Программа по туротерапии на 2016-2018 год Путешествие по родному краю (Кемеровская область)


Утверждаю:
Директор ЮДДИ УОД
_________________ Кузмичёва С.Н.
Рабочая программа
5295265706755по туротерапии
на 2016-2018
«Путешествие по родному краю»
Пояснительная записка
Туротерапия - это инновационная форма работы. Это терапия с помощью экскурсий и походов у детей с ограниченными возможностями в процессе этого вида коррекционной работы формируется двигательная активность и умелость, развивается чувство общности с другими людьми, формируются новые контакты и связи, расширяются знания об окружающем мире.
Актуальность. Социальная адаптация и реабилитация становятся более эффективными, когда у детей есть возможность сменить обстановку, изменить привычный образ жизни, получить положительные эмоции и расширить свой кругозор.
В основе туротерапии лежат туристические и экскурсионные виды деятельности. Сюда относятся выезд и выходы за пределы дома-интерната с социокультурными целями. Туротерапия способствует расширению и формированию кругозора больных детей и детей-инвалидов, развитию общего уровня знаний.
Для ребенка, имеющего существенные ограничения по здоровью, проживающего в учреждении интернатного типа, особенно значительной является возможность выехать или выйти за пределы интерната – сменить обстановку, пообщаться с новыми людьми, в случае с творческими визитами – показать наработанный творческий результат, выслушать слова похвалы, одобрения, поощрения от стороннего зрителя. Новизна. Разработанная коррекционная программа для детей-инвалидов учитывает круг их интересов и потребностей, уровень общих знаний относительно культурно-досуговой деятельности, потребности в тех или иных мероприятиях социокультурной реабилитации, их предпочтения и уровень мотивации к взаимным действиям.
Практическая значимость программы состоит также в том, что представленный перечень экскурсий адаптирован под потребности и возможности воспитанников детского дома, дает возможность расширить кругозор детей в рамках города. Тематика экскурсий составлена таким образом, чтобы дать необходимый опыт социального взаимодействия за рамками детского дома (магазин, ж\д, библиотека).
После мероприятий социокультурной реабилитации оценивают их адекватность потребностям ребенка и эффективность на основе субъективных высказываний, поведения, настроения. Таким образом, основываясь на эмоциональном и вербальном выражении ребенком своих чувств и мыслей можно оценить значимость для него отдельных культурно-досуговых методов и технологий. Это может быть заметно по воодушевлению ребенка, его заинтересованности, желанию работать и развиваться дальше, исправлять ошибки и совершенствоваться в том или ином виде культурно-досуговой деятельности, а иногда и благодаря прямым просьбам заниматься тем или иным делом. И дальнейшее совершенствование в этом деле способствует развитию его личностных и творческих качеств, минимизации ограничений, повышению самооценки и чувства удовлетворения жизнью.
Необходимо вовремя подбодрить, поощрить ребенка, объяснить ему, что все хорошо, что он и так очень хорошо все сделал, что никто его не осудит и не накажет, что ошибаются и волнуются даже профессиональные артисты, а театр – это искусство "живое", в котором ничто не бывает строго закреплено и одинаково, и кроме того – есть вещи гораздо более важные, например хорошее настроение. Цель туротерапии: Создание условий для формирования нравственной и экологической культуры, потребности личностного участия в мероприятиях, расширяющих знания об окружающем мире.
Задачи:
Создать мотивацию к бережному отношению к природе, желанию беречь и охранять ее.
Формировать нравственную культуру воспитанников, уважительное отношение к истории и историческим памятникам своего народа.
Познакомить с достопримечательностями, культурными центрами города.
Развивать двигательную и познавательную активность воспитанников.

