Конспект открытого занятия. Знакомство с русским народным танцем


Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»
(Знакомство с русским народным танцем).
Цель: Развитие интереса к предмету «народный танец» через знакомство с движениями русского народного танца.
Задачи:
Обучающие:
- формирование специальных компетенций: чувство ритма, музыкальность, артистичность, умение ориентироваться в пространстве, при выполнении простейших движений и фигур русского народного танца.
Развивающие:
- формирование общих компетенций: развивать навыки межличностного общения в танце (взаимодействие с партнером), навыки бесконфликтного взаимодействия,
- развивать воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения образа выразительными жестами;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к танцевальной деятельности;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине.
Тип занятия: вводное занятие.
Оборудование: танцевальная форма и атрибуты для учащихся, музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран.
Ход занятия.
1 этап: вводная часть занятия:
Звучит музыка № 1. (Зазывание на ярмарку)
Дети друг за другом входят в зал, становятся в полукруг.
Педагог в образе скомороха (костюм: колпак скомороха, рубаха, пояс, брюки).
Педагог: Эй, господа, пожалуйте сюда!
Здравствуйте, жители провинциальные,
Ближние и дальние.
Подходите, подходите,
Свои уши навострите, да глаза свои протрите!
(Педагог исполняет небольшую танцевальную композицию)
Звучит музыка № 2
Возьмитесь за руки, друзья, и дружно со мной в круг!
Дети с учителем идут по кругу, притопывая, затем двигаются с подскоками, танцевальным бегом. Учитель выстраивает детей в полукруг.
Педагог: Я очень рад видеть вас! Вижу, что у вас хорошее настроение, надеюсь, оно останется таким же на протяжении всего занятия.
Педагог: Я - скоморох и лицедей,
Пляшу, как могу, пою, как умею.
Я - скоморошьего происхождения,
Очень древнего года рождения!
Но, прежде всего, как водится,
Давайте с вами знакомиться!
Меня зовут Ермошка!
И вы мне о себе расскажите немножко.
Пусть каждый по очереди назовет свое имя.
Но не просто так, а с настроением, с веселым движением.
Можно ногой притопнуть, рукой прихлопнуть,
На одной ножке попрыгать, руками и ногами подрыгать.
Покажите, назовите, себя как вам хочется –
Проявите своё творчество!
(Дети называют свои имена с движениями).
Сейчас мы с вами друг друга поприветствуем. Встаньте по парам. Игра «Приветствие» (Согласно тексту)
Здравствуй, правая рука
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, правый мой носок,
Здравствуй, левый мой носок!
Здравствуй, правый каблучок,
Здравствуй, левый каблучок!Здравствуй, здравствуй, мой дружок!
2 этап: основная часть:
Повторение:
Педагог: Ну, вот и познакомились!
А еще я вас хочу познакомить со своими подружками. У меня, у Тимошки есть подружки матрешки. Они вместе, дружно живут в одном коллективе, хореографическом ансамбле «Улыбки детства». Посмотрите, пожалуйста, на экран (видео т.«Русские матрёшки» в исполнении младшей группы ансамбля «Улыбки детства»)
Вот такие они дружные и веселые!
2) Сообщение темы и цели занятия
Ребята, а что сейчас делали матрешки? (ответ детей)
Верно, и мы – скоморохи очень танцевать любим!
(Слайд Скоморохи)
А вы, знаете, в какой стране живут скоморохи?
Где такие веселые танцы, где такая веселая музыка? (ответ детей)
Значит, какой мы сегодня с вами танец будем танцевать? (ответ детей).
Педагог: Любили на Руси каблучками постучать, дробушки побить (слайд хороводы) А танцы на Руси бывают разные: медленные, плавные, степенные хороводы, (слайд пляски) и быстрые, зажигательные, виртуозные пляски. И мы с вами танцевать будем, а танцевать будем на веселой ярмарке! А что такое Ярмарка? (слайд Ярмарка)
(Ответы детей)
- А вы, что для ярмарки приготовили, какой товар? Чтоб мастерство свое показать, надо нам с вами полотенце соткать. Я вам в этом помогу.
3) Русская народная игра «Ткачиха»
Для этого мы поиграем в игру «Ткачиха».
Педагог объясняет правила игры: (слайд ткацкий станок)
- Посмотрите на экран. Вы будете половинками ткацкого станка, между которыми натянуто много-много ниточек, а поперек этих ниточек ходит челночок и протягивает поперечную ниточку, получается полотно.
