Методическая разработка Организация проектной художественно-творческой деятельности обучающихся


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ямальский Центр внешкольной работы»
С.Яр-Сале, Ямальский район 2017г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ(адресуется педагогам дополнительного образования художественной направленности)
Автор-составитель: педагог дополнительного образования Каменева Светлана Анатольевна

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Проектная деятельность как неотъемлемая часть современного образования…………………………………………………………………. 6
Раздел 1.1. Этапы проектной деятельности………………………………. 7
Раздел 1.2. Особенности проектно-исследовательской деятельности на разных этапах обучения…………………………………………………………….. 9
Раздел 1.3. Стартовые и итоговые знания, умения и навыки в содержательной области проекта …………………………………………………………….. 14
Раздел 1.4. Оценка и информационно-методическое обеспечение проектно-исследовательской деятельности………………………………………… 15
Раздел 1.5. Рекомендации учащимся по выполнению проектно-исследовательских работ ……………………………………………………….17
Раздел 1.6. Роль родителей в проектной деятельности……………………… 19
Глава 2. Из опыта реализации проектов на базе учреждения дополнительного образования………………………………………………………………………21
Раздел 2.1. Описание проекта «Веселый Карандаш»………………………. 21
Раздел 2.2. Описание проекта «Нитяная кукла»………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 29

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь »
( Китайская мудрость)
ВВЕДЕНИЕ
Образование, это значимый фактор социально-экономического прогресса и относится к приоритетным аспектам политики государства. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» основой долгосрочного развития страны определены инвестиции в человеческий капитал, а именно в образование, науку и другие социальные институты: обществу нужны современно образованные люди, а «…важнейшими условиями становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения» [5]. Как нельзя лучше для развития творческих качеств личности подходит дополнительное образование. Дополнительное образование детей усиливает социально-образовательные эффекты общего образования. Оно является необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в ранней профессиональной ориентации, оно многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно. Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований. При введении ФГОС роль дополнительного образования возрастает, т.к.:
во-первых, дополнительное образование изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей;
во-вторых, учреждения дополнительного образования имеют кадровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС;
в-третьих, достаточно сложно - образовательным учреждениям общего образования организовать в короткие сроки внеурочную деятельность, отвечающую всем требованиям ФГОС и не уступающую при этом качественным образовательным показателям таким учреждениям дополнительного образования.
Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединение обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа). Приоритетной целью дополнительного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий учащихся. Исследованию познавательной деятельности учащихся посвящены труды многих исследователей, среди которых Л.И.Божович, В.А.Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.К. Макаров, Г.И. Щукина, П.М.Якобсон. В современных условиях проблема развития познавательного интереса как важнейшего стимула развития личности все больше привлекает учителей, исследователей психологов. Любое исследование рассматривает познавательный интерес как часть общей проблемы воспитания и развития личности. С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это «избирательная направленность личности, обращенная к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [1]. Психологи утверждают, что источником познавательного интереса является жизнь. Познавательный интерес имеет избирательную направленность, носит интеллектуальный поисковый характер. Все функции обучения органично связаны с познавательным интересом. А.И. Леонтьев, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанский рассматривали познавательный интерес как мотив учения, как важнейший фактор успешности овладения знаниями. «Познавательный интерес – основа учебной деятельности и фактор успешности ее осуществления» [1]. Таким образом, в рамках достаточно широкого понятия познавательный интерес можно выделить особый вид интереса – интерес к проектной деятельности. Одна из главных задач проектной деятельности состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, проявить интерес к обучению, сформировать познавательную активность. Метод проектов, дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой, обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, позволяет обучающимся приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. Проектирование в изобразительном искусстве осваивается детьми через творческую деятельность, что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно-творческие способности и интересы учащихся. Применение проектных технологий на занятиях ИЗО позволяет реализовать общеучебные задачи, делает их интересными, увлекательными, помогает поддерживать психологический комфорт и дружескую атмосферу. «Если с раннего детства включать детей в творческую деятельность по созданию проекта, то у них развивается пытливость ума, способность к оценке, видения проблемы и другие качества» (Коваленко В.Н. МБОУ СОШ №9, г. Усть-Илимск).

