора, возводят новую стену дома.
Разрабатывая программу для взрослых мы учитывали, что прежде чем знакомить детей с родным городом детей педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особенно выделив признаки, характерные для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной. Главная задача детского сада - закладывание основ духовно-нравственной личности, с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом.
Нами были проанкетированы воспитатели групп с целью выявления знаний о родном городе, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме. Для расширения знаний о родном городе нами были разработаны и переданы воспитателям групп информационные материалы об историческом прошлом, природно географических особенностях и культурном достоянии города Керчь. А также проведены трениги, позволяющие лучше владеть теоретическим материалом.
Формы и методы работы с педагогами - консультация «Создание развивающей среды в детском саду - важное условие освоения программ «Юный керчанин», лекторий «Историческое и настоящее название улиц и площадей города». Педагогический совет «Люби и знай свой край родной» (в форме деловой игры, с целью углубления и расширения своих знаний о Керчи. Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек». Открытый просмотр занятия в старшей группе «Семья. Родословное древо моей семьи»
Организуя совместную работу с семьей по воспитанию у дошкольников любви к городу Керчь мы использовали следующие формы взаимодействия:
нетрадиционные родительские собрания,
ретрогостинные,
экскурсии на предприятия где работают родители,
совместные экскурсии с родителями по достопримечательностям горо да, совместная организация и проведение занятий,
консультации и беседы с родителями,
создание новых рубрик в уголке для родителей,
создание совместно с родителями «Мини-музея».
Для того чтобы повысить интерес родителей к проводимым мероприятиям, мы организовывали нетрадиционные родительские собрания – в форме интеллектуальной игры «Счастливый случай» и игра-конкурс «Знатоки родного края». Родителям приходилось предварительно готовится дома чтобы на собраниях, в ходе различных конкурсов, быть на высоте.
Так же мы с участием бабушек и дедушек воспитанников группы проводили ретрогостинные. На которых представители старшего поколения рассказывали внукам каким был раньше город и чем они занимались в детстве.
Для того чтобы знания детей о родном городе были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяем предварительной работе. Большинство родителей нам активно помогали. Однако многие мамы и папы не всегда могли правильно сформулировать вопрос, рассказы их были сложны, перенасыщены специальными терминами, датами, подробностями. Тогда мы попробовали дифференцировать задания: папам предлагали рассказать о военной технике; мамам - рассмотреть красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему: «Как город готовится к празднику». На выходные дни были задания: сходить к памятникам героев, узнать о подвигах героев-керчан, выяснить у детей:
На какой улице находится наш детский сад?
Почему так назвали улицу?
Какие улицы и площади города знаете?
Какие памятники и достопримечательные места есть в нашем городе?
Проводили с детьми и родителями тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы. Предложили детям вместе с родителями составить рассказ о каком-либо герое (как звали героя, в каких войсках он сражался, какой подвиг совершил). В помощь родителям предложили литературу, материалы папки-передвижки.
При участии родителей в детском саду был создан мини-музей. При создании Мини-музея, мы исходили из того, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, они остаются в памяти, запечатлеваются в ярких образах, которые влияют на формирование мироощущений, жизненной позиции, мировоззрения. Вызывая в детях восторг, гордость, восхищение родным детским садом, домом, городом, республикой, страной мы постепенно формируем в ребенке чувство Родины. Но такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка.
Организуя работу в созданном мини-музее, мы решали разнообразные задачи: воспитание у детей познавательного интереса к родному краю, к его истории, старинному быту и национальным традициям; воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, к животному миру; развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, обогащение речи.
Воспитатели вместе с детьми и их родителями обсудили тематику будущего мини-музея и начали собирать экспонаты. На основе разделов мини-музея были разработаны темы бесед, занятий, экскурсий, сценарии праздников и развлечений. К концу экспериментальной программы некоторые дети сами стали экскурсоводами и с удовольствием проводили экскурсии для посетителей.
Кульминацией работы стала театрализованное представление «Наш город», в котором принимали участие не только сотрудники детского сада и дети, но и родители нашей группы.
Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Таким образом, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности создавало неповторимую среду, которая действовала на воображение и формировала индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Дошкольники не только познавали свой край, город, но и откликались на события окружающего мира, выражали свое отношение к ним. А родители получили стимул повысить свои знания о родном городе.
