Методическая разработка Использование приёмов технологии РКМЧП на уроках английского языка

Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ СПО Сергиевский губернский техникум




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Использование приёмов технологии РКМЧП на уроках английского языка



Преподаватель: Петрова Л.П.


РАССМОТРЕНА
на заседании ПЦК Протокол № ______ от «____» ___________ 2012 г. Председатель ПЦК
_____________




с. Сергиевск, 2012 г.

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка «Использование приёмов технологии РКМЧП на уроках английского языка» представляет собой подробное описание одного из уроков дисциплины «Иностранный язык» с применением методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок разработан для студентов IV-ого курса, обучающихся специальности «Кинология». Поэтому вся деятельность студентов на уроке направлена на специализированную для будущих кинологов тематику. «Мозговой штурм» на фазе вызова настраивает студентов на работу в определённом направлении, вызывает интерес и создаёт предпосылки для успешной работы. Работа с таблицей ЗХУ в ходе фазы осмысления содержания мотивирует студентов на поиск путей решения поставленной проблемы (студенты задают вопросы, на которые не знают точных ответов). Метод активного чтения INSERT позволяет найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно в тексте, который называется «Английские и французские бульдоги». В ходе фазы рефлексии студенты практикуются в составлении так называемого «синквейна», который позволяет классифицировать и систематизировать полученные на уроке знания.












Оглавление

Введение 3
Актуальность темы ..3
Цели методической разработки .3
Кому адресована ..4
Основная часть .5
Методика подготовки урока .5
План урока ...6
Методика ведения урока 11
Заключение ..14
4. Приложение ..15
4.1. Текст English and French Bulldogs .15
4.2. Таблица INSERT ..15
4.3. Таблица ЗХУ ..16
4.4. Правила составления синквейна ..16
5. Литература ..17









3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в системе обучения, развития и воспитания школьников и студентов. В современных образовательных учреждениях реальное значение имеет не только объем знаний и сведений, но и всестороннее развитие личности, способной самостоятельно и быстро ориентироваться в информационном пространстве, выделять главное для себя, творчески подходить к решению проблем, мыслить самостоятельно, находить оригинальные идеи. Поэтому в качестве приоритетной проблемы образования выдвигается проблема применения инновационных технологий в обучении с целью формирования и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов.
Одной из современных инновационных технологий на данном временном этапе считается Технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо (РКМЧП) со своими методами и приёмами направленными на развитие у обучающихся мыслительных умений: умения критически относиться к информации, находить и структурировать идеи, самостоятельно принимать решения и делать выводы, что, в свою очередь, способствует повышению интереса к собственным рассуждениям и высказываниям, а также стимулирует реальное общение на любом уроке, в том числе на уроке английского языка.
Цели методической разработки.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Все виды деятельности основываются на каком – либо информационно - насыщенном тексте . То есть, тексту на уроках отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют и даже сочиняют. Таким видам деятельности с текстом способствуют следующие приёмы технологии РКМЧП: «Мозговой штурм», «Инсерт», «Синквейн», «Кластер», таблица «5W», «Фишбоун», таблица ЗХУ, «Концептуальное колесо» и т.д. Перечисленные приёмы и методы при желании преподавателей могут удачно вписаться в ход
4
уроков по любым дисциплинам, в том числе по дисциплине «Иностранный язык». Таким образом, цель написания данной методической разработки состоит в том, чтобы показать как можно разнообразить работу с английским текстом при помощи некоторых креативных методов и приёмов технологии РКМЧП, прибегая не только к обычному чтению и переводу. Работая парами или в группе из нескольких человек над какой- либо тематической проблемой, студенты активно включаются в учебную работу, предлагая и продвигая свои версии и варианты по данной тематике.
Кому адресована.
Методическая разработка «Использование приёмов технологии РКМЧП на уроках английского языка» может быть рекомендована в качестве основы в первую очередь преподавателям гуманитарных дисциплин, а также преподавателям других направлений для этапов работы с теоретической информацией (основной и дополнительной).














5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Методика подготовки урока.
Подготовка к проведению урока по технологии РКМЧП в основном состоит в подборе текстового материала, который бы смог заинтересовать студентов и дал бы им возможность включиться в активную мыслительную деятельность по предложению своих собственных версий на так называемом этапе вызова. Для достижения данной цели преподаватель иностранного языка всегда может обратиться к специализированным справочникам, найти любопытную информацию пусть даже на русском языке, составить адаптированный текст по – английски и предложить его вниманию студентов на уроке. Даже студенты специальности «Кинология» не всё знают про бульдогов и поэтому им будет наверняка интересно узнать как связать друг с другом такие лексические словосочетания как, например: «кесарево сечение», «кондиционеры», «французские заводчики», «дорогостоящий» и «искусственное оплодотворение» в рамках темы «Английские и французские бульдоги».
Кроме составленного преподавателем текста (см. Приложение 1), к уроку должны быть подготовлены слайды с заголовками таблиц « INSERT» (см. Приложение 2) и «ЗХУ» (см. Приложение 3), а также слайд с правилами составления Синквейна (см. Приложение 4).
Что касается начала урока, где проводится традиционная для студентов «Кинологическая разминка», то для неё есть готовая презентация пород собак.








