Виртуальная экскурсия по родному селу Бахтай


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бахтайская средняя общеобразовательная школа
Разработка занятия
по внеурочной деятельности.

«Ты дорог нам, наш край родной»
(виртуальная экскурсия по селу)
Автор разработки: Хаболова Наталья Валерьевна,
пионервожатая МБОУ Бахтайская СОШ

2017 г
Тема: «Ты дорог нам, наш край родной!»
Тип занятия: внеурочная деятельность
Цель:
-Расширять и углублять знания учащихся о родном селе Бахтай: его истории, о знаменитых земляках, о любимой школе, в которой учатся пионеры.
-Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края, в стихах и песнях прославлять родное село и родную школу.
-Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
Задачи:
1.Определить вместе с учащимися понятие «Моя малая родина»;
2.Прививать любовь к родному краю;
3.Воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников М.Н.Ербанова, И.Е.Тугутова Е.И.Быкова.
Планируемые результаты:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение действовать в интересах отряда пионеров;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные
- умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного села.
Форма занятия : визуальная экскурсия
Оборудование: компьютер, проектор ;презентации «Жизнь пионеров», «Мой родной Бахтай», «Знаменитые люди Бахтая», «Агробизнес в школе и дома»; маски домашних животных.
Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?»
(на фоне мелодии чтение стихотворения)
1.Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,а под ней скамья –
Ласковая малая ,Родина моя!
На фоне презентации «Жизнь пионеров нашей школы»
1. 1.Сколько сложено о Родине стихов
И сказано немало громких слов,
Но в сердце каждого есть малый уголок
Священная земля наших отцов.
Бахтай! Живи, цвети, расти!
Ведь для меня милее нет земли!
2.Для того, чтоб наш Бахтай становился краше,
Много добрых, важных дел у пионеров наших!
3. В Бахтайской школе пионеры работу дружную ведут.
Служат они всегда примером и создают вокруг уют.
«Заботиться о младших братьях и старших уважать»-
Вот кредо наших пионеров, его у нас вам не отнять!
4.Мы, пионеры нашей школы, из отряда «Родничок»
Не сидим без дела просто, не плюём мы в потолок.
До всего нам дело есть: защищаем дружбу, честь,
Никогда не унываем и учёбу не забываем!
5.Жизнь пионера всегда интересна,
Он в «куче» событий всегда и везде.
Крепкою дружбой он может гордиться,
Руку подаст и поможет в беде.
Мы, пионеры нашей страны,
Нужное, доброе делаем сами.
Трудиться готовы с ранней поры,
Свернуть можем горы своими руками!
6.»Родник» души, «родник» ребёнка
Он чист, прозрачен, как слеза.
Течёт он с сердца звонко, звонко и издавая голоса.
Скрепя сердца узами дружбы, венком полезных добрых дел.
Отряд «Родник» Бахтайской школы
В стихах Бахтай родной воспел.
7. Мы по маршруту «край родной»
шагаем дружно, гордо, смело.
Хотим прославить наш БахтайКаким-нибудь полезным делом.
8. Историю села родного,
Мы с увлеченьем изучаем.
О земляках и предках наших,
Мы многое ещё узнаем!
8.Среди могучего простора лежишь привольна, широка
Моя ты Родина лесная, моя Бахтайская земля.
Богата щедрыми дарами, горда ты знатными сынами
Мечтой крылатою сильна, моя любимая земля!
СЛАЙД ,расшифровка названия села «БАХТАЙ»
Наши далекие предки, вероятно, после восстания 1658 году против жестокостей Ивана Похабова, основателя Иркутского зимовья и Балаганского управителя, ушли в Монголию.
Нашим предкам не понравилось в Монголии и они вернулись в Хоринские степи, но жили там не долго. Затем перекочевали на Западную сторону Байкала, в долину реки Куды. Из долины реки Куды они двинулись к берегам реки Осы, к правобережью Ангары, и поселились в непролазной тайге Хутанки и Обусы.
Среди поселенцев тайги был наш предок Ноён Бура. У него было два сына – старший Тумаан и младший Зумаан. Ноён Бура был в то время старым и немощным. В глухой тайге в то время жил тогда охотник-эвенк Замог со своим сыном. Они охотились на всяких таёжных зверей.