Глава 2. Экспериментальная работа по проверке программы взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию любви к родному
городу у старших дошкольников
2.1.Изучение уровня знаний и отношение старших дошкольников кродному городу
Содержание программы социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания. Программа построена в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008г. №666, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы», СанПиН.
В основу программы положены принципы:
Научной обоснованности и практической применимости.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
Наглядность.
Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
Программа разработана по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Педагогический опыт обобщен в МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад №63 «Теремок», среди дошкольников старших групп.
Для достижения цели исследования в процессе констатирующего этапа обобщения опыта, решались следующие задачи:
.Анализ документов воспитателей.
Наблюдение за процессом патриотического воспитания дошкольников .
3 Диагностика уровня знаний и отношение старших дошкольников к
родному городу
Решение перечисленных задач потребовало целенаправленного отбора методов исследований. Здесь мы руководствовались принципом учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, теоретическими положениями психологов об изучении отдельных сторон отношений (знаний, чувств, действий).
На первом этапе обобщения опыта источниками исследования послужили: анализ документации, целенаправленные наблюдения за дошкольниками, беседы с родителями, воспитателями, детьми.
При анализе календарных планов воспитательно-образовательной работы обнаруживается следующее:
Воспитатели планируют в основном беседы по прочитанной литературе и упускают из виду обсуждение поступков детей группы и различных жизненных ситуативных задач.
Логическая последовательность не выдерживается при планировании больших, как говорят воспитатели, сквозных тем этических бесед.
Прослеживается единая линия педагогического воздействия на патриотическое воспитание воспитанников группы в течение года.
В календарных планах отражена связь патриотического воспитания с различными видами воспитания.
Мы отметили, что педагоги рационально планируют место и время проведения этических бесед. Но тематика их крайне однообразна. Очень мало проводится бесед и рассказов о родном городе. В основном детей обучают общим знаниям о месте проживания.
Хорошо планируется индивидуальная работа с детьми после проведения этических бесед, в связи с чем выполняются задачи патриотического воспитания детей. Однако беседы с воспитателями показывают, что для закрепления полученной информации, после проведения этической беседы, ничего не планируется. А было бы целесообразно провести игру драматизацию по прочитанному и обговоренному произведению или сюжетно-ролевую игру.
Анализируя совместную работу детского сада с родителями мы отметили, что в детском саду по плану проводятся общесадовские и групповые родительские собрания. В планах воспитателей запланирована работа с родителями. Расписаны темы бесед и консультаций. Однако, именно
патриотическому воспитанию уделяется очень мало внимания. В основном тематика связанна с нравственным и умственным воспитанием детей.
Наблюдая за процессом патриотического воспитания дошкольников в процессе чтения различных рассказов и проведения бесед мы отметили, что на практике этическая беседа большей частью не связана с плановой педагогической работой, с обучением по программе.
При наблюдении было отмечено, что воспитатели, часто упрощенно понимают значение этической беседы и недооценивают ее значение в старшем дошкольном возрасте.
Наблюдения за организацией учебно-воспитательного процесса детей в старших группах показали, что воспитатели ориентируют ребят на усвоение общих знаний о месте проживания, что снижает интерес детей и уровень восприятия.
Кроме того, мы провели беседы с педагогами, в которых пытались выяснить, как они организуют знакомство детей с родным городом, какие воспитательные цели решают, какими методами воспитывают патриотические чувства какие моральные качества хотят сформировать у детей.
Данные бесед показали, что в теории все воспитатели хотят привить у детей любовь к родному городу и сформировать у дошкольников различные моральные качества, но на практике этого не осуществляют. В качестве основных форм знакомства дошкольников с родным городом указали занятия и кратковременные экскурсии.
Для определения уровня знаний старших дошкольников о родном городе нами было исследовано 49 дошкольников старшей и подготовительной групп МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад №63 «Теремок».
Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на 9 вопросов:
1 .Как называется страна, в которой ты живешь?
В каком городе ты живешь?
Как называется улица на которой ты живешь?
Почему так назвали улицу на которой ты живешь?
Как называется улица, на которой находится твой детский сад?
Какие еще улицы города ты знаешь?
Какиедостопримечательности ты знаешь в городе ?Какие ты знаешь заводы и предприятия города?
Какие ты знаешь парки, скверы?
Тебе нравится город в котором ты живешь? Почему?
После опроса нами были выведены следующие уровни знаний и отношений детей о родном городе.
Высокий уровень
Знает, как называется страна и город, в котором живет. Называет улицу на которой проживает и знает в честь кого назвали улицу. Знает название улицы на которой находится детский сад.