6
План урока.
Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ СПО Сергиевский губернский техникум

Технологическая карта урока №17

Преподаватель: Петрова Лариса Петровна
Дисциплина: Иностранный язык (английский)
Специальность: Кинология
Группа: № 42
Вид занятия – урок
Тип урока: комбинированный урок
Тема урока: English and French Bulldogs (английские и французские бульдоги)
Длительность: 90 минут

Дидактические задачи (цель учебного занятия): ввести лексические единицы по теме урока; тренировать введённую лексику в письменных и устных упражнениях; читать текст «English and French Bulldogs» с извлечением необходимой информации; тренировать навыки построения английских вопросительных предложений в устной и письменной формах.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление и языковую догадку; формировать умение участвовать в беседе; развивать навыки приведения в систему новой информации на иностранном языке.


Воспитательные задачи: воспитывать ответственное отношение к животным (собакам разнообразных пород); развивать любознательность и творческую активность студентов.
7
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация слайдов пород собак, слайд с заголовками таблицы ЗХУ, слайд с заголовками таблицы INSERT, распечатки тематического текста, слайд с правилами составления СИНКВЕЙНа.
Междисциплинарные связи: с русским языком, историей, кинологией, акушерством.
Ход урока

Ход
учебного занятия
Содержание учебного
материала
Методы
обучения
Средства обучения
Ориентировочная дозировка времени
(мин.)

1. Организация урока.
Взаимное приветствие, рапорт дежурного об отсутствующих, запись даты на доске и в тетрадях.

беседа, письменный метод
журнал группы, тетради студентов
5

2. «Кинологическая разминка».
Студентам предлагается посмотреть на экран, где демонстрируется презентация из слайдов изученных ранее пород собак. Студенты называют название породы на английском языке.
иллюстрация, беседа
экран, ноутбук с презентацией
3

3. Актуализация усвоенных ранее знаний.
Студентам предлагается вспомнить усвоенный ранее материал по той или иной породе при помощи наводящих вопросов преподавателя:
What is the size of Dalmations?
What is the average weight of these dogs?
Do they like to play?

фронтальный опрос, индивидуальный опрос
экран с определенным слайдом или иллюстрация породы
10





8



What is the speed of their running?
Are grown – up Dalmations spotted?
What is the color of their puppies?
После фронтального повторения подразумевается индивидуальный опрос студента по той или иной теме.






4. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

Студентам сообщается тема “English and French Bulldogs” и предлагается разделиться на 3-4 группы по 3-4 человека (Состав групп или команд определяется преподавателем).


рассказ


5

5. Фаза вызова.
а) Запись английских ключевых слов и словосочетаний:
expensive – дорогой, дорогостоящий;
to cross – скрещивать;
artificial insemination – искусственное оплодотворение;
French dog breeders – французские заводчики;
conditioners - кондиционеры;
Caesarian operation – кесарево сечение (операция).

письменный метод
работа над произношением

тетради студентов

7




б) Затем студентам предлагается индивидуально составить небольшой рассказ о породе с использованием ключевых фраз.


письменный метод
«Мозговой штурм»


тетради студентов


10






9



в) После обмена творческими сочинениями преподаватель предлагает студентам обобщить достоверную информацию в I-ом столбце таблицы ЗХУ, а возникшие вопросы сформулировать во II столбце таблицы ЗХУ.

письменный метод, заполнение таблицы

тетради студентов, экран с таблицей ЗХУ

10




6. Фаза осмысления содержания.
а) Для того, чтобы ответить на возникшие в ходе «Мозгового штурма» вопросы преподаватель раздает распечатанные тексты “English and French Bulldogs”.
Студентам предлагается внимательно прочитать предложенный текст и осмыслить его, делая в тексте пометки:
V (я это знал),
+ (это для меня абсолютно новое),
- (это противоречит тому, что я знал),
? (я хочу это знать).