Однажды в приготовленную сыновьями Тумааном и Зумааном западню попала собака Замога и погибла. Рассерженный Замог пришёл Ноён Бура и стал требовать взамен собаки-кормилицы оплаты. Те не стали перечить соседу и предложили ему волчью доху и пятилетнего быка-пороза. Сын Замога выбрал быка, и они решили заколоть его на мясо. В результате несчастного случая, связанного с этим быком, Замог убил своего сына.
Боясь мести потерявшего от горя Замога, братья Тумман и Зумаан решили покинуть родные места. Они перебрались на левобережный берег берег Ангары .
Здесь среди братьев случилось разногласие и Зумаан уехал в Хутанку, на земли отца.Тумаан же пошёл вверх по широкой долине, которую теперь называют «Бахтайской».
В ту пору низовья Бахтайской долины были заболочены. Квакали лягушки.когда Тумаан пошёл по этой долине, он воскликнул
- Ямар бахатай газар бээ! («Какое лягушачье место!»)
7. В другом варианте «Бахтай » возводят к слову «бахатай» - привлекательный, влекущий к себе, милый. Иначе сказать в основе этих толкований лежат два разных слова, с одинаковым написанием.
Звучит песня на мотив «Дорогие мои старики»,
на фоне презентации «Знаменитые людях Бахтая»
1.Наша родина – это Бахтай,
Мы гордимся его сыновьями.
Благодатный, красивый наш край
Мы всегда и везде воспеваем.
Земляков будем помнить всегда,
Ведь они прославляли село.
Не забудем мы их никогда
Хоть и жили они так давно.
Припев: Наш Ербанов, Тугутов и Быков,
Те герои, что жили не зря,
Они в памяти нашей живой,
Свято помним мы их имена.
2.Посвятили они свою жизнь,
И прославили наше село.
Знаем сделали много для нас,
Хоть и жили они так давно.
Имена ваши свято храним,
В нашей памяти детской, живой
И забыть никому не дадим,
Ведь «Бахтай» - это наш, он родной!
(припев тот-же)
3.Очень любим родной наш Бахтай, за уютное место земное,
За весеннюю песню скворца
И за солнце большое, большое.
Посчастливилось жить на Земле
Крепко спать и с рассветом вставать,и родное село день за днём,
в своих песнях, стихах восхвалять!
1.Мы трудимся на благо школы, хотим полезными мы быть,
Гордимся нашим вторым домом, его всегда будем любить!
У нас сегодня день особый, гостей приветствуем с утра
И собралась с утра пораньше, с ребячьим шумом детвора.
Песня «Любовь к школе»
(на мотив «Мама, без ума тебя люблю я, мама» гр. «Непоседы»)
1.Рано утром просыпаюсь с мыслью о тебе
,Солнышко во мне смеется.
На уроки тороплюсь и радостно в душе,
мир и счастье в мыслях льётся.
Школа, без ума тебя люблю я,
Школа, и тебя благодарю я,
Школа, без уроков я твоих, как птица без крыла, птица без крыла!
Школа, знаешь, нет тебя роднее,
Школа, знаешь нет тебя добрее,
Школа, дай побольше знаний,
Чтоб по жизни было легче мне идти.
2.Мама с папой здесь учились,
Бабушка и дед.
Школу мы не забываем.
Пусть живёт родная школа очень много лет,
Горя и беды не зная.
Школа, без ума тебя люблю я,
Школа, и тебя благодарю я,
Школа, без уроков я твоих, как птица без крыла, птица без крыла!
Школа, знаешь, нет тебя роднее,
Школа, знаешь нет тебя добрее,
Школа, дай побольше знаний,
Чтоб по жизни было легче мне идти.

1.Задал я себе вопрос: «Что такое ФГОС»?
Я спросил у папы, я спросил у мамы,
А в ответ услышал: «Нет такой рекламы!»
В школу в первый класс пришёл и ответ я здесь нашёл!
2. Задал я себе вопрос: «Что такое ФГОС»?
Стал я думать и гадать да с друзьями обсуждать.
Чтоб понятен был ответ – заглянул я в интернет,
Не найдя ответ понятный я к учителю пошёл,
Ведь с учителем, в началке, с ФГОСом школьный курс прошёл!
А пришёл я в пятый класс ФГОС и там, ну просто КЛАСС!
3.Это просто увлеченье, ставь задачи и решай,
И скажу вам без сомнения - ход урока – ВЫБИРАЙ!
Делай выводы, старайся и оценивай друзей,
Информацию любую, где захочешь ИЗВЛЕКАЙ!
Вперёд, ребята, за мечтою!