Глава 1. Проектная деятельность как неотъемлемая часть современного образования
Идеи проектного обучения возникли в России в начале 20 века практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но не получили такого массового развития как за рубежом. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи и его метод проектов, нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Происходящие в образовании изменения требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Сегодня педагог имеет дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, самостоятельным поиском в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни и профессиональной деятельности проблем, самоопределения. Это обусловило широкое введение в образовательных организациях методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся. Проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью современного образования, одним из направлений его модернизации и развития. Организация проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях требует научно обоснованного подхода в решении организационно-управленческих, учебно-методических, кадровых, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач. Эти задачи требуют определённого уровня профессиональной подготовки педагогов, владения методами и технологиями на основе проектной деятельности обучающихся. Сущность любой проектной деятельности можно обозначить словом «замысел». Реализацию учебного проекта предваряет умозрительное представление будущего продукта.
Раздел 1.1. Этапы проектной деятельности
Проектная деятельность обучающихся в ходе совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направлена на достижение общего результата деятельности. Важным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся состоит из трех основных этапов:
1 - организационно-подготовительного;
2 – технологического;
3 - заключительного.
Примерный алгоритм проектирования:
выработка концепции проекта, определение целей и задач проекта;
определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности;
создание плана проекта, программы деятельности;
организация деятельности по реализации проекта;
реализация проекта;
осмысление проекта, рефлексия результатов деятельности.
Администрации общеобразовательной организации важно понимать:
Что дает проектная деятельность обучающимся?
Как научить учителей руководить проектно-исследовательской работой учащихся?
Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности?
Как оценивать успешность работы обучающегося в проектно-исследовательской деятельности?
Учителю общеобразовательной организации нужно знать:
Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом?
Как разработать учебный проект?
Как оценить достижение цели и задач в результате выполнения учебного проекта?
Как осуществить учебный проект?
С кем консультироваться по вопросам содержания проектно-исследовательской деятельности?
В ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся учитель из носителя знаний и информации, всезнающего оракула превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет педагогу вместе с учеником пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у обучающихся умения и навыки проектирования и исследования. Учебный проект предоставляет обучающемуся возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Проектно-исследовательская деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной учеником задачи, поиск способа решения проблемы. При этом учебный проект или учебное исследование носят практический характер, имеют важное прикладное значение, интересны и значимы для самих учащихся.
Раздел 1.2. Особенности проектно-исследовательской деятельности на разных этапах обучения
При организации проектно-исследовательской деятельности в школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности обучающихся. Так, темы учебных проектов и учебных исследований должны быть в области познавательных интересов младшего школьника и находиться в зоне ближайшего развития. Интерес к проектно-исследовательской деятельности и посильность работы во многом определяют успех. Длительность выполнения проекта или исследования на уровне начального общего образования целесообразно ограничить несколькими неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. В процессе работы над темой можно проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов, широкую общественную презентацию с приглашением обучающихся, родителей, педагогов и администрации школы. Для обучающихся на уровне основного общего образования целесообразно организовывать проектную или учебно-исследовательскую деятельность в групповых формах для освоения коммуникативных навыков. При этом учителю не следует лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы работы. Темы проектно-исследовательских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы должны быть близкими пониманию и волнующими подростков (например, социальные, коллективные и личные взаимоотношения), а получаемый результат - социально и практически значимым. Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной научно-практической конференции. В зависимости от уровня полученных результатов школа предоставляет обучающимся возможность продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами или для широкой общественности. Для обучающихся на уровне среднего общего образования формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности должно достигаться к концу 10 класса. Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. На уровне среднего общего образования предпочтительно выполнение проектных и исследовательских работ индивидуально или мини-группой. Выполнение учебных проектов или исследований в 11 классе с последующей защитой результатов целесообразно с привлечением специалистов из научных учреждений, ССУЗов, ВУЗов, ГБУ ДПО "Институт развития образования" и др.
Таблица 1
Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности
Рекомендации для педагога уровня начального общего образования по организации проектно-исследовательской деятельности:
Рекомендации для педагога уровня основного общего образования по организации проектно-исследовательской деятельности (5-7 классы): Рекомендации для обучающихся и педагогов уровня основного и среднего общего образования по организации проектно-исследовательской деятельности (8-11 классы):
- стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности;
- учите учащихся самостоятельно отыскивать те или иные сведения из различных дополнительных источников информации; - выбор объектов и заданий для практических исследований и проектной деятельности осуществляется с учетом интересов и склонностей обучающихся;
- ориентируйтесь в ходе урочно-внеурочных занятий больше на процесс исследовательского поиска; - в организации проектно-исследовательской деятельности особенно эффективна работа в группах, так как совместное творчество и проектирование способствует формированию у обучающихся коммуникативных, информационных и общекультурных компетенций; - оценивайте значимость и актуальность темы проекта или исследования;
- учите детей выявлять связи между учебными предметами, событиями и явлениями;
- результатом проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности могут стать творческий проект, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа и др.
- самое главное в проекте и исследовании - определение темы, выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов;
- формируйте у детей культуру умственного труда, способности добывать информацию и знания, умения анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию; - проектно-исследовательская деятельность требует педагогического сопровождения, обучения в диалоге, создания обстановки доверия и открытости, выявления и применения интересов и увлечений ученика, помощи учителя в выборе идеи проекта, исследования.
- четко сформулируйте цель работы, задачи, объект и предмет исследования, укажите методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования;
- не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно; - определите структуру и последовательность реализации работы;
- обучайте младших школьников анализу учебных ситуаций и решению проблем исследования; - оцените и классифицируйте комплекс источников, на базе которых реализуется тема;
- оценивая, помните, что лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать.
- определите возникшую проблему, выдвигайте гипотезу, проанализируйте теоретический материал, полученный из различных источников по данной проблеме;
- помните, что проектно-исследовательская деятельность - отличный путь повышения мотивации и эффективности образовательной деятельности;
- Перечислите методы исследования (анализ, дедукция, индукция, классификация, моделирование, наблюдение, обобщение, описание, прогнозирование, синтез, эксперимент, опыт, опрос, интервью, анкетирование, атрибуция, фиксация, реконструкция, поиск материала в Интернете и др.), изложите подробно ход исследования, обобщите результаты. - Автор проекта или исследования должен четко изложить свою концепцию, подчеркнув её новизну, обозначить, какие новые исследовательские возможности открывает достигнутый им результат.
Раздел 1.3. Стартовые и итоговые знания, умения и навыки в содержательной области проекта
В условиях реализации ФГОС проектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. Главный результат проектно-исследовательской деятельности обучающихся - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. Приступая к проектно-исследовательской деятельности, обучающийся должен владеть необходимыми (стартовыми) знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. На старте нужно педагогически грамотно сделать погружение в учебный проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках учебных занятий. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, ролевое распределение работы в группе и др. В процессе работы над проектом или исследованием формируются специфические умения и навыки самостоятельной проектной и исследовательской деятельности:
-мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, поиск гипотезы, формулировка предположения или гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, направления деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
-презентационные: построение устного доклада или сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации продукта результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
-коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
-поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск в Интернете, формулирование ключевых слов;
-информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
-проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов или реактивов, проведение эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Раздел 1.4.Оценка и информационно-методическое обеспечение проектно-исследовательской деятельности
При оценке проектно-исследовательской деятельности обучающегося необходимо помнить, что самой значимой оценкой для него является общественное признание. Поэтому, положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивая степень сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности, учитель оценивает:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общеучебных ЗУН;
количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта, формулирование цели проекта или исследования;
социальное и прикладное значение полученных результатов;
уровень организации и проведения презентации, устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
владение рефлексией.
Каждый проект должен иметь:
материально-техническое оснащение, - учебно-методическое оснащение, - кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые специалисты);
информационные (фонд библиотеки, Интернет, аудио- и видеоматериалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением);
организационное обеспечение (специальное расписание занятий, режим работы лабораторий, библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием (например, медиатека).
При этом разные проекты требуют различное обеспечение. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Таким образом, одним из путей повышения эффективности образовательной деятельности в школе является включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность. В проектно-исследовательских работах востребованы практически любые способности школьников, сочетаются различные виды познавательной деятельности, побуждая ученика к индивидуальному или коллективному творчеству, способствуя профессиональной ориентации.
Раздел 1.5. Рекомендации учащимся по выполнению проектно-исследовательских работ
1. Проект или исследовательская работа – это твоя самостоятельная творческая разработка. Помни, что главное для тебя – развить свои творческие способности.
2. Работай в следующем порядке:
◊ выбери тему;
◊ подбери информацию;
◊ составь план;
◊ выполни теоретическую и практическую части проекта;
◊ внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения
практической части;
◊ оцени качество своей работы;
◊ напечатай проект, сделай презентацию;
◊ подготовь демонстрационные наглядные материалы для защиты;
◊ подготовься к защите;
◊ защити проект.
3.Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., материалы музеев, выставок и др.
4.Старайся применять в работе компьютер, видео- и аудиотехнику, фотоаппарат, Интернет.
5.Старайся связать свою работу с выбранной профессией.
6.Учитывай традиции, обычаи, проблемы города, в котором ты живешь.
7.Помни об экологии города и своем здоровье.
8.Используй знания по учебным предметам, свой опыт.
9.Проявляй свое творчество.
10. Обращайся к руководителю проекта по всем возникающим вопросам. Учителю для успешного сопровождения проектной и исследовательской деятельности школьников необходимо знать основы методики, принципы и сущность проектно-исследовательской деятельности, быть носителем культуры проектирования и исследования.
ФГОС ориентирует учителя на применение инновационных технологий, в частности, методов и технологий на основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, формирующих самостоятельность мышления, наработку опыта мыслительной деятельности, определенных алгоритмов действий и мыслительных операций, добывания самостоятельно логическим путем новых знаний. Таким образом, организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в школе требует грамотного научно-обоснованного подхода администрации, владение педагогами технологией организации и осуществления проектно-исследовательской деятельности. Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, связанных с индивидуальным развитием личности, творческой инициации, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи. Один из важных моментов, это определение направленности проекта. Существует различное множество классификаций проектов. Они классифицируются по доминирующей деятельности учащихся:
практико-ориентированный;
исследовательский;
информационный;
творческий;
ролевой.
Проекты бывают разные по продолжительности:
мини-проекты, которые укладываются в один день;
краткосрочные проекты длятся 4-6 дней;
недельные проекты выполняются от одной до нескольких недель;
годичные проекты выполняются как групповой, так и индивидуально.
Раздел 1.6. Роль родителей в проектной деятельности
Родители – активные участники проектной деятельности. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, занимает длительный период, то целесообразно привлечь родителей. Предварительно на родительском собрании, нужно разъяснить суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, познакомить с этапами работы над проектом, роли и формах участия родителей по мере взросления детей. Подготовить памятки для детей и родителей по организации работы над проектом. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией, организацией работы в оформлении проекта, помощь в индивидуальном планировании, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности. На этапе погружения в проект родители помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе подготовки консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На этапе моделирования или информационно - поикового – наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве эксперта. Совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни. Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию. Можно с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя.

