Творческий проект ученицы 8-В класса МОУ Школа-гимназия № 6 г. Джанкоя Столинец А. Образ дороги в литературе и живописи. Руководитель: Жадан О.С.


Образ дороги в литературе и живописи Подготовила ученица 8-В класса МОУ «Школа-гимназия № 6» г. Джанкоя Столинец Александра Дороги, дороги, лесами, поселками,Вдоль них тополя и поля.Широкими трассами и узкими тропкамиОпутана всюду земля. Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков. Зимняя дорогаА.С. ПушкинСквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. ***Не манит сейчас дорога…Мне милей родимый дом…Чтоб березка-недотрога,шелестела под окном. Попытка найти свой путь, дойти до "земли обетованной" - такая дорога стала любимой в русском искусстве. Впервые тема ее, в виде духовно-смысловой системы, «дороги к храму», возникает в русской живописи в середине ХIХ века. "Крестный ход" Л.И.Соломаткин (1881) "Крестный ход" И.Е.Репин (1877). И, конечно же, русская дорога очень часто оказывается дорогой зимней: "Зима" А.К.Саврасова (1880) Преодолевая жанровые различия, мотив дороги соединяет судьбы картины и пейзажа. Практически одновременно создавались главные "дорожные" композиции В.Г.Перова и пейзажи М.К.Клодта С этими "дорожными" холстами в русскую живопись вошла та странная, по выражению М.ЮЛермонтова, любовь к России, которая выражалась в привязанности к бедным селеньям и скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу (Ф.В.Васильев «Оттепель» 1871 г.) На холстах появлялись дороги из ниоткуда в никуда, которые не начинались нигде и никогда не заканчивались, изнемогая в туманах (В.И.Куинджи "Осенняя распутица» 1872 г.) Терялись в заснеженных просторах (И.М.Прянишников "Порожняки» 1872 г.) По такой дороге не шли - странствовали - и странствовали вечно. В поисках пути: к храму или к смерти (И.Е.Репин. "Под конвоем. По грязной дороге". 1876). И, только пережив это вечное странствование, ощутив бездорожье и распутицу как неизъяснимую красоту, можно было выйти на другую дорогу – "широкую, ясную". Дорога, как мечта о счастье, гармонии, покое и воле в картинах "Рожь" И.И.Шишкина 1875 г. И "Радуга" А.К.Саврасова 1875 г. В искусстве последних десятилетий холстов, в которых дорога предстает как предмет пластического постижения, практически нет. Зато есть желание найти "тропинку к самому себе". (И. В.Николаев "Выхожу один я на дорогу". 1986 г.) Человек всегда оставляет след, память о том, что он здесь был - это и есть дорога, данная нам судьбой.