По новым ФГОСам мы идём и с педагогами родными,
Мы нигде НЕ ПРОПАДЁМ!
5. Мы знаем, здесь нас очень любят и тввёрдо знания дают,
Учителя в доступной форме уроки нам преподают.
Мы много знаем и умеем, хотим учиться мы на «пять»,
Будем селом своим гордиться и в космос мы хотим слетать!
6.Чтоб настроение вам поднять, мы спляшем и споём
И песню звонкую для вас сейчас мы пропоём!
Песня «ФГОС»
(на мотив «Песни о волшебном цветке»)
1.Есть на свете цветок алый, алый
Яркий, пламенный будто заря.
Самый сказочный и небывалый
Он мечтою зовётся не зря.
В школе ФГОС мы внедряем отлично,
Очень любим мы все обсуждать.
И для нас УУДэ все привычны
С ними мы можем мечтать!
2.Мы мечтаем о том, чтобы в классах
ИКТ применяли всегда,
Не у всех есть проекторы даже,
У руг друга берем иногда.
В школе ФГОС мы внедряем отлично,
Очень любим мы все обсуждать.
И для нас УУДэ все привычны
С ними мы можем мечтать!
3.Верим чудо свершится, конечно,
Мы нуждаться не будем ни в чём!
ФГОСом будем потом мы гордиться,
Нам и трудности все нипочём!
В школе ФГОС мы внедряем отлично,
Очень любим мы все обсуждать.
И для нас УУДэ все привычны
С ними мы можем мечтать!
На фоне презентации «Агробизнес в школе и дома»
1.Мы со временем в ногу шагаем,
Новизна по плечу нам всегда.
Агробизнес для нас очень нужен,
Не расстанемся с ним никогда!
2. В сельской местности мы проживаем,
Свежий воздух у нас и леса,
Никогда и нигде не скучаем
По хозяйству поможем всегда!
Инсценировка песни «В родном Бахтае нашем »
(на мотив песни гр.Дюна «Наш Борька бабник»)
1.В родном Бахтае нашем, живется нелегко,
Поэтому все дружно сдаём мы молоко.
Петру Ильичу Молеву мы грузим в грузовик,
А он везёт продукцию в поселок Кутулик.
Своё хозяйство мы очень любим,
И увлеченно мы его растим,
Коровку кормим, потом подоим,
И молочко парное Молеву сдадим.
Коров доить умеем и свинок покормить,
И в хлеве у Бурёнки всё время проводить.
Баранов сеном кормим, лошадке корм дадим
И маленьких цыпляток с паруньей выводить.
Своё хозяйство мы очень любим,
И увлеченно мы его растим,
Коровку кормим, потом подоим,
И молочко парное Молеву сдадим.
Родителям любимым хотим мы помогать,
В родной, Бахтайской школе хотим мы управлять,
Нам агробизнес нужен, ведь мы живем в селе,
Ведь нет родней Бахтая НИГДЕ,НИГДЕ,НИГДЕ!
Своё хозяйство мы очень любим,
И увлеченно мы его растим,
Коровку кормим, потом подоим,
И молочко парное Молеву сдадим.
1.Утром солнышко встает, нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я, отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
2. Здравствуй, мой родной Бахтай,
Колоски пшеничные, будет пышный каравай,
Булочки отличные!
Хлеб растет у нас в Бахтае и в России славится,
Скоро много хлеборобов здесь у нас появится1Ведь мы все хотим трудиться и Бахтай свой прославлять,
Пионерам нашей школы никогда не унывать!
2. А пока мы в школе нашей познаём азы науки,
И для нас нет места краше, не сидим мы сложа руки!
Все задумки и дела, претворяем в жизнь свою,
Я родную нашу школу и село своё ЛЮБЛЮ!
3. Верим мы, настанет время и селяне «зацветут»
И на улицах Бахтая в домах новых свет зажгут!
Будут все трудиться в поле, как в былые времена,
Фермы новые построят для животных, для скота!
Постараемся мы в школе агробизнес изучить,
И для нашего Бахтая в нужных целях применить!
5.Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.
4.Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Бахтай наш родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка – это тоже Родина.
6.Нет на свете родины милее, где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее, где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода, весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит, каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях - наши, отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем, чтобы вечно Родина цвела!
7.Для России Бахтай наш – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
Звучит финальная песня, гимн «Бахтайской средней школы»
Под мелодию «Гимна пионерии», дети уходят.