Глава 2. Из опыта реализации проектов на базе учреждения дополнительного образования
Мы живем в эпоху новых технологий, научных открытий, в эпоху модернизаций и всякого рода инноваций. Идя в ногу со временем, приветствуются новые технологии в образовании, в том числе и проектная деятельность. Проектная деятельность в изобразительном искусстве - прежде всего творчество и источник вдохновения. Главное, это выбор темы и направленность проекта. От выбора темы напрямую зависит и результат. Тема должна быть интересной и понятной, все ее направления должны быть максимально прозрачны и только в этом случае будет гарантирован успех. Как показывает практика, проектной деятельностью дети занимаются с огромным удовольствием. Ведь у них появляется прекрасная возможность почувствовать себя исследователями, в чем-то первопроходцами, творцами и исполнителями своих идей. Сегодня акцент переносится на формирование у обучающегося способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах (Руженцева С.Е..,МКУ г.о.г. Воронеж «Центр развития образования и молодежных проектов», ст. методист).
Раздел 2.1. Описание проекта «Веселый Карандаш»
Ознакомившись с различными видами проектов, в самом начале остановились на краткосрочном двухнедельном проекте «Веселый Карандаш». Этот проект, как нельзя лучше, подходил для работы с учащимися 7-8 лет в период оздоровительной летней площадки. Сама жизнь подсказала тему и форму проведения, превратив обычное посещение детской оздоровительной площадки в сказку. Главный герой проекта стали Карандаш и необычный веселый Календарь.
Обоснование выбора темы. Удивительный мир окружает всех нас. Каждый его видит по-своему. Мир глазами взрослых кардинально отличается от видения его глазами детей. Только ребенку подвластно легко переключиться от реалий жизни и перенестись мысленно в сказку. Сказка им близка и понятна с самого детства, и именно через нее дети познают окружающий мир. Детская непосредственность дает возможность расширить рамки видения различных предметов и показать все это в своих рисунках, тем самым дать возможность зрителям увидеть мир другими глазами.
Цель проекта. Создание условий для реализации своих фантастических представлений о мире, окружающего человека, через сказочные образы с помощью творческого календаря и многообразие этих образов. Каждый день, заглядывая в календарь, дети открывали для себя что-то новое. Ведь ни один день не был похож на другой. Название каждого дня говорило само за себя. Например: «День веселого солнышка» (Приложение 1, рис.1). Этот день был открытием проекта «Веселый Карандаш». Каждый ребенок рисовал свое солнышко - символ света, тепла, символ лета (Приложение 2, рис.2) . Лучшие работы помещались на почетном месте с Карандашом (Приложение 1, рис.3, рис.4). «День веселого облака» (Приложение 1, рис. 5). В этот день ребята не просто рисовали облака (Приложение 1, рис.6), но и узнали много интересного и познавательного. Ведь рисуя сказку, они делали далеко не сказочные открытия. Дети узнавали о различных природных явлениях. Например, почему идет дождь? Почему бывает гроза? Почему бывает радуга? В «День веселого цветка» ребята знакомились с различными видами цветов. В «День Веселого гриба» узнали много интересного о классификации грибов. Но не все дни были познавательными. В рамках проекта проводились конкурсы на лучший рисунок. Например, в «День веселого автомобиля» (Приложение 1, рис.7) был проведен конкурс на самое оригинальное сказочное изображение автомобиля Ребята с особой старательностью и фантазией подошли к выполнению работы (Приложение 1, рис.8). Среди всех работ определились победители (Приложение 1, рис.9, рис.10), которые были поощрены призами. В подарок все победители получили замечательные наклейки с мультяшными автомобилями (Приложение 1, рис.11). Коллективная работа по созданию цветка дружбы, стала наиболее массовой (Приложение 1, рис.12), ведь именно она объединила и сплотила всех ребят (Приложение 1, рис.13). . Здесь каждый ребенок отвечал не только за свою работу, но и за всю работу в целом. Все участники процесса подошли к выполнению ответственно и с большим интересом. Рисование ладошками оказалось для них абсолютным новшеством. За две недели ребята очень сдружились, став единой командой и это явилось главным продуктом проекта! Это стало хорошей мотивацией к дальнейшему посещению объединения « Мастерская художника» Ямальского Центра внешкольной работы. Это еще одна положительная грань проекта – направленность детей на изобразительную деятельность. Осуществление данного учебного проекта позволило учащимся развить свои практические навыки в работе с красками, углубить знания по ИЗО, а также активно проявить себя в конкурсах по изобразительному искусству. Каждый ребенок почувствовал себя частью творческого коллектива. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекались с конкретной целью и являлись объектом заинтересованности ученика. Это способствовало их глубокому усвоению.
Раздел 2.2. Описание проекта «Нитяная кукла»
Актуальность проекта. Создание народных игрушек, а именно нитяных кукол, воспитывает духовность, бережное отношение к народным традициям, патриотизм, интерес к историческому прошлому русского народа. Современное изменение народной куклы дает большой диапазон ее применения. Это и сувенирная продукция, это и украшение для одежды, это и элементы украшения декоративных панно и декоративных ваз и т.д. и т.п. Современные материалы и технологии дают большие возможности для этой деятельности. Каждая вещь, созданная своими руками, неповторима, что придает особую ценность. Такие вещи эксклюзивные и подразумевают проявление индивидуальности у участников проекта, а значит, необходимость экспериментировать, вносить в свою жизнь яркие краски, воплощать любые творческие замыслы.
Постановка проблемы. Снижение личностного проявления креативности подростков в области народного творчества (маскировка своих способностей) на фоне увлеченностью современными технологиями, отсутствие среды для развития.
Цель проекта. Ознакомление детей с русской народной культурой. Создание условий для поддержки и развития способностей воспитанников, а также их творческого потенциала в области художественного прикладного творчества через знакомство с историей возникновения соломенной куклы и ее современного преобразования в виде нитяных кукол.