Знает название более 5-6 улиц города и основные достопримечательности города. Называет крупные заводы и предприятия города. Называет парки и скверы в которых часто бывает с родителями
С воодушевлением и удовольствием рассказывает о городе в котором живет. На вопрос любит ли он свой город отвечает утвердительно, обосновывая, что здесь живут его родные и друзья и ему здесь хорошо.
Средний уровень
Знает как называется страна и город, в котором живет. Называет улицу на которой проживает но не знает в честь кого назвали улицу. Знает название улицы на которой находится детский сад.
Знает название более 3-4 улиц города и некоторые достопримечательности города. Называет несколько заводы и предприятий города. Называет парки и скверы в которых часто бывает с родителями
С удовольствием рассказывает о городе в котором живет. На вопрос любит ли он свой город отвечает утвердительно. Но обосновывает ответ с помощью воспитателя.
Низкий уровень
Знает, как называется страна и город, в котором живет. Называет улицу на которой проживает но не знает в честь кого назвали улицу. Не знает название улицы на которой находится детский сад.
По подсказке воспитателя называет 1-2 улицы города и некоторые достопримечательности города. По подсказке воспитателя называет пару заводов и предприятий города. Не может назвать парки и скверы в которых бывает с родителями
С трудом пытается рассказать о городе в котором живет. На вопрос любит ли он свой город задумывается. При утвердительном ответе не может его обосновать.
В результате мониторинга знания детей мы получили следующие показатели (Диаграмма 2.1.1.и Приложение А)
Высокий уровень: 64% воспитанников
Средний уровень: 21% воспитанников
Низкий уровень: 15% воспитанников

Были сделаны следующие выводы:
1.)Воспитатели планируют работу по патриотическому воспитанию.Знания в основном даются общие, по стране проживания, конкретизируются знания о родном городе.
2.) В детском саду по плану проводятся общесадовские и групповые родительские собрания. В планах воспитателей запланирована работа по экологическому и трудовому воспитанию детей.
3)Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.
4) Взаимосвязь ДОУ с семьей имеет в своей основе знание и учет педагогом особенностей каждой конкретной семьи и закономерностей процесса учебно- воспитательного процесса.
5) Эффективность работы с родителями определяется не только умелым отбором содержания и форм этой работы, но и тем психологическим настроением, которое возникает в процессе повседневных контактов между людьми и характеризует их взаимное доверие и доброжелательность. Единая, согласованная с семьей система педагогических воздействий, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и условий воспитания ребенка, позволяет успешно решать задачи социального воспитания.
Заключение
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям. Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в направлении привития любви к родному городу.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт) и т.д. В.ГДенисова, Ю.МЛотман и др. Утверждают, что познание региональной культуры способствует формированию духовной культуры личности.
М.С.Каган, А.В.Каменец, А.Н.Дмитриев, Э. ЯДмитриева подчеркивают роль региональной культуры в установлении культурного равновесия через воспитание стремления и способности представителей разных народов, проживающий на одной территории, понять друг друга.
Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания , но понятие « воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А Ноткина, O.JI. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; JI.E. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

Литература
Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире// Вопросы психологии.-2002.-№ 1,-с.ЗАзаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Академия, 1995. -146с.
Акимова Ю. Знакомим дошкольников с окружающим миром: Старшая
группа .М.: Сфера , 2007124с.
Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. Трудов. / Под редакцией Н.Н. Поддьякова и др. - М., 1985.
Андреева Г.Н., Яноушека Я. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: Просвещение, 1987. -214 с.
Антонова Т.; Волкова Е. «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества детского сада с семьей» \\ Дошкольное воспитание № 6, 1998 , с. 66.
Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М., 1968, -200 с.
БехИ.Д. Нравственность личности: стратегия становления. -Ровно, 1991 —143с;
Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1988.
Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром - М., Просвещение, 1991, С 136.
Воспитаниегуманных чувств у детей /Под ред. Проколиенко Л.Н., Котырло В.К.. - К.: Рад.школа, 1987. - 173 с.
Воспитаниедетей в старшей группе детского сада. В.В.Гербова, Р.Т.Казакова и др. сост. Г.М.Лямина. - М., Просвещение, 1984. - 213 с.
Воспитаниедетей дошкольного возраста / Под ред. JI.H. Поркошенко. - К., 1990.
Воспитаниедошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. - М., Педагогика, 1979.