б) После так называемого активного или осмысленного чтения со студентами можно фронтально побеседовать о том, что они знали изначально, а что для них явилось новой информацией или что противоречит их знаниям.
в) После устной беседы опять переходим к письменному методу-заполнению III столбца таблицы ЗХУ индивидуально.
г) Выдержав время на индивидуальное письменное заполнение III столбца таблицы, студентам предлагается озвучить ответы.
метод
активного
чтения
“INSERT”














фронтальная беседа






письменный метод,
заполнение таблицы

фронтальная беседа



распечатки текста, таблица INSERT на экране













таблица на экране






таблица ЗХУ в тетрадях


тетради с заполненной таблицей
10

















5








5




5





10

7. Фаза рефлексии.
а) На этапе рефлексии студентам предлагается провести аналитическое чтение собранной в трех колонках таблицы информации и исключить некорректную, недостоверную информацию из таблицы.
б) Последним творческим заданием на этапе закрепления полученных знаний можно предложить студентам составить «синквейн».
аналитическое чтение, исключение недостоверной информации

игровой
метод-составление «синквейна»
таблица ЗХУ на экране и в тетрадях




экран с правилами составления «синквейна»

5








5

8. Подведение итогов урока.
Комментирование преподавателем выставленных оценок на уроке.

рассказ
журнал
3

9. Задание на дом.
В качестве домашнего задания студентам предлагается подготовить текст “English and French Bulldogs” к пересказу.
рассказ
тетради студентов
2












11
Методика ведения урока.
Как и любая другая дисциплина, «Иностранный язык» начинается с этапа организации урока, в ходе которого проходят: взаимное приветствие и перекличка на английском языке, отметка отсутствующих на уроке студентов, а также рапорт дежурного и запись даты на доске и в тетрадях студентов.
На следующем этапе урока у кинологов привычную для всех фонетическую зарядку заменяю на так называемую « Кинологическую разминку». На экран по очереди выводятся слайды презентации с различными породами собак и хором проговариваются названия пород на английском языке. Метод иллюстрации картинок с экрана при помощи проектора способствует устойчивому запоминанию произношения пород по-английски и развитию междисциплинарных связей с такой учебной дисциплиной как «Кинология».
На любом комбинированном уроке присутствует этап актуализации усвоенных ранее знаний. Ввиду того, что дисциплина «Иностранный язык» является для студентов-кинологов экзаменационным предметом, а урок №17 относится к заключительным урокам (всего на IV курсе – 36 часов), преподаватель вправе задавать вопросы по любой изученной ранее теме. В качестве примера приводятся вопросы по теме «Далматины». Однако, если позволяет время студентам можно предложить выбрать карточку – аналог экзаменационного билета и ответить без подготовки то, что было изучено ранее. Индивидуальный опрос экзаменационных тем на каждом занятии мотивирует студентов на выполнение домашних заданий и как следствие влияет на качество подготовки к итоговым экзаменам.
Все последующие этапы занятия непосредственно связаны с технологией развития критического мышления через чтение и письмо (технологией РКМЧП). Методом рассказа преподаватель знакомит студентов с темой учебного занятия, делит студентов на маленькие группы по 3 или 4 человека и сообщает им задачи для I-ой фазы.
На этапе «фаза вызова» нельзя обойтись без английских слов и словосочетаний, которые являются ключевыми для темы урока. Но единственным отличием от уроков по другим дисциплинам будет то, что на уроке английского языка просто необходимо сначала отработать произношение некоторых сугубо специализированных терминов: «artificial insemination»,
12
«caesarian operation» и т.д. И только после этого можно предлагать задание для «Мозгового штурма», иначе студенты будут озвучивать свои придуманные эссе или мини-сочинения на ломанном английском языке. Обменявшись идеями по поводу того как увязать в одном рассказе предложенные преподавателем словосочетания, студенты начинают заполнять I-ую колонку таблицы ЗХУ (знаю/ хочу знать/ узнал), в которой как показывает практика появляется только одно составленное студентами предложение о том, что английские бульдоги – очень дорогая порода.
Таким образом, к этапу «фаза осмысления содержания» у студентов накапливается больше вопросов, чем ответов на них. И они формулируют свои вопросы во II-ой колонке таблицы ЗХУ: «Почему английским бульдогам требуется операция по кесаревому сечению?», «С кем французские заводчики скрестили английских бульдогов, чтобы получить французских бульдогов?» или « Что французские и английские бульдоги делают с кондиционерами?»... Студенты хотят узнать достоверную информацию и они её (эту информацию) получают в тексте, распечатки которого раздаёт преподаватель. Студентам предлагается прочитать несложный для понимания текст по теме урока, осмыслить его содержание и сделать на полях распечатанных текстов следующие пометки: «v» - если студент это знал, «+» - если эта информация для студента новая, «-» - если эта информация противоречит тому, что знал или думал студент и «?» - если студент настолько заинтересовался, что был бы не против узнать об этом побольше. Описанный метод называется методом активного чтения INSERT. Кроме такой письменной маркировки текста значками необходимо проговорить все 4 пункта данной системы. Пусть хотя - бы один студент из каждой маленькой группы проговорит по-английски, что для него новая, незнакомая информация, а что он уже давно знал и т.д. Этого проговаривания требует специфика предмета. Данный этап заканчивается заполнением III-ей колонки таблицы, в которой студенты пишут ответы на свои вопросы из II-ой колонки. После чтения текста они наконец-то узнали, что щенки английских бульдогов рождаются при помощи кесарева сечения потому что у них большие и круглые головы, а заводчики когда-то скрестили английских бульдогов с французскими терьерами и получили в итоге породу «французский бульдог». На данном этапе студенты учатся соотносить новую информацию с собственными знаниями.