Проект выполнили воспитанники объединения «Мастерская художника» Ямальского Центра внешкольной работы. Этот проект кардинально отличается от предыдущего, прежде всего тем, что он направлен на изучение декоративно-прикладного искусства, а не на живопись, как предыдущий. Изучение декоративно-прикладного искусства вызывало огромный интерес у обучающихся. Ведь именно этот вид искусства дает возможность реализовать любую творческую идею в материале по собственным эскизам. Составление эскизов не менее увлекательный процесс. Именно в эскизах можно выложить всю свою фантазию, после чего смело браться за выполнение своих изделий. Для начала ребята определились с выбором темы и назвали проект «Нитяная кукла». Составили методический паспорт проекта. Определили актуальность проекта, цель проекта, задачи и приращения ЗУН, ресурсы и предполагаемые продукты, механизм реализации проекта. Определили также жизнеспособность проекта. Затем составили тематический план занятий. Определились с последовательностью выполнения этапов проекта. Затем учащиеся обосновали тему выбранного проекта и определили проблему. Дали краткую формулировку задачи, составили план организации по изготовлению проектируемых изделий. Изучили историю возникновения соломенных кукол. Познакомились с альтернативными моделями, которые дали творческий старт для изготовления нитяных кукол. Изделия оказались просты в исполнении, а современные материалы помогли наиболее выразительно решить поставленные все задачи. Огромным плюсом, в изготовлении изделий, явился доступный материал – нитки для вязания. С ним оказалось легко и просто работать, что немаловажно для детского творчества. Главными инструментами в работе были ножницы, а для крепления различных элементов клей. Продукт, который получился на проекте, явился не только элементом декора жилища, но и полезным предметом быта (например карандашница), а также отличным аксессуаром для одежды (например брошь «Парочка»). Это получились еще и эстетически красивые вещи. Куклы «Егоза», «Осенинка», «Именная», «Козочка», дали возможность поработать с образом.Учащимся удалось разнообразить внешний вид кукол, используя один способ изготовления. Декорирование кукол придало им особую привлекательность. 2016 год объявлен годом кино. Этот факт не остался незамеченным в этом проекте. Ребята вдохновились идеей о фильме «Тихий Дон» по Шолохову. Им сразу захотелось сделать объемную композицию «Встреча», где они показали встречу казака Григория и казачки Аксиньи. В композицию вошли три детали (куклы): конь, казак, казачка с коромыслом и ведрами. За время работы над проектом обучающиеся:
провели свой дизайн-анализ;
составили технологические карты изготовления;
определили стоимость изделий, решив, покупать или сделать изделия самим?;
провели экологическую экспертизу;
дали рекомендации по уходу за изделиями;
провели анализ выполнения работы;
прорекламировали свои изделия;
подготовили презентацию и защитили проект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, что же дает проектная деятельность? Исходя из практики, можно смело сказать, что этот вид деятельности дает:
развитие навыков сотрудничества взрослых и детей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Проектная деятельность учащихся способствует продуктивному обучению т.к. она:
- личностно ориентирована;
-характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Эти ценные моменты необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности. При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, учителю и учащимся - лучше понять друг друга. Все это говорит о том, что у метода учебных проектов, несомненно, есть будущее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Борытко, Н.М. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. Управление через проектирование. Деятельность проектной команды. Эффективные технологии управления инновациями / Н. М. Борытко, О. Л. Иванова, Е. И. Фастова ; науч. ред. И. В. Власюк. – Волгоград: Учитель, 2015. – 161 с.
2.Громова, Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое посо­бие/Л.А. Громова. - М.: УЦ Перспектива, 2013. – 148 с.
3.Господникова, М.К. Проектная деятельность в начальной школе 2-е изд. / М. К. Господникова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011. - 131 с.
4.Засоркина, Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации/ Н. В. Засоркина и др. - Волгоград: Учитель, 2012. - 135 с.
5.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р).
6.Никитаева, М.В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования / М.В. Никитаева. – М.: УЦ Перспектива. 2015. – 40 с.
7.Ривкин, Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии / Е. Ю. Ривкин. - Волгоград: Учитель, 2015. - 183 с.
8.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., И.С. Сергеев – М.: АРКТИ, 2012 . – 80 с.
9.Феоктистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.-сост. В. Ф. Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 142 с.
10.Федяинова, Н.В. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ / Н. В. Федяинова, И. С. Хирьянова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 175 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Проект «Веселый Карандаш»
Творческий, краткосрочный проект по ИЗО деятельности в рамках летней оздоровительной площадки. Период реализации июнь, 2014 г.
Обоснование выбора темы. Удивительный мир окружает всех нас. Каждый его видит по-своему. Мир глазами взрослых кардинально отличается от видения его глазами детей. Только ребенку подвластно легко переключиться от реалий жизни и перенестись мысленно в сказку. Сказка им близка и понятна с самого детства, и именно через нее дети познают окружающий мир. Детская непосредственность дает возможность расширить рамки видения различных предметов и показать все это в своих рисунках, тем самым дать возможность зрителям увидеть мир другими глазами.
Цель проекта. Создание условий для реализации своих фантастических представлений о мире, окружающего человека, через сказочные образы с помощью творческого календаря и многообразие этих образов.
Задачи проекта:
Образовательные
учить детей видеть необычное в обычном;
