Технологическая карта по математике на тему: Письменное деление многозначных чисел на двузначное число. (4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс 4 Предмет математика Тип урока ____урок введения нового знания
ТЕМА Письменное деление многозначных чисел на двузначное число.
Цели (для учителя)
Образовательные: познакомить с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное (двузначное) число, когда в записи частного используется одна цифра, совершенствование вычислительных навыков.
Развивающие: развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы; уметь доказывать, аргументировать своё мнение.
Воспитательные: способствовать умению работать самостоятельно и в группе, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Планируемые результаты (для учащихся)
Личностные: установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развитие умений придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; развитие умений в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Регулятивные: развитие умений сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; развитие умений в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; развитие умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом; развитие умения, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные: развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в другую; развитие умения перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; развитие умения переходить от условно-схематических моделей к тексту; ориентироваться на развороте учебника; на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других; развитие умения слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; развитие умения доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; развитие умений договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; уметь работать в паре.
Планируемые предметные результаты: ознакомление с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное (двузначное) число, когда в записи частного используется одна цифра; умение применять этот алгоритм на практике; использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа; использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе; использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа; выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений; выполнять умножение и деление с 1000.
Ресурсы (оборудование): учебник Математика. 4 класс. Учебник 2 часть Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. 2-е изд., испр. - М.: 2013. – 96 с.; дидактический материал; тетради, ручки.
Планирование и характеристика этапов урока.
Этап, цель, задачи этапа
Форма организация учебн. деятельн.
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,
Г-групповая);
методы и приемы работы.
Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

I.Организационный момент (2 мин)
Цель: организация класса, обеспечение нормальной обстановки на уроке, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.
Фронтальная
Словесный метод – беседа.
1. Приветствие

2.
Эмоциональный
настрой на работу


– Здравствуйте, ребята.
Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Пусть сегодня, на уроке для всех нас сопутствует успех!
– Начинаем урок математики.
– Девиз нашего урока «С малой удачи начинается большой успех».
– Как понимаете?
Приветствую учеников.
Проверяю готовность обучающихся к уроку. Эмоционально настраиваю обучающихся на работу.
Восприятие информации. Дети здороваются, усаживаются за свои рабочие места, отвечают на вопрос.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные УУД:
1. Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-7 мин)
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки; повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Фронтальная
Индивидуальная
Словесный метод – опрос.
Наглядный метод – учебный материал, записи на доске.


1. Устный счет



















2. Создание проблемной ситуации.
– Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и классную работу.
– Предлагаю провести разминку. На доске числа: 1800, 1500, 477, 280
– На какие группы можно разделить? (Трехзначные и многозначные числа)
– Докажите. (Ответы детей)
– Найдите сумму трехзначных чисел. (477+280=757)
– Округлите это число до десятков, до сотен. (76 десятков, 6 сотен)
– Вы полните письменно в тетрадях задание первое на странице 32.
– Какие ответы получились? (7540 дес., 750 сотен, 75 тыс., 7 дес. тыс)

– Найдите частное 640 и 8. (80)
– 70 увеличить в 5 раз. (350)
– Найдите произведение 20 и 6. (120)
– Если к неизвестному числу прибавим 45, то получим 845. Найдите неизвестное число. (800)
– Первый множитель 9, второй -50. Найдите произведение. (450)
– 12 увеличьте на столько же. (24)
– На сколько 100 больше 37. (63)
– 5 умножить на 30. (150)

– Отлично, теперь попробуйте вычислить выражения, которые находятся на доске.
560:70
180:60
150:50
210:35
– Смогли ли выполнить задание полностью? (Нет)
– Почему? (Мы не решали такого ещё)

Организую условия для проведения устного счета с коллективной проверкой, даю выражения, которые дети не могут решить.



















Организую создание проблемной ситуации,
выявление и фиксирование в громкой речи: где
и почему возникло затруднение.
20 марта.
Классная работа.
Устно высчитывают; округляют числа; осознают, что не могут разделить трехзначное число на двузначное.















Обнаруживают возникновения проблемной ситуации и неумения вычислить одно из предложенных выражений
Познавательные УУД:
1. Развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2. Развиваем умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умения сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса.
2. Развиваем умения в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

III. Выявление места и причины затруднений (4-5 мин)
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей
Групповая
Словестный метод – подводящий к открытию знания диалог.
Наглядный метод – учебный материал.
Практический метод – работа в группах.


1. Обсуждение в группах выполнения деления


– Ребята, рассядьтесь в группы по 4 человека. Выберите лидера группы, который будет ответственный за ваше поведение. Не выкрикиваем, уважаем мнение других, поднимаем руку при желании ответить.
– В чем заключается трудность решения этого выражения?
– Умеете ли вы выполнять такие вычисления?
– Обсудите в группах как выполнено деление 210:35. Когда будите готовы ответить поднимаете руки вместе, и лидер ответит за команду. (Ответы детей)

Организую условия для групповой работы и обсуждения письменного
алгоритма деления многозначных чисел на двузначное число, когда в записи частного используется одна цифра в группах.
В группах выбирают лидеров, обсуждают возможные варианты выполнения деления.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций.
2. Развиваем умения договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные УУД:
1. Развиваем умения придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.
2. Развиваем умения в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