13
Что касается «фазы рефлексии», то здесь студенты обращаются к первоначальным записям и корректируют недостоверную информацию в своих придуманных мини-сочинениях и т.д. Кроме того, если позволяет время, можно предложить студентам поиграть в «белый стих», то есть составить так называемый «синквейн» (от французского слова «cinq» - в переводе на русский язык «пять». Студенты могут попрактиковаться в составлении 5-и строчек нерифмованного стишка по определённым правилам. Работая над составлением синквейна по теме урока, студенты учатся анализировать собственные процессы и чувства, творчески перерабатывать и интерпретировать изученную информацию и, самое главное, своими словами выражать новые мысли и идеи.
Фаза рефлексии плавно и логично перетекает в подведение итогов урока. Методом комментированного рассказа преподаватель сообщает о степени активности студентов, о грамотности письменных и устных высказываний, а также об отдельных наиболее заметных результатах работы (талантливый синквейн или мини-сочинение). Всем студентам выставляются отметки.
В заключительные 2 минуты урока преподаватель напоминает студентам о близящихся экзаменах и предлагает в качестве домашнего задания подготовить к пересказу изученный на уроке текст «English and French Bulldogs».












14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждому этапу или фазе технологии РКМЧП присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, преподаватель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости студентов, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП – научить студентов применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.















15
П Р И Л О Ж Е Н И Я
К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ УРОКА

Приложение 4.1. (к пункту 6 урока)

Text
English and French Bulldogs

English bulldogs are very expensive. There are some problems in their breeding. As a rule English bulldogs need artificial insemination. Puppies are born with a help of Caesarian operation because of large and round heads. One day French dog breeders tried to cross English bulldogs with French terriers. And by the end of the nineteenth centure they got a new breed. It was called a French bulldog. French bulldogs are not so massive as English bulldogs. But both of them like to walk in cool and cold weather. In not weather they prefer to stay at home with conditioners.

Приложение 4.2.

Таблица INSERT
(для маркировки текста и устного обсуждения)
V
+
-
?

I knew this fact before
This information is new for me
I thought differently
I don’t understand (have question)






16
Приложение 4.3.

Таблица ЗХУ (знаю/хочу знать/узнал)
I know
I want to know
I have read in the text

English bulldogs are very expensive.
Why do English bulldogs need artificial insemination?
Why do English bulldogs need Caesarian operation?


Whom did French dog breeders cross English bulldogs with?

What do English bulldogs do with conditioners?

-


Puppies are born with a help of Caesarian operation because of large and round heads.

French dog breeders tried to cross English bulldogs with French terriers.

In hot weather they prefer to stay at home with
conditioners.




Приложение 4.4.
Правила составления синквейна (пятистрочие – белый стих)

В 1-ой строке – тема (1 слово – существительное)
Во 2-ой строке – описание темы (в 2-х словах – прилагательных)
В 3-ей строке – описание действия (в 3-х словах – глаголами)
В 4-ой стоке – фраза – отношение к теме (4-мя словами)
В 5-ой строке – синоним темы (1 слово)
17
ЛИТЕРАТУРА


Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М.: Народное образование, 1998.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях» - М.: Мастерство, 2001.
Джульетта Мей. Все о самых популярных породах собак – СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2006.






















Рецензия
на методическую разработку преподавателя иностранного языка ГБОУ СПО Сергиевский губернский техникум Петровой Л.П.

Методическая разработка «Использование приёмов технологии РКМЧП на уроках английского языка» - это подробное и развёрнутое описание плана урока для студентов-кинологов по теме: «Английские и французские бульдоги». В ходе урока преподаватель активно пользуется такими методами и приёмами технологии развития критического мышления через чтение и письмо как: «Мозговой штурм», заполнение таблиц INSERT и ЗХУ, а также составление СИНКВЕЙНА. В разделе «Методика ведения урока» данной методической разработки даётся обоснование выбранных для урока методических приёмов. В разработанном преподавателем уроке прослеживаются 3 фазы: 1)- фаза вызова (введение в проблему), 2)- фаза осмысления (подходы к решению проблемы) и 3)- фаза рефлексии (рефлексия результата). Все фазы или этапы описанного урока взаимосвязаны и взаимозависимы. Выстраивание уроков по данной схеме и грамотный подбор текстового материала позволяют существенно повысить эффективность восприятия новой для студентов информации.



Методист ______________ /Ливенцова Г.П./
15