дать понятие, что через рисунок можно передать свое настроение, показать добро и зло;
развивать умение пользоваться различными изобразительными средствами в работе.
Развивающие
развивать фантазию, воображение, чувство стиля;
Воспитательные
воспитывать чувство бережного отношения к братьям нашим меньшим.
воспитывать в себе бережное отношение к природе.
воспитывать аккуратность при выполнении работ.
Принципы реализации проекта:
креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области изобразительной деятельности ребенка на базе уже имеющихся;
гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок с его внутренним миром.
Субъекты проекта:
педагог;
дети в возрасте от 9 до 11 лет.
Ожидаемый результат:
Включение в проектную деятельность.
Овладение новыми техниками при работе с красками.
Овладение умением пользоваться различными способами изображения рисунка.
Овладение умением пользоваться различными изобразительными инструментами.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Этапы реализации проекта:
День первый. День Веселого солнышка Работа с детьми по творческому календарю.
Предварительная беседа на тему: «Где встречается образ веселого солнышка?».
Просмотр книжных иллюстраций.
Перечень сказок, где встречается образ веселого солнышка.
Практическая работа (акварель, гуашь, кисти, ватман).
Просмотр работ и обсуждение.
День второй. День Веселого облака Работа с детьми по творческому календарю.
Беседа с детьми на тему: «Какие бывают облака?» (по настроению, по цвету).
Просмотр цветных репродукций с изображением облаков в картинах разных художников.
Практическая работа (акварель, кисти, ватман).
Просмотр работ и обсуждение.
День третий. День Веселого цветка Работа с детьми по творческому календарю.
Предварительная беседа о разновидностях цветов. Какие цветы бывают по форме, по цвету.
Практическая работа(акварель, гуашь, кисти, ватман, цветные карандаши).
Просмотр и обсуждение работ.
День четвертый День Веселой ягодки. Работа с детьми по творческому календарю.
Предварительная беседа о разновидностях ягод. Какие ягоды бывают по форме, по цвету, по вкусу.
Практическая работа (цветные карандаши, ватман).
Просмотр и обсуждение работ.
День пятый День Веселой бабочки. Работа с детьми по творческому календарю.
Предварительная беседа с просмотром цветных репродукций.
Просмотр видеоматериала.
Практическая работа (акварель, гуашь, ватман, цветные карандаши).
Просмотр и обсуждение работ.
День шестой День Веселой капельки. Работа с детьми по творческому календарю.
Предварительная беседа с детьми на тему: « Какие бывают дожди?» (из чего состоит дождь). Дождь бывает «грибной», теплый летний, холодный осенний и т.п.
Практическая работа (цветные карандаши, альбомные листы).
Просмотр и обсуждение работ.
День седьмой День Веселого мяча. Работа с детьми по творческому календарю.
Предварительная беседа с детьми о предметах, которые окружают нас и делают нашу жизнь интересней. Какие мячи бывают по назначению и виду.
Практическая работа (цветные карандаши, альбомные листы).
Просмотр и обсуждение работ.
День восьмой День Веселого автомобиля. Работа с детьми по творческому календарю.
Предварительная беседа о различных видах автомобилей. Какие по характеру могут быть автомобили на взгляд детей.
Практическая работа выполняется на конкурсной основе. Лучшие работы поощряются призами – наклейками с изображением различных автомобилей.
Просмотр и обсуждение работ.
День девятый День веселых ладошек. Работа с детьми по творческому календарю.
Предварительная беседа об умелых руках, о том, что все прекрасное мы создаем сами и о том, как общий труд объединяет людей.
Коллективная практическая работа. Создание плакала на листе ватмана с изображением « Цветка дружбы». Вторая часть практической работы – создание образа собственной Веселой ладошки (гуашь, ватман, кисти).
Просмотр и обсуждение работ.
День десятый День Веселой буквы. Работа с детьми по творческому календарю.
Предварительная беседа о том, на какую букву начинаются их имена, их фамилии. Какие, на взгляд детей, бывают по характеру буквы ? Знакомство с различными видами шрифтов.
Практическая работа (цветные карандаши, альбомный лист).
Просмотр и обсуждение работ.
День одиннадцатый День Веселого грибочка. Работа с детьми по творческому календарю.
Предварительная беседа о любимом хобби многих людей – сборе грибов, о том, какие грибы бывают по форме, по цвету.
2.Просмотр и обсуждение работ.
День двенадцатый День Веселого карандаша. Работа с детьми по творческому календарю.
Финальный день проекта.
1.Предварительная беседа с детьми о роли карандаша в изобразительном
творчестве, и о том, что мы смогли увидеть благодаря Веселому карандашу.
Практическая работа. Выполнение портрета Веселого карандаша (цветные карандаши, альбомные листы).
Завершение оформления выставки рисунков и просмотр всех работ за весь период работы проекта.
Заключение. Осуществление данного учебного проекта позволило учащимся развить свои практические навыки в работе с красками, а также активно проявить себя в конкурсах по изобразительному искусству (конкурс « Веселый автомобиль»), что дало хороший стимул к дальнейшей работе. Ребят сплотила коллективная работа – создание «Цветка дружбы». Каждый ребенок почувствовал себя частью творческого коллектива. Участие в осуществлении проекта позволило углубить знания по ИЗО. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекались с конкретной целью и являлись объектом заинтересованности ученика. Это способствовало их глубокому усвоению. Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению т.к. она:
- личностно ориентирована;
-характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Эти ценные моменты необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности. При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, учителю и учащимся - лучше понять друг друга. Все это говорит о том, что у метода учебных проектов, несомненно, есть будущее.
Использованная литература
Интернет ресурсы.
Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство / В.С. Кузин. – М.: ПРЕСС, 1997. – 120 с.
Журнал Чудесные мгновения, Москва, октябрь 2002 г.
Журнал Народное творчество № 5, 2007 г.
46755053117852898775304165109918530607057150281305 ФОТОФАКТЫ
Рис. 2
Рис. 3
Рис.4
Рис. 1

39243001270289937414841099695132507747012700

1
Рис. 8
Рис. 7
Рис. 6
Рис. 5

3507061564751355960564757463556475
Рис. 11
Рис. 10
Рис. 9


115404-5686612580005-615950

Рис. SEQ Рисунок \* ARABIC 13
Рис. 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проект «НИТЯНАЯ КУКЛА»
Период реализации 2015-2016 у. г. Авторы проекта: Суючева Ксения, 11лет, Вануйто Полина,11лет.
Проект на тему: «Нитяная кукла» предназначен для осуществления проектной деятельности в объединении «Мастерская художника»
Тип проекта: поисково-творческий, практико-ориентированный
Тип проекта по форме: групповой
Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный (2015-2016г.)
Время реализации: 3 часа в неделю
Актуальность проекта. Создание народных игрушек, а именно нитяных кукол, воспитывает духовность, бережное отношение к народным традициям, патриотизм, интерес к историческому прошлому русского народа. Современное изменение народной куклы дает большой диапазон ее применения. Это и сувенирная продукция, это и украшение для одежды, это и элементы украшения декоративных панно и декоративных ваз и т.д. и т.п. Современные материалы и технологии дают большие возможности для этой деятельности. Каждая вещь, созданная своими руками, неповторима, что придает особую ценность. Такие вещи эксклюзивные и подразумевают проявление индивидуальности у участников проекта, а значит, необходимость экспериментировать, вносить в свою жизнь яркие краски, воплощать любые творческие замыслы.
Постановка проблемы. Снижение личностного проявления креативности подростков в области народного творчества (маскировка своих способностей) на фоне увлеченностью современными технологиями, отсутствие среды для развития.
Цель проекта. Ознакомление детей с русской народной культурой. Создание условий для поддержки и развития способностей воспитанников, а также их творческого потенциала в области художественного прикладного творчества через знакомство с историей возникновения соломенной куклы и ее современного преобразования в виде нитяных кукол.
Задачи
1.Формировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народов России. Обогащать духовный мир ребенка.
2.Развивать чувственное восприятие ребенка.
3.Поддержка процессов.
4.Ознакомить обучающихся с традициями декоративно-прикладного творчества на примере нитяных кукол.
5.Способствовать использованию приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских и дизайнерских задач.
6.Способствовать формированию собственного стиля в изготовлении объемных композиций, в изготовлении декоративных панно.
7.Развивать коммуникативные, познавательные умения.
Приращения ЗУН
1. Знакомство с историей возникновения соломенной игрушки, являющейся прототипом нитяной игрушки.
2.Освоение различных приемов выполнения декоративных элементов из ниток и текстиля.
3. Выполнение различных объемных композиций.
4. Развитие навыков мастерства при работе связывания и плетения нитей.
5. Умение презентовать выполненный проект.
Ресурсы
Сеть Интернета, библиотечные фонды, ЗУН участников проекта (владение техникой плетения, умение работать с информацией), мотивация к участию в проекте.
Предполагаемые продукты
Декоративное панно, объемная композиция «Хоровод», ваза для сухотравий, открытка, брошь, информационная папка, компьютерная презентация.
Механизм реализации проекта
Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения дополнительного образования, при тесном взаимодействии с обучающимися среднего звена.
Жизнеспособность проекта
Реализация проекта требует незначительных финансовых затрат. Успешность проекта зависит от целеустремленности каждого участника проекта: воспитанника, педагога. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении.
Тематический план

