Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся


Обобщение опыта работы
по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая
есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла
и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Проблемы патриотического воспитания активно переосмысляются в настоящее время и приобретают новое значение из-за изменений, происходящих в нашем обществе, стране и мире. Вопросы необходимости патриотического воспитания и поиск новых подходов к нему становятся одними из важнейших аспектов воспитательной работы в школах и даже государственной политики страны.
Если толковать понятие «патриотизм» в изначальном смысле (греч. patre – Родина), то это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине, Отечеству, своей семье.
Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется и развивается в каждом человеке, начиная с раннего возраста во взаимосвязи с развитием других качеств личности.
Ныне действующий Министр образования и науки Российской Федерации, Ольга Васильева, в 2015 году была в числе тех, кто занимался подготовкой Концепции патриотического воспитания молодежи России на 2016-2020 годы, вышедшей в свет в конце 2015 года. На вопрос «Кто является патриотом?» стратегия содержит такой ответ: патриот – это тот, кто гордится страной, активно поддерживает программу стратегии, знает основные события истории России и служит в армии.
В ФГОС НОО определены базовые национальные ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Я считаю, что становление личности в современном обществе должно осуществляться через формирования основ патриотического воспитания обучающихся, которое не может полноценно осуществляться без духовно-нравственного развития личности.
На мой взгляд, вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством. Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Снижение культурного и интеллектуального уровня требуют возрождения духовно-нравственных ценностей. Проводя наблюдения за обучающимися и их семьями, видя ситуацию в межличностных отношениях внутри классного коллектива, оценивая отношение подрастающего поколения к старшему, к обществу и в целом к Отечеству, считаю, что проблема: «Воспитание патриотизма через духовно-нравственное развитие личности», актуальна и современна.
На протяжении многих лет меня волновала эта проблема. В 2012 году мною была разработана программа воспитательной работы для обучающихся начальной школы «Гражданско-патриотическое воспитание через духовно-нравственное развитие личности», которая получила положительную оценку коллектива и была рецензирована доцентом кафедры социальной педагогики и психологии начального образования ПГСГА к.п.н. Л.В.Быковой и рекомендована к использованию учителям начальных классов, заместителям директоров, преподавателям и студентам педагогических ВУЗов и колледжей. Целью моей работы является развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях народов России.
Достижение данной цели подразумевает решение задач в трёх областях:
в области формирования личностной культуры – сформировать основы нравственного самосознания личности (совести) –способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
в области формирования социальной культуры – сформировать толерантность и основы культуры общения, уважения к языку, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
в области формирования семейной культуры – развить у обучающихся стремление изучать культурно-исторические и этнические традиции российской семьи.
Работая по программе, были определены два направления деятельности со своими задачами и вытекающими из них ценностями
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств и этического сознания




Воспитывать отрицательное отношение к плохим поступкам, грубым словам и действиям в т.ч. на телеэкранах
Иметь представление о традициях и религиях народов России

Участвовать в делах класса, школы, семьи, города
Отвечать за свои поступки
Иметь представление о Российском государстве и его законах



Свобода совести, вероисповедания, духовной культуры и светской этики
Доверие к людям и государству

Свою работу по формирования личностных качеств ребёнка я провожу постоянно. Это способствует сохранению базовых
национальных ценностей (гуманизм, любовь к родине и семье, гражданственность, социальная солидарность, , труд и творчество, наука, искусство и литература и др.). «Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы — российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом».
Существует множество приёмов и форм работы, которые способствуют формированию базовых национальных ценностей. На мой взгляд, наиболее приемлемыми и дающими качественный результат являются: беседы, экскурсии, акции милосердия, встречи с замечательными людьми, участие в совместных с родителями или воспитанниками детских садов праздниках, просмотры фильмов с последующим обсуждением, создание собственных проектов.
Групповые занятия
Пользование ИКТ

Просмотр фильмов и их обсуждение
Диспуты
Классные часы
Работа по индивидуальному плану
Портфолио



Формы и методы воспитательной работы
Участие в конкурсах патриотической направленности
Участие в олимпиадах духовно-нравственной направленности
Городские акции
Социальные проекты
День Здоровья
Встречи с ветеранам
Интеллектуальные конкурсы
Посещение музеев, театра, экскурсии.

Дети начальной школы чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных и городских мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.
Как и любая воспитательная программа, реализуемая мной программа воспитательной работы, планирует 3 уровня результатов освоения программы:
Первый уровень результатов (1класс) — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3класс) — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (3-4 класс) — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
1. ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
2. элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
3. первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
4. опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
5. начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
1. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
2. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
3. уважительное отношение к традиционным религиям;
4. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
5. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
6. уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
7. знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Для выявления уровня сформированности у младших школьников гражданско – патриотических качеств я ежегодно провожу мониторинг осознания учащимися следующих понятий: патриотизм, совесть, порядочность, мужество, доброта, толерантность, милосердие, честность ответственность, бескорыстие…
      Основные результаты воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых   процедур, в которых ведущими методами являются:
1. Анонимные анкеты, позволяющие  анализировать ценностную сферу личности;
2.  Экспертные суждения (родителей, партнёров школы);
3. Различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста;
4. Самооценочные суждения детей.
 В заключении можно сделать вывод, что изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
- конкретизировать цели и задачи воспитательной работы с учетом диагностики воспитанности;
Задача проведения диагностики воспитанности заключается в том, чтобы выделить группы детей с разным уровнем воспитанности и помочь им подняться на ступеньку выше, обеспечивая дифференцированный подход в выборе методов воспитания.
Методики:
Диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
Диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);
Изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
Диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
Письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;
Диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
Диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной).
По результатам диагностики воспитанности школьников (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана) видны изменения по всем диагностируемым параметрам.

