Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме Государственный бюджет


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. БУГУРУСЛАНА»
Конспект пробного урока по окружающему миру (история) на тему:
«Государственный бюджет»
УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 3 класс, часть 2
Студентки IV курса 1 группы (050709)
Сучиловой Натальи Сергеевны
Методист: Шаймарданова Фаина Александровна
Конспект урока по истории в 3 б классе.
Учитель:Кабанова С.П.
Методист: Шаймарданова Ф.А.
Тема: Государственный бюджет.
Цель: на основе имеющихся знаний учащихся о денежных единицах через анализ материала учебника и дополнительный материал, дать общее представление о государственном бюджете.
Задачи:
1)а – обеспечить усвоение учащимися понятий «бюджет», «доход», «расход», «налог»;
б – выявить и осмыслить сущность расходов и доходов государственного бюджета;
в – объяснить учащимся то, что доход должен превышать расход;
2) а - использовать систему познавательных заданий с целью развития сообразительности, внимания, памяти;
б – формирование навыков и умений работы с текстом учебника, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы;
3) Воспитывать трудолюбие, уважение к государству, в котором живешь; вызвать позитивное отношение к налогам.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, наглядность на доску(схема), кроссворд.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сейчас урок окружающего мира, проведу у вас его я, зовут меня Наталья Сергеевна.
II. Проверка домашнего задания.
- Какую тему вы изучили на предыдущем уроке? (Что такое деньги?)(слайд1)
- Какие способы обмена товаров и услуг существует? (бартер и купля-продажа)
- Дайте определение слову «деньги». (Деньги - это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги)
Какие денежные единицы вы знаете? (Россия – рубль, США – доллар, евро)(слайд 2)
Для чего нужны сбережения? (человек использует их тогда, когда необходимо)(слайд 3)
III.Актуализация раннее изученного материала.
Решим кроссворд.
На доске:

1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...
Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.
-Какое ключевое слово получилось? (бюджет)
Как вы думаете, какова тема нашего урока?(государственный бюджет, бюджет страны, бюджет семьи).
IV. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока «Государственный бюджет».(слайд 4)
- Ребята, давайте поиграем. Разделимся на 3 команды. 1 ряд будут «Врачи», 2 ряд «Учителя», 3 ряд «Летчики», а я ребята буду выполнять роль государства. У каждого из вас есть условные карточки, которые будут обозначать деньги. Независимо от профессии все люди ходят в магазин и покупают продукты. Пожалуйста, совершаем покупку, прошу представитель 1 команды, 2 команды, команды «Летчики».
- Ребята, у каждой команды была условная сумма денег, вы их потратили. Эта сумма денег для вас будет расход, а так как я получила эти деньги, для меня это будет доход.
Доход и расход вместе составляют бюджет. Бюджет можно еще сравнить с таким кошельком. Деньги, которые в него кладут, - это доходы. Деньги, которые тратят, - расходы.
- Итак, что такое бюджет? Откройте учебник на стр 71, и найдите определение. Кто нашел сигнал. Прочитаем. (Бюджет – это план доходов и расходов). Совершенно верно.(слайд5)
- Как вы думаете, у кого может быть бюджет? ( у семьи, у предприятий, у государства)
Вы правильно рассуждаете. И очень верно было сказано, что государство тоже имеет свой бюджет. И такой бюджет называется государственным.
- Зачем нужен бюджет государству? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр 72 первый абзац.( чтобы заранее рассчитать, какие доходы оно получит в следующем году, сколько и на что сможет потратить.)
Хорошо ребята.
-А откуда государство получает доходы? (из налога граждан, организаций).
(слайд6)Совершенно верно ребята. Большую часть доходов составляют налоги, ведь если у человека есть земельный участок, дом, свое предприятие, то он должен платить государству налоги. Например, ваши мамы и папы, получив зарплату, должны часть этого дохода заплатить государству.
Налоги платят все и раньше люди тоже платили налоги.(слайд7)
-Кто помнит, как раньше называли налоги? (Дань)
- В виде чего народ платил государству дань? ( Люди отдавали часть своего хозяйства, урожая, ценные шкуры животных, масло, молоко).
- Почему они платили такими товарами? (потому, что тогда еще не существовали деньги).
Но мы с вами сказали, что бюджет это план доходов и РАСХОДОВ.(слайд8)
- Так на что же государство расходует деньги?
Вернемся к нашей игре. Вот вы потратили все деньги и что же дальше? Вы же не могли купить продукты на всю жизнь. Откуда у людей берутся деньги? (получают зарплату, пенсию, пособия)
Правильно.
- А кто оплачивает труд рабочих? (государство). Правильно ребята. У государства очень много важных и необходимых расходов.
(слайд9)
-на образование
- на здравоохранение
- на содержание армии и полиции
- на науку и культуру
- на охрану природы
-на выплату пенсий и пособий.
Например, расходы на образование. Вы сейчас ребята учитесь в школе бесплатно. Но ведь учителя бесплатно работать не могут. Их труд оплачивает государство. Государство содержит детские сады, школы, выплачивает стипендии студентам. Из бюджета выделяются деньги и на здравоохранение, как мы уже сказали, то есть на содержание больниц, поликлиник, на оплату труда врачей и так далее.
(слайд10)
Представьте, что государство не выделило бы денег на здравоохранение людей и на охрану природы, то что бы тогда было? (больные люди не могли бы лечится, природу не охраняли бы).
Хорошо ребята.
V. Закрепление учебного материала.
Откроем рабочие тетради на стр 39 и выполним задание 1. Прочитайте задание. На выполнение у вас есть 3 минуты. Проверяем(слайд 11)
А) план доходов и расходов – бюджет
Б) Деньги, которые поступают в бюджет – доходы
В) Деньги, которые тратятся из бюджета – расходы
Г) Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству – налоги.
- Ребята, как вы думаете, какой бюджет в современном мире лучше и почему?
«Доход» = «Расход»
«Доход» > «Расход»
«Доход» < «Расход»
(В современно мире доходы должны превышать расходы, так как у государства в любое время могут возникнуть незапланированные расходы)
- Ребята, давайте разделимся на 2 команды. 1-й ряд и 2-ой ряд 1-го варианта будут командой под названием «доходы», а 2-ой ряд 2-го варианта и 3-ий ряд будут 2-ой командой под название «расходы». Я буду называть вам расходы или доходы, а вы будете поднимать сигнальные карточки, если это относится к вам.
(слайд12) Все это рассматривается для человека.
- Зарплата человека? (доход)
- Ремонт автомобиля? (расход)
- Покупка лекарств? (расход)
- Стипендия? (доход)
- Пенсия? (Доход)
- Посещение музея? (Расход)
- Покупка продуктов? (Расход)
Молодцы, ребята! Все поднимали карточки верно.
- А сейчас выполним задание 2 в тетрадях. Прочитаем задание вслух. Итак, вам надо написать профессии людей, которые получают зарплату из бюджета.
-Кто мне скажет профессии людей в образовании? (воспитатели, учителя, директора)
Правильно. Запишите ребята.
- На здравоохранение? (врачи, медсестры)
- На содержание милиции и армии? (военные, солдаты)
- На науку и культуру? (ученые, писатели и художники)
- На охрану природы? (охранники водоемов, лесов)
Я раздала вам тест. Возьмите, пожалуйста, его. Читаем задания и выбираем 1 правильный ответ. Работаем самостоятельно. На работу у вас есть 5 минут. Кто выполнил сигнал.
Итак, поменяйтесь листочками с соседом. Проверьте его ответы по ключу и оцените товарища.(слайд13)
Снова поменяйтесь листочками. Каждый взял свой вариант. Итак, поднимаем руки, кто получил оценку 5? Молодцы. Оценку 4? Хорошо. Оценку 3? Будьте внимательнее. (слайд 14)
Нет ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3 ошибки - «3»
Больше 3 ошибок – «2»
(слайд 15)
- Ребята, представьте, что вы инспектора, которые следят за правильным сбором налогов. Что бы вы сказали человеку, который не хочет платить налоги?
(слайд16)
- Ребята, а теперь давайте решим такую математическую задачу:В казну пришло 7 тысяч долларов, 3тысячи ушли в ремонт школ, позже дали ещё 10 тысяч, из всего этого еще 6 тысяч ушло на фермерское дело. Сколько осталось денег в казне?
(7-3+10)-6=8 тысяч долларов осталось в казне.
Задача 2. (слайд17)
В Америке, в штате Калифорния, установлен штраф в 500 долларов за каждый камень, брошенный в бабочек – монархов. Какую сумму придется заплатить в государственный бюджет за три камня, брошенных в этих бабочек?
Задача 3.
Одна монета государства Купляндия равна 10 лесным денежкам. Одна монета страны Обмении – 5 лесным денежкам. Сколько монет страны Обмении нужно потратить, чтобы купить 1 монету государства Купляндии, если представить себе, что она продается только за лесные денежки?
__________________________________________________________________
-А теперь, ребята, отгадайте ребусы.
-Что такое бюджет? (план доходов и расходов)
Зачем нужен государственный бюджет? (чтобы государство могло заранее рассчитать, какие доходы оно получит в следующем году, сколько и на что сможет потратить).

Откуда государство получает доходы? (доходы государство в основном получает от сбора налогов)

Что такое налоги? (платежи, которые граждане обязаны платить государству)

На что расходуются деньги из государственного бюджета? (на содержание образования, здравоохранения, науку и культуру, на выплату пенсий и пособий, охрану природы, содержание армии и полиции)
VI. Домашнее задание (слайд18)
Открываем дневники, записываем домашнее задание с. 71-74 читать; в тетради №3, №4 с. 40-41.
VII. Итог урока.
Что вы узнали нового? (что такое государственный бюджет, доходы, расходы, налоги)
Что показалось трудным? (решение тестов)
VIII. Рефлексия. (слайд19)
Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос:
«Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…»
«Мне больше всего удалось… (не удалось?) Почему?»
«Что я получил от этого урока …»
«Для меня было открытием то, что…»
«Мне было интересно…»
«Мне было трудно…»
Выставка оценок.
Учитель:
Методист:
Оценка за подготовку урока
и посещение консультаций:
Оценка за проведение урока:
Оценка за самоанализ: