Внеклассное мероприятие Лес полон чудес


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II вида»
Воспитатель: Антропова Мария Михайловна.
Внеклассное мероприятие "Лес полон чудес"
Цели:
расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах
познакомить с правилами поведения в лесу
обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы.
воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю;
воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.
Ход занятия
1-й ведущий Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда - отгадайте:
Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зеленый дом -Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
1-й ведущий . Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает.
Ученик.
Шуми, шуми, зелёный лес!Знаком мне шум твой величавый,И твой покой, и блеск небесНад головой твоей кудрявой:И. Никитин.
1-й ведущий . Ребята, любите ли вы природу? Но мало только любить природу, надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожаленью, не всегда задумываются над этим.
2-й ведущий. Если мы говорим о природе, то прежде всего имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы не описывалась природа. Родина и природа - понятия неотделимые. Родина - это наш край, район, наше село утопающее в зелени лесов. (Наглядный материал, картина природы).
1-й ведущий. Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. Вы сегодня можете в этом убедиться. Наблюдайте, изучайте, запоминайте. На фоне фонограммы "Голоса леса" ученик читает стихотворение.
Ученик.
Я с детства понимать привыкТвое молчание немоеИ твой таинственный язык,Как что-то близкое, родное.И. Никитин
2-й ведущий. Ребята, какие деревья вы знаете? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? А кто мне объяснит, что такое лес?
Дети. Лес - это целый мир.
2-й ведущий. Молодцы, ребята. Все правильно вы объясняете. Но я хочу вас испытать, вам загадки загадать. А вы назовите деревья, которые растут в нашей местности.
(Сообщение о деревьях подготовленных учащихся.)
Загадки. (Наглядный материал, картинки деревьев)
Раскидистый, могучий,Поднялся к самой туче. (Дуб)
Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.
Гибкими ветвямиСклонилась над водой - Любуется собой! (Ива)
Ива - растет у воды, её можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне. У ивы очень длинные, тонкие ветви. Они склоняются до самой воды.
У меня длинней иголки, чем у ёлки.Очень прямо я расту в высоту.Если я не на опушке,Ветви только на макушке. (Сосна)
В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.
Какое дерево является символом России? (Береза)
Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.
Её всегда в лесу найдешь - Пойдешь гулять и встретишь.Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. (Ель)
Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.
Ель растет 150-200 лет.
Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь)
Тополь "чемпион" по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30%
С моего цветка берёт Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)
Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.
Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет
Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!
1-й ведущий. Спасибо, ребята, за интересную информацию о растениях леса. Вы замечательно справились с заданиями. Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес - величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека. Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?
Ученик.
Почему мы с лесом дружим,Для чего он людям нужен?Вот стоит обычный стол. Это лес!Или рама, двери, пол? Лес!А пенал красивый наш? Лес!Или этот карандаш? Лес!Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!Оглянись, все вокруг - Это наш зелёный друг!
2-й ведущий . Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые сделаны из дерева. ( Парты, стулья, стол, карандаши, дверь, пол класса.)
Ученик.
Лес наш добрый, лес могучий,Зелёный - друг наш лучший.Ты поможешь дом построить,Людям дать тепло зимою.Летом нам подаришь ягод -Всем сластёнам хватит на год.В зной пошлёшь, ты полю тучи,Лес зелёный - друг наш лучший
1-й ведущий. Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.
2-й ведущий. Ребята, посмотрите на нашу выставку. (Работа с выставкой) Древесина используется в промышленности: из нее получают бумагу, ткани, спирты, сахар, скипидар, многое другое.
1-й ведущий. Древесина используется для производства бумаги. Бумаги изготовляется в мире огромное количество. Если разослать ее всю, то этой бумагой можно обернуть весь земной шар. В нашей стране ежегодно на бумагу расходуется свыше 10 миллионов кубометров леса. Вот почему так важна наша работа по сбору макулатуры.
2-й ведущий. " Лес - богатство народа" - старая русская пословица.
Лес дарит нам здоровье. Лес - лучшее место отдыха. Это тот "завод", что выпускает кислород. Как хорошо, что на Земле есть растения! Леса украшают землю и очищают воздух.
1-й ведущий. А чем полезен человеку лес?
Ученик. Лес одевает, кормит человека.
2-й ведущий. А вы знаете, как велики лесные урожаи? Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов? Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.
Ученик.
Здравствуй, светлая лужайка.Чем богата, угощай-ка!Угощу на славу всех.Вот - брусника,Вот - орех,Вот - родник студеный, пей:Есть чем потчевать гостей!
Разгадайте кроссворд "Дары леса".
По горизонтали:
2.
Невысок и коренаст. Поглядеть решил на нас. Приподняв с утра под елками. Лист с прилипшими иголками. (Гриб)
4.
Растут на ветках группками, Покрытые скорлупками. (Орехи)
5.
Не балует дуб детей. Одевает без затей: Все в его семейке Носят тюбетейки. (Желуди)
6.
Каждой весною Лапы еловые Старые лампы Меняют на новые. (Шишки)
По вертикали:
1.