Планирование туротерапии на 2016 – 2017 год
№ п\пТема экскурсии Задачи экскурсии Время проведения
1 Центральная библиотека г. Юрги. «К миру знаний через библиотеку» Экскурсия+ фотосессия+ беседа. Познакомить с возможностями библиотеки, библиотечным фондом, тематическими выставками в читальном зале («Жила – была сказка», «Герои ВОВ» и др.) Сентябрь
2 Экскурсия к мемориальному комплексу в память о павших за Родину «Памяти павших будем достойны». Экскурсия + беседа+ фотосессияРасширить знания воспитанников о сохранении памяти о павших героях - юргинцах. Познакомить со структурой и составляющими мемориального комплекса Октябрь
3 Центральная библиотека г. Юрги. «Природно – охранительная акция «Птичья столовая» Экскурсия+ акция+ фотосессия. Формировать экологическое сознание, потребность сохранять и беречь природу родной земли Ноябрь
4 Экскурсия в храм Иоана Предтечи «Святой лик Божьего дома». Экскурсия+ рассказ+фотосессияПознакомить с историей храма, прививать уважение к культуре русского народа Декабрь
5 Экскурсия в Торговый центр Спутник «Что купить в подарок другу?». Экскурсия+ рассказ+фотосессияВоспитывать культуру поведения в общественных местах, формировать навык бесконфликтного общения, умение делать и получать подарки Январь
6 Экскурсия в Парк имени А.С. Пушкина «По следам любимых сказок». Экскурсия + викторина+ беседа+ фотосессияРазвивать память, внимание, воображение. Расширить представление детей о творчестве русских писателей. Февраль
7 Экскурсия в кондитерскую «В гостях у Вкусных Историй».
Экскурсия+ беседа+ дегустация Познакомить воспитанников с профессиями, связанными с кондитерским делом (повар, кондитер, технолог). Развивать навык социального взаимодействия (покупатель-продавец, клиент) Март
8 Экскурсия на берег реки Томь «Свидание с природой».
Экскурсия+ беседа+ фотосессияВоспитывать потребность в сохранении и сбережении окружающей среды, родной природы. Развивать умение видеть прекрасное в обычном. Апрель
9 Музей изобразительного искусства «В мире творчества и фантазии». Экскурсия+ мини-лекция+ фотосессияВоспитывать уважение и любовь к культурному наследию народа. Формировать умение видеть прекрасное Апрель
10 Экскурсия на огород «Что растет на грядке?».
Экскурсия+ беседа+ практическая часть Воспитывать любовь к труду, природе. Развивать практические навыки сельхоз работ. Познакомить воспитанников с этапами работы на огороде (посев-уход-сбор урожая) Май
11 Экскурсия на площадь Советов «Радужный фонтан».
Экскурсия+ беседа + фотосессияРазвивать навык бесконфликтного взаимодействия в общественном месте. Познакомить детей с историей строительства Площади Советов. Май
Планирование туротерапии на 2017 – 2018 год
№ п\пНазвание экскурсии Цель экскурсии Время проведения
1 Экскурсия на огород «Овощное чудо». Экскурсия+ практическая работа+ беседа Познакомить воспитанников с разнообразием овощных культур. Воспитывать любовь и уважение к труду Сентябрь
2 Экскурсия к мемориальному комплексу в память о павших за Родину «Города - Герои». Экскурсия+беседа+ фотосессияВоспитывать патриотизм, уважение к павшим героям. Познакомить с историей появления городов – героев. Октябрь
3 Библиотека г. Юрги. «В гостях у мудрых книг». Экскурсия+ фотосессия+ беседа. Развивать умение слушать, коммуникативные навыки. Расширить представление о возможностях библиотеки. Познакомить с компьютерным кабинетом и его возможностями Ноябрь
4 Экскурсия в Торговый центр Лента «Все профессии нужны, все профессии важны». Экскурсия+ беседа+ фотосессияФормировать коммуникативные умения, навыки бесконфликтного общения. Расширить представление о разнообразии профессий. Воспитывать уважение и любовь к труду Декабрь
5 Районный краеведческий музей «Русская изба» «Тропою русской старины». Экскурсия + беседа+ мастер - класс Воспитывать чувство патриотизма и гордости за родной край. Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес. Познакомить с особенностями развития русского зодчества, русского быта Январь
6 Экскурсия в Дом Культуры «Победа». Знакомство с архитектурой и строением здания. Экскурсия+ беседа+фотосессияПознакомить с особенностями архитектуры и строения здания, концертного зала. Расширить представление о концертной деятельности. Развивать умение видеть прекрасное Февраль
7 Экскурсия на железнодорожный вокзал . Экскурсия+ беседа+ фотосессияПознакомить воспитанников с историей возникновения юргинского ж\д вокзала. Дать представление о значимости ж\д в жизни юргинцев. Познакомить с разнообразием профессий, связанных с ж\дМарт