Девочки встают в одну шеренгу, мальчики в другую – вы две части ткацкого станка. Вы двигаетесь навстречу друг другу и обратно, взявшись под руки.
 Выберем двух «челночков», которые двигаются «танцевальным бегом». Когда шеренги двигаются навстречу друг другу, «челночки» стоят, шеренги двигаются в исходное положение – «челночки» меняются местами.
Педагог: В этой игре еще и слова приговариваются.
«Я веселая ткачиха хорошо умею ткать.
Чок-чок-чок-чок, хорошо умею ткать».
Давайте поиграем со словами и с музыкой.
(Музыка 3 «Веселая ткачиха»)
Педагог: Ох, и славно поиграли, полотенце мы соткали!
(Педагог показывает белое полотно)
Чтобы полотенце было красивое, праздничное как его украсить можно? (ответы детей)
Да, его вышить нужно, чтоб на нем узоры появились. А чем же вышивают? (ответы детей)
Вышивали рукодельницы крестиком да гладью (слайд вышивки)
Вышивка – работа кропотливая, стежок к стежку кладется аккуратно. И мы с вами узоры шить будем, только не руками, не ушами, не носами, а ногами!
Первый узор запоминай, вместе со мной повторяй! (Разучивание и исполняется движение «ковырялочка»).
Второй узор со мной повторяй и запоминай!
(Разучивание и исполняется движение «змейка»).
Третий узор – узелок состоит только из движений ног! Ногой по полу ударяй, за мной скорее повторяй! (дробные выстукивания).
Теперь поделимся на пары – мальчик и девочка. В парном танце: мальчики – партнеры, а девочки – партнерши.
У моих матрешек есть друзья в ансамбле «Улыбки детства». Посмотрите, как они танцуют в парах! (видео т. «Гармонист Тимошка»)
Теперь мы будем исполнять движение в парах, давайте встанем в пары (вращение, двигаясь дробными выстукиваниями, взяв партнера под руку).
Запомните, пожалуйста, своих партнеров.
Вот товар у нас готов – нарядное полотенце получилось (педагог показывает вышитое полотно)
(слайд Ярмарка)
4) Разучивание танцевальной композиции.
- Пора на ярмарку отправляться, собираться, товар показать, веселую пляску сплясать. Пусть мальчики коней запрягут, а девочки наряды оденут.
(Педагог раздает атрибуты, девочкам платочки и ленты на голову, мальчикам макеты лошадок)
Мальчики выстраиваются друг за другом справа, «скачут» на лошадях по кругу, выстраиваются в полукруг. Кладут лошадей на пол позади себя. Исполняют притопы, руки на поясе.
Девочки, с противоположной стороны, танцевальным бегом двигаются по кругу, к своим партнерам.
Парами, под правую руку, исполняют поворот, затем меняют руку.
Движение «ковырялочка»
Присядка в исполнении мальчиков.
Девочки танцевальным бегом обходят партнеров.
Мальчики берут лошадей, девочки рядом с партнерами.
Мальчики двигаются подскоками, девочки рядом с партнерами двигаются подскоками.
Учитель: Я предлагаю, вам исполним наш танец под музыку! (музыка 4)
3 этап: заключительная часть:
Оценка деятельности обучающихся, самооценка обучающихся.
Педагог: Славно с вами поплясали!
На ярмарке побывали.
Нам бы передохнуть, отдышаться надо, присесть с дороги, поговорить по душам! (снимает колпак). Веселым скоморохом сегодня была я – Анна Алексеевна. У нас сегодня прошел необычный урок народного танца.
- Вам понравилось?
- Что вам особенно запомнилось на уроке?
- Какое у вас сейчас настроение?
2) Поклон.
Пришла пора проститься, а как мы это должны сделать? (ответы детей)
Конечно, поклониться!
Счет (1) Открываем руку перед собой и отводим ее в сторону - прощаемся со всеми присутствующими в зале;
Счет (2) прикладываем ладонь к сердцу - от всей души говорим спасибо;
Счет (3) поднимаем руку вверх - спасибо солнышку красному;
Счет (4) наклон корпуса вперед с опусканием руки - спасибо земле-матушке!
А с ярмарки всегда все уходят с подарками. И я вам гостинцы приготовила.
Я благодарю вас за ваши улыбки, прекрасный танец, надеюсь, в дальнейшем будете изучать народный танец.