Презентация по литературе на тему Двусложные и трехсложные размеры стиха (6 класс)


ПЛАН УРОКА – МАСТЕРСКОЙУчитель – Новикова Татьяна Анатольевна Школа - №870Класс – 6Дата проведения – 12.11.2014Предмет – литература Тема урока:Двусложные и трехсложные размеры стихосложенияЦели:1. Образовательные: 1.1. Знакомство с понятиями размер и ритм. 1.2. Знакомство с двусложными и трехсложными размерами стихосложения 1.3. Знакомство с новыми литературными терминами. 1.4. Обогащение словарного запаса учащихся.2. Воспитательные: 2.1. Выработка умений работать в коллективе, быть дружными, доброжелательными 2.2. Воспитание чувства самодостаточности при уважительном отношении друг к другу 2.3. Воспитание чувства гордости за свой труд – учебу 2.4. Воспитание аккуратного, добросовестного отношения к учебной деятельности3. Развивающие: 3.1. Развитие навыков определения размеров стихосложения 3.2. Развитие навыков выразительного чтения 3.3. Развитие навыков орфографической зоркости. 3.4. Развитие навыков логического и абстрактного мышления 3.5. Активизация мыслительной деятельности учащихся 3.6. Развитие навыков групповой, коллегиальной работы4. Оборудование урока: 4.1. Доска 4.2. Карточки 4.3. Гитары 4.4. Магнитофон 4.5. Ложки деревянные 4.6. Кружки 4.7. Тетради, листы для черновых записей, учебник, ручка, карандаши цветные 4.8. Таблички: «Мастерская «Ямб»», «Мастерская «Хорей»», «Мастерская «Дактиль»», «Мастерская «Амфибрахий»», «Мастерская «Анапест»» 4.9. Фотовыставка ХОД УРОКА 1. Объявление темы и целей урока. Запись на доске в два столбика:Двусложные и трехсложные размеры стихосложения. (Обратить внимание на написание этих слов).Учитель: Предстоит большая и трудная, но очень интересная работа. «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», - говорил Пушкин об одном из своих героев. Но это не так и сложно – главное – понять! 2. Изучение новой темы (осуществлять поэтапно)А. Первый этап. УЧИТЕЛЬ. Запись на доске и работа в тетрадях (с ударениями и схемой):{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Двусложные:ЯмбХорей{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Трехсложные:ДактильАмфибрахийАнапест(Произнести вслух, хором.)ТЕОРИЯ:-всего пять правильных стихотворных размеров (2-двусложных, 3-трехсложных),-размер – это не ритм. Ритм может быть быстрый, медленный – хотя размер один и тот же,-стопа – каждый ударный слог с одним или двумя безударными слогами,-в стилях (обычно) одинаковые расположение ударных и безударных слогов, но не всегда! Важно очень внимательно обозначить все гласные, не пропустив ни одну! ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯЕсли в двусложном размере ударный слог второй, то это ямб. А если ударный слог первый, то это хорей.НАБЛЮДЕНИЕ 1. За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал… (А. С. Пушкин. «Медный всадник») (4-хст. Ямб). Пастух, плетя свой пестрый лапоть, Поет про волжских рыбарей… (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин») (4-хст. Ямб). Итак, здесь чередуются ударные и безударные слоги двусложные, состоящие из 2-х размеров, частей. Вслух – хором! Учителю показать двусложные размеры, хлопая в ладоши!Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом… (А. С. Пушкин. «Дорожные жалобы») (4-хст. Хорей).Мчатся тучи, вьются тучи; (А. С. Пушкин. «Бесы») (4-хст. Хорей). НАБЛЮДЕНИЕ 2. Здесь также чередуются ударные и безударные слоги, состоящие из 2-х размеров, 2-х частей, т.е. двусложные. Только теперь ударный слог – какой? Первый или второй? Это хорей. Вслух –хором! Учителю вновь, хлопая в ладоши, продемонстрировать, как звучит хорей!.Обычно маршируют на два такта: раз-два, раз-два! И тогда тоже получается как будто бы хорей.СТОПЫ – их столько в строке, сколько сочетающихся между собой ударных и безударных пар.Учащиеся считают и определяют, что в первом случае был 4-хстоптый ямб, а во втором – 4-хстопный хорей. ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ А теперь я тихонько прохлопаю в ладоши не двусложный размер, а вы внимательно прослушайте и попробуйте угадать, какой это размер? (Учитель простукивает по столу, хлопает в ладоши, показывая 3-хсложные размеры стихосложения). Правильно вы услышали – это трехсложный размер стихосложения.Если двусложных размеров два, то трехсложных – сколько?.. Правильно. Трехсложных размеров стихосложения три. Они очень красиво звучат: дактиль, амфибрахий, анапест.Самый первый – это дактиль. Ударение на первом слоге. (Хором произносим)Ударение на среднем слоге – это самое длинное слово – амфибрахий. (Хором произносим)Ударение на последнем слоге – это резкое слово – анапест. Здесь надо быть еще внимательнее при выделении слогов. НАБЛЮДЕНИЕ 3. Ель рукавом мне тропинку завесила… (А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила») Это дактиль Сижу за решеткой в темнице сырой… (А. С. Пушкин. «Узник») Это амфибрахий Приедается все, Лишь тебе не дано примелькаться (Б. Пастернак. «Морской мятеж») Это анапест(Две строчки звучат по-разному, потому что они имеют разный ритм. Ритм передает настроение, чувства человека).Все танцы основаны на ритмах, которые также состоят из двух или трех тактов (это похоже на размеры в стихосложения). (н: Вальс танцуется на три такта: раз, два, три… Это… похоже на дактиль). Б. Второй этап. Выступления учащихся – «мастеров» (Что обозначают эти слова, из какого языка они пришли):Ямб – «мастера»: 2 человека. (От «iambos» – стихотворный размер, где 1 ударный слог имеет 1 безударный; и второй – ударный.)Хорей – «мастер»: 1 человек. (От «choreios» («choros» - «хор»; первый – ударный.))Дактиль – «мастер»: 1 человек. (От «daktylos» – «палец». Один долгий, два кратких. Ударение на первом слоге)Амфибрахий – «мастер»: 1 человек. (От «anphi» - «с обеих сторон» и «brachys» – краткий, т.е. «с обеих сторон краткие звуки»; ударный – посередине.)Анапест – «мастер»: 1 человек. (От греч. «anapaistos» – «отраженный назад», т.е. ударение на последнем слоге и… как бы «оглядывается назад».)3. Практическое закрепление. Самостоятельная работа в «мастерских» по группам. Учащиеся используют разные музыкальные инструменты (гитары, детское пианино, деревянные ложки и даже… бокалы с чайными ложками), чтобы простукивая потихоньку, наигрывая показать двусложные и трехсложные такты в звучании.) 1-ая мастерская – «ЯМБ» (коллективная работа под руководством двух «мастеров»): Задание 1. Учебник. Стр. 44-45 – определить размеры стихосложения. Найти ямб. Доказать, расставив ударения, обозначив стопы. Задание 2. Используя деревянные ложки (хохломская роспись), демонстрируют размер ямба).2-ая мастерская – «ХОРЕЙ» (коллективная работа под руководством «мастера»): Задание 1. Учебник. Стр. 186 - определить размеры стихосложения. Найти хорей. Доказать, расставив ударения, обозначив стопы. Задание 2. Хлопками в ладоши продемонстрировать размер хорея.3-ья мастерская – «ДАКТИЛЬ» (коллективная работа под руководством одного «мастера»): Задание 1. Учебник. Стр. 192 - определить размеры стихосложения. Найти дактиль. Доказать, расставив ударения, обозначив стопы. Задание 2. Демонстрируют размер дактиля, играя на гитаре: Один человек – быстрый ритм, второй – замедленный. В обоих случаях размер был один и тот же – дактиль. Но!.. Ответить на вопрос: чья игра звучала весело, чья – грустно? От чего зависело изменение звучания?.. (От ритма. Это важный элемент в музыке. Вы почувствовали это сразу.) 4-ая мастерская – «АМФИБРАХИЙ» (коллективная работа под руководством «мастера»): Задание 1. Учебник. Стр. 78 – определить размеры стихосложения. Найти амфибрахий. Доказать, расставив ударения, обозначив стопы. Задание 2. Используя бокалы и чайные ложечки, демонстрируют звучание амфибрахия.5-ая мастерская – «АНАПЕСТ» (коллективная работа под руководством «мастера»): Задание 1. Учебник. Стр. 190 – определить размеры стихосложения. Найти анапест. Доказать, расставив ударения, обозначив стопы. Задание 2. Демонстрируют звучание анапеста, играя на гитаре.4. Защита выполненных работ. Представитель от группы, назначенный мастером (или сам мастер), защищает работу.5. Взаимооценка. Сами мастера оценивают свою работу и работы своих коллег по «Мастерской», выставляя оценки.6. Домашнее задание:Обязательное – определить размер стихосложения, простучать домашним (на ложках, на муз. инструментах) и показать, как определяются размеры стихосложения. Дополнительное (по желанию): сочинить буриме в предложенных размерах стихосложения. 7. Обобщение. Ответы на вопросы: - Сколько размеров стихосложения всего? - Какие из них двусложные? - Какие трехсложные? - Какой размер был любимым у А.С.Пушкина? 8. Учитель: Основа всех стихотворений, танцев и песен – это также ритм, основанный на тактах (как размеры в стихотворениях). И вы это всегда можете увидеть и почувствовать не только в любом стихотворении, но и в музыке, танце. Все «Мастерские» качественно выполнили работу и в награду за это объявляется латиноамериканский танец. Спасибо за внимание. Благодарность за работу мастерам нашего урока (перечислить по именам). Дополнительный материал:А) 5-тистопный хорей:М.Ю.Лермонтов: Выхожу один я на дорогу… незадолго до гибели.Ф.И.Тютчев: Завтра день молитвы и печали… оплакал так смерть любимой.А.А.Блок: Май жестокий с белыми ночами… в минуту высокой тревоги.С.А.Есенин: До свиданья, друг мой, до свиданья… накануне самоубийства написал кровью…Б) Анапест. Очень редко встречается. Пастернаковский анапест.ПРИМЕЧАНИЕ: Тема рассчитана на два урока. САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА1. Краткая характеристика ситуации и класса. Работаю в данном классе с сентября 2014 по апрель 2015 года. Изначально родители и класс были крайне негативно настроены к новым учителям. С сентября месяца, с уходом бывшего учителя, я была вторым преподавателем, которого класс не хотел принимать. Класс мобильный, активный, способный, но несколько экспансивный, нервозный. Многие дети непроизвольно трясут руками, ногами, головой, вертят в руках разные предметы и при этом не могут контролировать свои движения, не могут остановить эти процессы. Класс отличается быстрой возбудимостью. Три ученика имеют уровень грамотности, соответствующий оценке «4», близкой к «5».Шестиклассники реагируют слишком импульсивно (а порой даже и агрессивно по отношению к учителю), когда контрольные диктанты их не показывают хороших и отличных результатов и бывают оценены на «3» и «2». Адаптация учителя в классе проходит достаточно тяжело. Цель данного урока: максимально раскрыть скрытые возможности учащихся, пробудить в них добрые чувства к учителю, используя инновационную методику проведения урока-мастерской по теме: «Двусложные и трехсложные размеры стихосложения». 2. Выводы к уроку.1. Обоснованной была форма проведения урока в виде мастерской:с уроком-мастерской они встречались впервые,им было интересно – с огромным энтузиазмом выполнили поисковую работу по терминам, несли гитары, ложки, чашки, и пр.,данная форма урока соответствовала психологическим особенностям данного класса, так как многие имели возможность продемонстрировать свои таланты, раскрыться,она дала работу ученикам с явно лидерскими качествами и дала возможность почувствовать себя лидером других, совершенно лишенных лидерский качеств характера,она дала массу возможностей обратиться вновь к изученным ранее стихотворениям.Таким образом, форма проведения урока-мастерской была оптимальной, педагогически и психологически обоснованной. 2. Урок достиг поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей, так как удалось сформировать у учащихся мотивацию учебной деятельности на уроке, дать правильную целевую установку. Результаты самостоятельной работы, проведенной на следующем уроке, показали следующее:На «5» выполнили – 71,1%На «4» выполнили – 28,9%На «2» и «3» – 0% 3. Огромное желание найти подход к каждому ученику, использование знаний педагогики и психологии школьников помогло выявить возможности обучаемых, выбрать оптимальные формы, методы, приемы организации учебной деятельности, правильно определить подзадачи каждого вида деятельности (выполнение упражнений, проговаривание слогов, слов…)4. Четко спланированное, поэтапное внедрение учащихся в изучаемый материал дало возможность при изучении нового материала идти от «простого к сложному», что очень важно при обучении.5. Методически обоснованно, целенаправленно решились задачи повышения общего уровня грамотности, развития орфографической зоркости учащихся.6. Оптимально использованы различные виды деятельности, снимающие нагрузку, способствующие активизации мыслительной деятельности детей.7. Выполнены задачи гуманизации процесса обучения, так как каждая образовательная цель достигалась без напряжения, легко, с хорошим воодушевлением и радостью, дети работали с удовольствием, спокойно, комфортно.8. Большим достижением урока было то, что они не старались перекричать друг друга, выделиться, опередить – ощущалось некоторое чувство доброжелательности, сопереживания. Это было очень важно, так как в данном классе существует дух некоторой вседозволенности избранных людей.9. Использовались формы морального поощрения (взгляд или сдержанное, теплое слово и др. рычаги положительной оценки и стимулирования учебной деятельности шестиклассников), приемы установления доброжелательных контактов учителя с учащимися. 10. С целью решения проблем творческого и дифференцированного подходи к учащимся им были даны два вида домашних заданий: Обязательное: стр. 42, 77, 79, 187 – определить размер стихосложения, простучать домашним (на ложных, на муз. инструментах) и показать, как определяются размеры стихосложения. Дополнительное (по желанию): сочинить буриме в предложенных размерах стихосложения.11. Подготовка к уроку и проведение его способствовали творческому росту самого учителя, установлению более тесного контакта и взаимопонимания с классом.12. Но данный урок также показал необходимость продолжения работы по развитию в учащихся навыков доброжелательного отношения друг к другу, умения уступать, прививать этические нормы поведения (у выхода к доске столкнулись две ученицы – и ни одна из них так и не хотела и не смогла уступить другой право пройти). Самоанализ урока-мастерской подготовлен учителем русского языка и литературыНовиковой Татьяной АнатольевнойНоябрь 2014 г.