IV. Целеполагание и построения проекта коррекции выявленных затруднений (3-4 мин)
Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Фронтальная
Словесный метод – беседа.
Наглядный метод –материал учебника
– Посмотрите на разворот учебника: чем, по вашему мнению, мы можем заняться на сегодняшнем уроке математики? Какая тема нашего урока?
(Делить столбиком многозначные числа на двузначные)
– Какие цели можем перед собой поставить? (Научиться делить письменно многозначные числа на двузначные)
– Как мы этому научимся? (Сверим наши варианты решения с алгоритмом предложенным автором в учебнике)
Организую условия, чтобы дети в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения и предложили, согласовали тему урока.
Формулируют тему, цель своих действий, которые им нужно еще раз осмыслить и понять каким образом они будут выполнять решение.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умение переходить от условно-схематических моделей к тексту.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом.
Личностные УУД:
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V.Физкультминутка (1 мин)
Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.
Фронтальная
Словесный метод.
Практический метод – выполняют движения из стихотворения.
– Молодцы! Вы хорошо поработали, пришло время вам и отдохнуть. Для разминки встаньте и выйдите из-за парт.
Я человек! – Ты человек!
У меня нос! – У тебя нос!
У меня щечки гладки! – У тебя щечки гладки!
Я люблю себя! – Я люблю тебя!
Мы любим друг друга!
– Успокаиваемся и присаживаемся на свои места.
Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.
Обучающиеся повторяют движения по указанию.


VI. Реализации построенного проекта (4-5 мин)
Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий
Групповая
Индивидуальная
Словестный метод – комментирование, пояснение.
Наглядный метод – материал учебника.
Практический метод – анализ текста в рамке.



1. Формулирование нового знания.





– Отдохнули немного?
– Теперь можете прочитать мнение автора.
– Обсудите в группах выполнение деления.
– Все ли понятно?
– Какая из групп хочет выйти к доске и попробовать выполнить деление у доски с проговариванием?
(Рассуждаем так: число 210 надо разделить на 35. Чтобы разделить многозначное число на двузначное, которое не оканчивается нулями, подбираем сначала пробное частное округляя делимое и делитель. Округляя делимое и делитель 200:40, получаем 5, но не пишем сразу этот ответ, а перепроверяем. 35*5= 175. От 210 – 175 = 35. Остаток в данном случае должен равняться 0, поэтому частным здесь будет число 6.)
Организую условия фиксации в обобщенном виде новый способ действий в речи.
Читают текст в рамке, анализируют действия и способы решения деления.
Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2. Развиваем умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций.
2. Развиваем умения договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные УУД:
1. Развиваем умения придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

VII. Закрепление с проговариванием во внешней речи (7-10 мин)
Цель:
решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения
Индивидуальная
Фронтальная
Парная
Словесный метод – комментирование.
Наглядный метод –учебный материал, записи на доске.
Практический метод – выполнение продуктивный заданий.


1. Работа у доски с проговариванием

2. Работа в парах и обсуждение
– Рассаживайтесь на свои места. Предлагаю, опираясь на алгоритм в учебнике выполнить следующее задание письменно в тетрадях. У доски решает одно деление один ученик, потом идет другой. Кто решает быстрее всех, подходит ко мне, я проверю, а потом можете самостоятельно или в паре с соседом по парте обсудить как выполнено деление с остатком. А так, сверяетесь с доской, рассуждаете и не списывайте.
225:45 336 56 288 72
225 5 336 6 288 4
0 0 0

144 36 504 72 376 47
144 4 504 7 376 8
0 0 0
476 68
476 7
0

– Как вижу, уже многие справились с первым заданием и приступили ко второму. Вы уже обсудили как выполнено деление с остатком.
– Кто готов ответить? (Подбирается наибольшее значение, которое делиться на число, и так из 325 самое большое число, которое делиться на 54 – это 6, в остатке 1. Из 564 мы подбирается самое большое число, которое делиться 69 и получилось 8, в остатке остается 12, 12 на 69 разделить уже нельзя.)

Организую обсуждение типовых затруднений и проговаривание формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.
Особое внимание уделяю учащимся, у которых возникли затруднения, именно они выходят к доске и приговаривают в слух алгоритм решения.


Детям уже, усвоившим это действие предлагаю обсуждение в парах деления с остатком
Дети, у которых возникли затруднения выходят к доске и выполняют решение с проговариванием в слух.














Дети, которые усвоили этот алгоритм хорошо в парах ведут обсуждение по выполнению деления с остатком.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2. Развиваем умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умения, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций.
2. Развиваем умение работать в парах
Личностные УУД:
1. Развиваем умения в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

VIII.Подведение итогов урока(3 мин)
Цель: организовать фиксацию затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности; анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Фронтальная
Словесный метод – беседа.









1. Рефлексия.
– Какую цель мы поставили в начале урока? (Научиться делить в столбик на двузначные числа)
– Нам удалось достичь результатов? (Да)
– Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы детей)
– Где можно применить новые знания? (Ответы детей)
– Что на уроке у вас хорошо получалось? (Ответы детей)
– Над чем ещё надо поработать? (Ответы детей)
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
“!” - я доволен,
“+” - я доволен, но можно сделать лучше,
“-” - я не доволен.
Провожу беседу по пройденному материалу. С помощью символов, побуждаю учеников к самооценке.
Отвечают на вопросы. Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
1. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



IX. Домашнее задание (1 мин)
Цель: задается для повторения дома пройденного на уроке материала, закрепления и обобщение.
Словесный метод – объяснение, пояснение
– Домашнее задание письменно на выходные вам не задается, поэтому дома вы хорошо прочитаете правило в рамке на странице 32, если захотите, то сами дома поделите.
– Запишите в дневники домашнее задание. Всем спасибо! До свидания!

Даю комментарии к домашнему заданию.
Записывают домашнее задание в дневник.













15