п/п Содержание проекта Темы занятий Кол-во часов
1. Подготовка к проекту Беседа с детьми, просмотр литературы, образцов изделий 2
2. Планирование хода проекта Выбор темы проекта 2
Обсуждение проблемы 1
Постановка целей и задач. 1
3.
Поиск и сбор информации, исследование (сравнить истории и технологии изготовления кукол Вологодская, Костромская), обсуждение, предварительная работа. Виды кукол 1
8
6
Обработка собранной информации, оформление результатов мини-исследования. Выполнение эскизов кукол Просмотр и обсуждение эскизов.
Выполнение предварительных эскизов декоративных элементов. 3
3
4.
Проведение самостоятельной деятельности Подготовка и обработка материала. 3
Выполнение отдельных деталей. 8
Изготовление поделок 52
Описание проекта и создание презентации. Подготовка к защите 18
5. Завершение работы над проектом Защита проекта. Оформление выставки 2
Итого 108

1.Обоснование темы выбранного проекта. Однажды мы увидели соломенную куклу-оберег, после чего у нас появилось желание сделать такую же, но нужного материала не оказалось под рукой и мы использовали вместо соломы, обычные нитки для вязания. Собственное изделие нам так понравилось, что сразу захотелось создать серию работ подобного типа. В голову пришла идея по созданию различных оберегов на все случаи жизни. Мы верим, что наши обереги будут нас защищать от всех бед, как и наших предков когда-то. Наши изделия, которые сделаны своими руками, будут нести только добро, т.к. мы вкладываем в них свою душу, фантазию и свое умение.
Проблема. В наше время человечество владеет обширной информацией, новыми открытиями науки и техники, в связи с этим перестало зависеть от природы и божественной силы. Люди стали постепенно забывать свои обряды и культурные ценности. Из-за этого забвения сила народного духа ослабла, сплочённость людей уменьшилась. То, что было дорого, обесценилось. К счастью, среди нас есть люди, которые сохранили в памяти своей народные традиции и с радостью делятся этими знаниями с нами.
2. Краткая формулировка задачи
1.Расширение представлений о народных обычаях, о роли кукол в обрядах и их символическом значении.
2.Ознакомление с традиционным видом ремесла – изготовление куклы из соломы (лыка).
3.Формирование представлений о символике цвета в народной культуре.
4.Обучение приемам изготовления нитяной куклы в соответствии с народными традициями.
Куклы (Егоза, Осенинка, Именная, Козочка), объемная композиция «Встреча», брошь,
карандашница
Материалы,
инструменты
Стиль