8 Обзорная экскурсия на проспекте Победы «Соблюдай правила дорожного движения». Экскурсия+ беседа+ практическое занятие Закрепить теоретические навыки, полученные в ходе проведения воспитательских часов, связанных с ПДД. Развивать навыки самостоятельности, ориентации на местности и в определенной ситуации Апрель
9 Экскурсия в цирк «Шапито». Экскурсия+ беседа+ фотосессияПознакомить с особенностями организации жизнедеятельности в мобильном цирке. Расширить представление воспитанников о разнообразии профессий, представленных в цирке. Развивать коммуникативные навыки, умение выступать в разных социальных ролях. Май
10 Экскурсия на Юргинское море «Живописный уголок». Экскурсия+ беседа+ фотосессияРазвивать потребность беречь и охранять природу родного края. Воспитывать чувство любви и уважения к окружающей среде. Формировать умение правильно принимать решение Май
Планирование туротерапии на 2017 – 2018 год
№ п\пНазвание экскурсии Цель экскурсии Время проведения
1 Библиотека г. Юрги. «Где живут знания?» Экскурсия+ фотосессия+ беседа. Формировать коммуникативные умения, познавательный интерес у воспитанников. Развивать навыки связной и культурной речи, умения вести себя в общественных местах. Познакомить с разнообразием библиотечного фонда Сентябрь
2 Экскурсия к мемориальному комплексу в память о павших за Родину «Афганская война. В памяти храним…» Экскурсия+ беседа+ фотосессияВоспитывать чувство патриотизма и уважения к истории страны. Развивать умение вести себя в общественных местах особой значимости. Познакомить с историей афганской войны. Октябрь
3 Экскурсия в Торговый центр Галактика «Такие разные покупки». Экскурсия+ беседа+ фотосессияФормировать коммуникативные умения, навыки бесконфликтного общения. Расширить представление о разнообразии профессий. Воспитывать уважение и любовь к труду Ноябрь
4 Экскурсия в краеведческий музей «От истоков к современности». Экскурсия+ беседа+ фотосессияВоспитывать чувство патриотизма и гордости за родной край. Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес. Познакомить с особенностями развития русского творчества, декоративно – прикладного искусства Декабрь
5 Экскурсия в кинотеатр «Эра». Просмотр мультфильма. Экскурсия+ беседа+ фотосессияПознакомить воспитанников с особенностями строения кинотеатра. Расширить представление о разнообразии профессий, связанных с кино. Провести беседу на тему «Год Кино в России» Январь
6 Экскурсия на кирпичный завод г. Юрги «Из чего строят дома?». Экскурсия+ беседа+ фотосессияПознакомить с этапами изготовления кирпича. Формировать наглядно – образное мышление, навык анализа и синтеза при рассмотрении архитектурных объектов. Февраль
7 Экскурсия в цирк «Шапито». «Посещение представления». Экскурсия+ беседа+ фотосессияПознакомить с особенностями организации жизнедеятельности в мобильном цирке. Расширить представление воспитанников о разнообразии профессий, представленных в цирке. Развивать коммуникативные навыки, умение выступать в разных социальных ролях. Март
8 Экскурсия на огород «Начало посевных работ». Экскурсия+ беседа+ практическое занятие Познакомить воспитанников с разнообразием овощных культур. Воспитывать любовь и уважение к труду Апрель
9 Экскурсия в Парк имени А.С. Пушкина «Катание на аттракционах». Экскурсия+ беседа+ фотосессияРазвивать память, внимание, воображение. Расширить представление детей о творчестве русских писателей. Май
10 Экскурсия на берег реки Томь «Экологическая акция «Чистый берег». Экскурсия+ беседа+ фотосессия+ акция Развивать потребность беречь и охранять природу родного края. Воспитывать чувство любви и уважения к окружающей среде. Формировать умение правильно принимать решение Май
Список использованной литературы:
Разработки мероприятий ЮДДИ УОД:
- экскурсии по местам боевой Славы;
- посещение храма Иоана Предтечи;
- экскурсии по предприятиям города «Человек славен трудом»;
- экологическая экскурсия.
Автор: Н.К. Вишнякова (2012-2016гг.)
Юрга и юргинцы. 2009г. Скворцово. Изд.дом «Д - Принт». Г. Томск.
Портрет Города. Мой город – мой дом. ООО «Печатные системы». 2004, Кемеровская область, г. Юрга
Приложение к Путешествию. Москва. Физкультура и спорт. 2003г.
Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова. Творческий центр. Москва. 2009
Развитие речи и ознакомление с окружающим миром. И.Н. Павленко. Интерактивные занятия. Творческий центр. Москва. 2011
Знакомим дошкольников с окружающим миром. Ю.А. Акимова. Младшая группа. Творческий центр. Москва. 2008
Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром. Творческий центр. Москва. 2008