Анализируя уровень развития нравственной сферы обучающихся в классе за истекший учебный период (1-4 классы), можно отметить, что обучающиеся стали серьезнее относиться к учебе и к труду, сформировалась положительная познавательная и учебная мотивация; повысился уровень работоспособности, активности, самостоятельности школьников; увеличилась степень вовлеченности ребят в интеллектуальную деятельность с учетом их интересов (большее количество детей моего класса стали проявлять желание участвовать в общегородских мероприятиях), особое желание ребята проявляют в организации мероприятий для ветеранов, воспитанников детских садов. Взаимоотношения в коллективе стали ровнее и дружелюбнее, нет изолированных детей и микрогрупп отрицательного характера, все дети стремятся к сотрудничеству друг с другом. Ребята стали активнее рассказывать про свою семью. Благодаря правильно организованному самоуправлению ребята стремлением ответственнее выполнять общественные поручения, помогать ближнему. Этические нормы, этикет, нормы социального поведения, необходимые для успешной социализации личности, усвоены и применяются обучающимися класса в жизни.
Есть ли у тебя друзья?

Принимаешь ли ты участие в классных и школьных мероприятиях?

Какие качества человека ты считаешь важными?

Нравится ли тебе ходить поздравлять и помогать ветеранам?




Считаешь ли ты важным подкармливать птиц зимой?

Главенствующее место в программе работы с классным коллективом отведено взаимодействию с родителями. Ни секрет, семья в воспитании каждого человека имеет первостепенное значение. Я считаю, что дети – это наше отражение, скорректированное воспитанием. Для меня не является большим открытием, что всё начинается с семьи. Я считаю, что главные общечеловеческие и моральные принципы поведения человека закладываются в человеке с самого раннего детства, а значит в семье. Хотя, многие родители говорят, воспитывать должны в детском саду воспитатели и в школе – учителя, а их воспитание – только помеха, так как они не педагоги, и правильно это сделать не могут. Я, как педагог, имеющий за плечами достаточный педагогический опыт, работу с новым классным коллективом начинаю с совместной деятельности с родителями обучающихся. Очень часто приходится преодолевать большие трудности, чтобы убедить родителей в правильности тех или иных суждений, касающихся их собственных детей. Учить их методам воспитания , которые очень просты. По- моему мнению, основным является личный пример. Общаясь с родителями, я использую различные формы от тематических родительских собраний до совместных родительских собраний с детьми и презентаций опыта семейного воспитания. Что служит сплочением общего коллектива, дети видя интерес родителей, стремятся делать всё лучше, тем самым укрепляют личностные качества.
Приложение №1. Родительское собрание «Вся семья вместе, так и душа на месте»
В ходе реализации программы я постоянно сотрудничаю с различными организация города.
Партнеры по формированию личности обучающихсяМУ ДЮ ВСШ «Отчизна»
Гостиница «Доверие»

Музеи города
Детские сады города

МБУК «Библиотечная сеть»
Музыкальная школа

Культурно-просветительский центр «Единение»

Правильно ли проводилась работа, дала ли она свои положительные результаты в воспитании личности обучающихся? Какими людьми вырастут воспитанники, смогут ли откликнуться на чужую беду, решить достойно возникшую проблему, быть хорошими мужьями и жёнами, любящими родителями, гражданами способными встать на защиту Родины, а не предать её. Можно будет судить через годы.
А сейчас результат работы можно увидеть только в достижениях обучающихся. Обучающиеся являются постоянными участниками благотворительных акций, ярмарок . Приложение 2 (Благодарности, Благодарственные письма, отзывы)
Динамика достижений обучающихся
уровень 2012-2013гг 2013-2014гг 2014-2015гг 2015-2016гг
территориальный - 2 4
окружной 3
областной 1 1
межрегиональный 1 всероссийский - 2
Приложение 3 (Грамоты, дипломы)
Из приведённой таблицы видна положительная динамика количества победителей и призёров разного уровня
Я, как педагог, распространяю накопленный опыт, выступаю на конференциях, семинарах, принимаю активное участие в конкурсах разного уровня.
Учебный период Название мероприятия Результат
2012-2013 уч.г. Территориальный этап областного конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России» Диплом за I место
Областной этап Всероссийского конкурса методических пособий по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России» Диплом за III место
VI Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по патриотическому воспитанию. Номинация: «Патриотическое воспитание в начальной школе» Диплом за III место
2013 – 2014 уч. г. Публикация материала «Программа воспитательной работы «Гражданско-патриотическое воспитание через духовно –нравственное развитие личности» Сертификат №0109/2014
Территориальный конкурс методических разработок «Педагогический калейдоскоп» в номинации «Родительское собрание» Диплом Призёра
2014-2015 уч.г. Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Самарской области Диплом Лауреата
Выступление на августовской территориальной конференции педагогов Сертификат
2015-2016 уч.г. Всероссийский творческий конкурс «Возродим Русь Святую!» в рамках XI Рождественского фестиваля, номинация «Программа» Диплом за 3 место
Международная научно-методическая конференция «Инновации и традиции в современном образовании» Статья в сборнике
Издание программы воспитательной работы для обучающихся начальной школы Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности» Брошюра, «Издательства АСГАРД» .
Тираж 100.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать об успешности использования программы, о чём свидетельствуют результаты диагностических исследований роста личности школьников – положительная динамика отношений к нравственным ценностям, рост качества участия обучающихся в мероприятиях патриотической направленности, положительная оценка деятельности.
Воспитательная работа структурирована, имеет место тенденция преемственности, что является показателем системы, а значит эффективности деятельности.
Свою работу я хотела бы закончить словами Льва Толстого: «Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».