Школа — территория здоровья

территория здоровья

Гуляевская О.Г., Кочулева Л.Р.

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №73», г. Оренбург

Одной из актуальных проблем современной системы школьного образования является здоровьесберегающее обучение и воспитание учащихся. Поэтому основной целью здоровьесбережения в общеобразовательной школе должна быть организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания. Спектр мероприятий по здоровьесбережению учащихся разнообразен и обусловлен множеством факторов: состоянием здоровья обучаемых, структурой их заболеваний; уровнем педагогической и валеологической компетентности учителей; квалификацией школьных врачей, психологов и других специалистов.
В МОБУ «СОШ №73» разработана программа «Школа - территория здоровья». Цель программы: создание условий направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни; решение проблем в триединстве: сохранение здоровья физического, психического и духовного.
Для решения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
улучшение медицинского обслуживания детей и работников;
пропаганда здорового образа жизни;
внедрение конкретных технологий, нацеленных на решение отдельных проблем здоровья (предупреждение переутомления, нарушение осанки, зрения);
комплексное использование технологий здоровьесбережения;
формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние своего здоровья.
Основные направления деятельности школы:
формирование и развитие здоровьесберегающей инфраструктуры школы;
рациональная организации учебной и внеучебной деятельности учащихся;
повышение эффективности и разнообразия физкультурно - оздоровительной работы в школе;
внедрение в систему работы школы программ, курсов, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
организация просветительской работы с родителями;
совместная деятельность по здоровьесбережению всех членов школьного сообщества и микросоциума.
Миссия школы: включение всех субъектов образовательного процесса, общественности в работу по формированию мировоззрения, основанного на осознании ценности здоровья, своего собственного, окружающих.
Стратегия работы школы – решение задачи обеспечения выпускника школы высоким уровнем реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья.
В школе осуществляется мониторинг состояния здоровья детей и педагогов: ежегодный медицинский осмотр учащихся врачами – специалистами, ежегодный медицинский осмотр педагогов, создание портфолио спортивных достижений учащихся.
Для сохранения и укрепления здоровья и психологической поддержки учащихся проводятся следующие мероприятия:
внедрение здоровьесберегающих программ, технологий обучения и воспитания;
организация психолого-педагогической поддержки учащихся;
проведение школьных спартакиад, соревнований, турниров;
пропаганда здорового образа жизни.
Заниматься оздоровлением школьников невозможно без укрепления материально-технической базы. В школе просторные, оборудованные кабинеты, два компьютерных класса, спортивный зал с инвентарем и необходимым оборудованием, спортивные площадки – волейбольная, баскетбольная, футбольное поле, спортивный корт, участок для активных игр и прогулок, настольный теннис, столовая, медицинский кабинет, бассейн, актовый зал.  На базе школы открыт стоматологический кабинет, оснащенный современной стоматологической установкой, паровым стерилизатором, аппаратом для быстрой дезинфекции инструментов, облучателем – рециркулятором, ультразвуковой мойкой.
В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, часто изменяющимся условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности в образовательном взаимодействии уже малоэффективны.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. 
Анализ указанных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому преподавателю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья школьников. 
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от преподавателя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера образования. 
В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач, так как занимается профилактической работой. Именно в образовательном учреждении обучающиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма. В школе обучающиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни. Поэтому одной из важнейших задач современной школы является сохранение здоровья детей. Учитель должен постоянно об этом помнить, он должен так же заботиться о состоянии психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. [1]
Из материалов коллегии Минобрнауки следует, что причинами, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, являются плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов. В связи с указанным, педагогам необходимо применять здоровьесберегающие технологии и методики на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости сохранить свое здоровье. [2]
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за время обучения, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 
Принципы здоровьесберегающих технологий:
приоритет здорового образа жизни;
соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям школьников;
медико – психологическая компетентность учителя;
гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
приоритет активных методов обучения;
приоритет позитивных воздействий над негативными;
обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у школьников бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.  Здоровьесберегающие технологии в обучении – это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия. [3]
Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. При этом с одной стороны решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Для учащихся старших классов открыты профильные классы, один из которых химико-биологический. Старшеклассники, будущие медики, проводят беседы, читают лекции в начальных классах и среднем звене о здоровом образе жизни. Дети к ним прислушиваются с неподдельным интересом, задают много вопросов. Ежегодно в школе проходит акция «Здоровье нации в наших руках», в которой принимают участие ученики 1 – 11-х классов. Школьники готовят сообщения, презентации, стенгазеты, в которых они рассказывают о вреде курения, алкоголя, наркотиков, курительных смесей, насвая.
Наша школа сотрудничает с ОрГМУ, ученики ежегодно участвуют в конференции «Мы молодые исследователи медико-биологических проблем», где занимают призовые места в номинации «Здоровый образ жизни». Студенты и специалисты ОрГМУ на базе школы проводят различные мероприятия, направленные на мотивацию здорового образа жизни.
Путь к внедрению  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в образовательный процесс в нашей школе лежит через:
создание условий для благоприятного роста и развития учащихся в школе, укрепление материально-технической базы;
уменьшение недельной нагрузки;
введение пятидневной рабочей недели в начальных классах;
оптимизацию физического воспитания, работу бассейна;
проведение дней здоровья;
создание комфортной атмосферы во взаимоотношениях с педагогами и обучающимися в учебно-воспитательном процессе;
организацию учебных занятий, перемен, внеклассных мероприятий, использующих здоровьесберегающие упражнения;
повышение качества организации факультативных занятий, кружков, секций здоровьесберегающей направленности;
качественную организацию системы медицинского обслуживания, комплексного оздоровления детей;
улучшение качества питания.
Всё это способствует снижению перегрузки и предотвращает переутомление учащихся, предоставляет возможность для занятий спортом, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности, обязательные физкультминутки, эмоциональные разрядки, обязательный благоприятный эмоциональный фон) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение здоровья, исключение переутомления учащихся и педагога.

Список литературы
http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/05/13/shkola-territoriya-zdorovya
http://nsportal.ru/npo-spo/zdravookhranenie/library/zdoroves
http://lib.convdocs.org/docs/index-251360.htm









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515