Оформление

История возникновения

Стоимость

Рис.14. План организации по изготовлению проектируемых изделий
3.История возникновения нитяной куклы
Рис.15
23850601240155 Говорят, что куклы существуют столько, сколько на земле живут люди. Самые первые куклы были сделаны людьми для ритуальных целей. Созданные по образу человека, они должны были связывать мир людей и мир духов. Куклам поклонялись, как богам, их приносили в жертву, через них лечили людей. По своему назначению куклы делятся на три большие подгруппы: куклы-обереги, игровые и обрядовые. История культуры наших предков неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Самые первые куклы были не игровые, а обрядовые. Изготавливали из того, что было в основном под рукой, это ткань, солома, лыко (тонкие полоски расщепленной «молодой» древесины). У обрядовых кукол и кукол-оберегов лицо не изображалось, это было знаком того, что кукла вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил. Пучок ржаной соломки, перетянутый тесьмой - это основа всех первых крестьянских игрушек. Потом одна из жниц додумалась выпустить из пучка «руки», потом «волосы» - так и получилась первая славянская соломенная игрушка. Солома была очень нужным материалом в хозяйстве древних славян. Ею кормили скот, ею утепляли крыши домов, соломой выкладывали амбары с зерном, хлев. Еще из соломы делали фигурки древних языческих богов. Их использовали в религиозных обрядах. С ними провожали солнце осенью и встречали его весной. Собирали ржаную солому для фигурок во время уборки урожая. Брали только верхнюю часть стебелька – она более нежная, тонкая , мягкая. Могли срезать и зеленые, молочные стебли. Чаще всего для изготовления кукол, поделок, игрушек использовали использовали ржаную солому. Она длинная, прочная, гибкая. Но могли взять и пшеничную. Гречневую и овсяную солому. У каждой соломы своя особенность: «Гречневая солома кривая. Ячменная смачная, пшеничная пышная». Соломенных божков носили по селениям с песнями, а потом поджигали и сплавляли на плотах по речке.
Рис. 16
4.Альтернативные модели. Нашими альтернативными моделям стали изделия из мочала. Это образ лошадки, образ женщины, идущей по воду. Ранее мы видели в журналах подобные изделия из соломы. Они расширили наше представление о разнообразии исторических кукол.
5. Дизайн – анализ. В процессе ознакомления с материалом, мы остановились на нескольких видах изделий: куклы «Егоза», «Козочка», «Осенинка», «именная». Эти модели наиболее удачно подошли для решения замысла. Виды приемов декора: пучковая связка, двойной узел, обмотка (перекрестная, сплошная)
39922456794506.Материалы и инструменты. Нитки для вязания, ножницы, клей «Момент», декоративная тесьма, сукно, каркасная проволока, пластиковые подставки для фиксации форм, карандаш, бумага для эскизов.7.Технология изготовления
32258001292225Рис. 17
Первой нашей куклой стала кукла «Осенинка». Она оказалась проста в исполнении. По шаблонам нарезали нитки различных цветов. Затем поэтапно начали связку деталей. В самом начале сформировали голову (заплели косу и прикрепили ее к основе), все это зафиксировали нитью. Затем сформировали руки, перевязав с двух сторон концы. Руки вставили в туловище и зафиксировав линии нитью. В конце сделали обрезку лишней длины нитей. Изделие готово! По этому подобию и принципу выполнили остальные куклы. Некоторые особенности были при изготовлении козочки. При выполнении рожек была использована проволока и прием плотной обмотки. Увлекательным было изготовление куклы «Егоза». Изюминкой стали косички, вздернутые к верху. Это придало кукле задорный и веселый вид!
Освоив приемы изготовления кукол, захотелось сделать нечто такое, что могло быть красивым и полезным. Остановились на карандашнице. Выполнили эскиз. Подобрали подходящую основу. Сделали плотную обмотку основы и приступили к изготовлению мелких деталей. Далее, все детали собрали по эскизу. Получилась замечательная вещь! Следующее наше изделие – брошь. Изготовление мини-кукол оказалось увлекательным делом и в тоже время создало определенные трудности. Мелкие детали довольно сложно выполнять. Но и с этой задачей справились. Выполнение этих кукол проводится по аналогичной схеме выполнения предыдущих кукол. Шаблоны берутся различных размеров. Для туловища берется шаблон длиной четыре сантиметра. Для ручек берется шаблон длиной в два с половиной сантиметра. Вначале выполняем туловище. Самый большой пучок ниток условно делим на две части и находим середину. Середину фиксируем нитью. Формируем голову и опять фиксируем нитью. Далее формируем ручки, связываем концы нитью. Ручки вставляем в туловище и закрепляем нитью. Так выполняется фигура девочки. Фигура мальчика выполняется аналогично, но в самом конце «юбочка» делится на две равные части и формируются ножки. Концы ножек перевязываются нитью. Две детали соединяются узкой лентой в виде мини-банта и это все прикрепляется на булавку.
Рис.18
2016 год объявлен годом кино. Одну из своих работ, «Встреча», 23355309006 мы посвятили фильму «Тихий Дон». В этой работе мы показали встречу казака Григория с казачкой Аксиньей. Здесь стояла задача не только выполнить куклы, но и создать объемную композицию в целом. Отдельные детали выполнять проще, нежели объемную композицию из нескольких деталей. Так композиция «Встреча» выполняется из трех деталей, это лошадка, мужичок, женщина с коромыслом. Технология выполнения кукол, мужичка и женщины, описаны выше, а вот выполнение лошадки имеет свои особенности. В самом начале мы выполняем переднюю часть лошади. Высота туловища пятнадцать сантиметров. Делим условно пучок ниток пополам и формируем голову. Затем определяем длину шеи и фиксируем нитью. Далее делим оставшийся пучок ниток на две части, это будут ноги. Нижнюю часть каждой ноги перевязываем нитью. Затем берем второй пучок ниток и привязываем к туловищу, фиксируем нитью и определяем зону хвоста. Затем выполняем заднюю часть лошади. Высота задней части восемь сантиметров. Заднюю часть делим условно на две части и насаживаем на спинку лошади. Перевязываем под брюшком нитью и делим пучок ниток на две части. Это будут ножки. Каждую ножку перевязываем внизу и фиксируем нитью. Грива выполняется отдельно, путем привязывания нитей на основу, затем эта основа привязывается к шее лошадки. Декорируются детали по усмотрению мастера. Композиция выстраивается согласно эскизу, который выполняется предварительно.
8. Теперь посчитаем – купить или сделать самим изделия? Определим расходы материалов и их стоимость. Для изготовления понадобилось совсем немного: два мотка ниток по сорок пять рублей; ситец десять сантиметров на сумму двадцать пять рублей; клей «Момент» одна туба, стоимостью сто сорок рублей; декоративная тесьма два метра на восемьдесят рублей. Итого у нас получилось четыреста тридцать рублей. Средств ушло немного, а изделий получилось восемнадцать единиц! Это очень выгодно.
31153104381509.Экологическая экспертиза. Все материалы, из которого сделаны изделия, экологически чистые. В связи с этим, и изделия получились экологически чистые.
10.Рекомендации по уходу за изделиями.
Рис. 19
-не рекомендуется размещать изделия под прямыми солнечными лучами, т.к. нитки могут выгореть и потерять свой первоначальный вид
-удалять пыль путоём легкого встряхивания изделия мягкой щеткой
-загрязненные места можно почистить мыльным раствором
11.Анализ выполненной работы. В процессе работы над пректом мы узнали много нового и интересного. Поближе познакомились с декоративно-прикладным искусством. Узнали, как можно использовать народный образ куклы в изготовлении современных изделий. Научились работать по собственным эскизам. От работы над проектом, мы получили огромнон удовольствие, так как смогли собственными рками создать замечательные вещи.
12.Реклама изделия.
Наши изделия - замечательный подарок,
К празднику или на день рождения!