Чем больше колец, Тем старше жилец. (Дерево)
3. Ловит солнышко лучистое, Зрея на опушке. Покраснеет - и душистая Попадает в кружки (Земляника)

А вот еще одна загадка:
Богатырь стоит богат,Угощает всех ребят:Ваню - земляникой, Таню - костяникой,Машеньку - орешком,Петю - сыроежкой,Катеньку - малинкой, Васю - хворостинкой...Дети. Лес.
1-й ведущий.  Ребята, а для кого лес является домом?
Дети. Для зверей, птиц, растений, грибов.
2-й ведущий. Какие животные живут в наших лесах?
Дети. Лисы, лоси, зайцы, кабаны, ежи, барсуки.
2-й ведущий. Да, в лесах живут звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес - это и дом и пища. А вы знаете кто ухаживает за лесом?
В нашей стране много ученых-лесоводов, лесничих, агрономов, которые охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Лес - хранитель влаги.
1-й ведущий. А сейчас, ребята, перед вами выступит инспектор лесного хозяйства.
Лесник. Здравствуйте, ребята. Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают насекомых - вредителей леса, лечат или срубают заболевшие деревья, охраняют леса от пожаров. В разных районах нашей страны созданы заповедники для охраны редких видов растений. Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школьники: они охраняют лес от пожаров, собирают семена деревьев, ухаживают за сеянцами, помогают при лесопосадках. Народная мудрость говорит: "Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево"; "Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи".
Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родного края.
Ученик.
Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни.(А.Берестов)
1-й ведущий. Молодцы, ребятки! Вы, оказывается, и про деревья все-все знаете! А вот я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Липа, зверобой, береза, крапива.)
Ученик.
Лес, как сказочное царство,Там кругом, растут лекарства,В каждой травке, в каждой ветке -И микстура, и таблетки.Ну, а чем и как лечитьЯ могу вас научить.Все целебные растения.Знаю я без исключения.Нужно только не лениться,Нужно только научиться.Находить в лесу растения,Что пригодны для лечения!
(Показ лекарственных растений, заготовленных летом.)
Ученик.
Лес не только для забавыОн богатство всей страны.Все деревья в нем и травыНам на пользу взращены.Все растенья надо знатьИх беречь и охранять.Ведь из трав лесного царстваЛюди делают лекарства.
2-й ведущий. Лес дает человеку лекарственные травы и цветы.(Липовый цвет, корень жень-шень - 1кг - стоит автомобиля), грибы, ягоды, орехи, масло. Крапива полезна, из нее варят вкусные щи, делают лечебные кровоостанавливающие настои. Скажите, какая трава растет у дороги, у тропинки, которую прикладывают к ссадине? (Подорожник.)
1-й ведущий. Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.
Ученик.
В лесу, где так много ботаникиДрузья соберите с полянкиОкурки, дырявые чайникиПустые консервные банкиОсколки, огрызки, ошметки,Газетные листья с березки.
2-й ведущий. Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. (Дети читают стихи.)
Ученик.
Чтобы река и ручьи не мутнели,Рыбы резвились, и птицы бы пели,Зелень от солнца в жару бы спасала, Каждому правила знать не мешало.
1. Не разоряйте птичьего гнезда.
Дети запомнить должныИ понять:Гнезда у птичек Нельзя разорять!
2. Не режь кору деревьев!
Но так жестоко поступать!Нельзя деревья обижать.Пускай они в лесу растут -Добро и красоту несут:
3. Не разжигайте костер в лесу без взрослых.
Без взрослых с огнем развлекаться опасно -Закончиться может забава ужасно.В лесу очень сухо бывает порой,Костер обернется серьезной бедой!
4. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.
Вы в поход пришли, ребята:Отдохнуть, конечно, надо:Поиграть и порезвиться,И наесться, и напиться:Но вокруг остались банки, Целлофан, железки, склянки:Оставлять их здесь нельзя!Не поленимся, друзья:Мусор тут, в лесу, чужой,Заберем его с собой!
Ученик.
Что мы сажаем, сажая леса?Легкие крылья - лететь в небеса.Стол, за которым ты будешь писать,Ручку, линейку, пенал и тетрадь.Что мы сажаем, сажая леса?Чащу, где бродят барсук и лиса.Чащу, где белка скрывает бельчат,Чащу, где пестрые дятлы стучат.
1-й ведущий. Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача - предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое - что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.
2-й ведущий. В конце нашего занятия я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. (Работа в группах)
Знаешь ли ты деревья и кустарники нашего края? (Раздаются букеты, листья, цветы, за 3 минуты должны угадать названия растений.)
Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой - растения.
Веселые художники. С закрытыми глазами нарисовать хорошо знакомое животное.
Молодцы, ребята все справились с заданиями. (Побеждает та группа, которая набрала больше очков.)Рефлексия.
Учитель.
Вот и подошла к концу наша встреча.Ты, человек, любя природу,Хоть иногда ее жалей.В увеселительных походахНе растопчи ее полей.В вокзальной сутолоке векаТы оценить ее спеши:Она - твой давний добрый лекарь,Она - союзница души.Не жги ее напропалую,И не исчерпывай до дна,И помни истину простую:Нас много, а она - одна.(В. Шефнер)
В подарок учащимся - памятка "Как вести себя в лесу"