Воспитаниеи обучение в детском саду. Под ред. А. В. Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Педагогика, 1976.
Воспитателии родители. Из опыта работы /Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова / - М.: Просвещение, 1985. - 95 с. .Воспитателюо работе с семьей /под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Просвещение, 1993.- 190 с.
Воспитателюо работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада /Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М: Просвещение, 1989. - 192 с.
Все о Крыме / Под ред. Омельчука. - X. Каравелла, 1999.
ВыготскийЛ. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. — В кн.: Избранные психологические исследования. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.-443 с.
ГарагуляВ.К., Гржибовская Г.Н., Кузнецова Л.И. Крымский краеведческий путеводитель. - Симферополь: Таврия, 1984. - 112с.
ГеографияКрыма/ под ред. П.Подгородецкого.- -Симферополь: Крым, 1995. - 142с.
Крымская колыбель.под ред. Араджиони М.А.; г.Киев, 2010г.
Познаем мир вместе. Методические рекомендации к программе «Крымский веночек» Мухоморина Л.Г., Араджиони М.А.;и др. г. Симферополь, 2010г.
Региональная программа «Крымский веночек» Мухоморина Л.Г., Араджиони М.А.;и др. г. Симферополь, 2004г.
«Крымские чудеса» Левина В.Г., Резник О.В. Мухоморина Л.Г., и др. Симферополь, 2001г.
28 ГребенниковН.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием: Сб. н. тр. / Под ред. Н.В.Гребенникова. - М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1980.-с. 3-23.
Детскийсад и семья /Под ред. Т.А.Марковой. - М., 1981. -192с.
26. Дошкольная педагогика, /под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1999 год. С. 415ЗЬДюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 1996.-286 с.
ЕнаВ. Г. Заповедные ландшафты Крыма- Симферополь: Таврия, 1989.-67с.
ЖуковскаяР.Ч., Виноградова Н.Ф. Родной край - М.: Просвещение, 1985. - 129 с.
34.Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1986. -176с;
История дошкольной педагогики в России /под редакцией М.Ф. Шабаевой - М.: Просвещение, 1976 . С. 432
КозловаС.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика :Учеб пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2001. -416 с.
КомратоваС.. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром . -М.: Сфера , 2006 , - 54с.
КошелеваА.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М. Педагогика, 1985.-143 с.
Крымскийвеночек. /Составители: Л.Г. Мухоморина, М.А. Араджиони, А.А. Горькая, Э.Ф. Кемилева, С.И. Короткова, Т.А. Пичерина, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистова. - Симферополь: Кр.уч.пед.гос.изд., 2004. - 52 с.
КуликоваТ.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1985. -154с.
ЛаврентьеваМ. В Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями /В кн. Нетрадиционные формы взаимодействия персонала ДУ с родителями. - М.: Политиздат, 1999, -145 с.
ЛинчукЕ.М. Формирование нравственной личности.-К.: Академия, 1986.-103с;
Мирдетства, дошкольник /Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1979 -416с.
Моральноевоспитание дошкольников. /Сост. JT.B. Артёмова, Е.А. Таранова. -К.: Рад. Шк., 1984- 112с.
46Никандров Н.Н. Ознакомление детей с окружающим миром: Метод, рекомендации/ Чуваш, респ. ин-т повыышения квалификации работников нар. образования.- Чебоксары : Б.и., 1993.- С.23
Никонова И.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн., 1991. 67 с.
Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1984 - 272с.
48. Крыме с любовью. Симферополь: Инфолекс,, 2004.-76с.
ПавленкоИ. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. Интегрированные занятия. -М.: Сфера ,2005, -176 с.
РыжоваН.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. -М.: Линка-Прес, 2003.-192 с.
СелиховаJI. Интегрированные занятия. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Для работы с детьми 5 - 7 лет -М.: Мозаика-Синтез , 2005, -65с.
УрбанскаяО.Н. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада. - М., “Просвещение”, 1973. - 179 сУс о в а А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд. М., 1981, 170 с.
ФельдштейнД.И. Психология становления личности. - М.: Междугородняя педагогическая академия, 1994. - 124с;
ХарламовИ.Ф. Педагогика - М.: 2003. -366 с.
59.ХудикВ,А. Диагностика детского развития. - Киев, 1992 - 88 с.
60.ЯсеваН.Ю. «Воспитание основ патриотических чувств дошкольников». Могилев. 2000. -128с.