Выступление Формирование познавательной активности через игру в развивающей системе Л.В. Занкова

Формирование познавательной активности через игру в развивающей системе Л.В. Занкова ? 11. 2014

Проблема развития познавательной активности всегда была актуальной. Если ребенок старается действовать активно, находить верные решения в нестандартных ситуациях, то результат обязательно будет. Кроме этого, благодаря современным технологиям, активным формам, методам и приемам удастся повысить познавательную активность, развить творческий потенциал детей. Урок является основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В. Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Для этой системы характерно обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, и том числе и слабого. Главное здесь – учитывать, что результаты этой работы могут сказываться не сразу. Стартовая диагностика моих первоклассников показала, что у 46% детей инструментальная готовность была на базовом уровне, а у 54% - на низком. Это следствие низкого уровня познавательных способностей учащихся. Мы стали работать над этой проблемой. Формы учебного процесса в данной системе предполагают большую гибкость, чем по общепринятой программе. Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают и обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Методы обучения многогранны и способствуют осмысленному усвоению знаний. Дети проявляют особый интерес, когда надо общаться, догадываться, искать, выбирать, творить. Первая заповедь занковского урока «идти от детей» - это значит поддерживать их интерес к познанию, улавливать их трудности, чувствовать их настроение. Посредством вопросов, слежу за ходом мысли учеников, незаметно направляю ее в нужное русло. В общепринятой методике широко используется вопросно-ответный метод. «Какая это буква?», «Какой звук обозначает?» Ученики вспоминают то, что узнали до этого. Характер вопросов в этой системе иной. Чаще вопрос ставится в общем виде. Например: «Что вы можете сказать об этом числе?», «Расскажите все, что знаете об этой букве», «Рассмотрите слово с разных аспектов», «Поделитесь своими мыслями и чувствами», "У кого появилась потребность высказать свои мысли?". Здесь не задается параметров мыслительной деятельности - ученики сами определяют все, что надо сказать об объекте. Характер вопросов дает простор личной и коллективной мысли, а учитель подхватывает нужную мысль на активное познание. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Моя задача – помочь ученикам самостоятельно сделать открытие на уроке.
Вторая заповедь «занковского» урока – «ничего в готовом виде». Когда дети находятся в процессе поиска, видишь, сколько радости вызывает тот факт, что они сегодня сделали открытие. Они смогли сами! Например, при изучении темы «Свойства воды» я рассказываю детям притчу про двух ослов. Один был навьючен солью, а другой – ватой.
Первый, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй, шел весело и легко. Вскоре животным пришлось зайти в речку. Когда первый вышел, ноша его стала гораздо легче. У другого поклажа становилась тяжелее. А затем ставлю перед детьми задачу. Почему? Все гипотезы фиксируются, и дети приходят к правильному решению. Вода – растворитель солей. Откройте учебник и сравните свой вывод с выводом в учебнике.
Для оценки деятельности я использую выражения: «Замечательная мысль», «Интересная идея», «Мне на выполнение этого задания потребовалось гораздо больше времени!», «Кто вас сегодня выручил?», «Кого бы вам хотелось сегодня отметить?» «Ошибка – находка учителя» - это третья заповедь. Ошибка в классе дает возможность каждому ученику проанализировать, в чем затруднение того, кто ошибся и постараться помочь своему однокласснику понять то, чего он не понимал раньше. При этом в речи детей присутствуют выражения: «Я думаю иначе», «А у меня другое мнение», «Я не согласен», что не задевает самолюбия ученика. Иногда прошу проверить мою работу. «Я находила корень уравнения, но что-то сама запуталась в вычислениях» (записываю неверное решение). Таким образом, складывается ситуация, когда дети объясняют мне, что сделано неправильно, и у них появляется возможность уяснить для себя, как же надо решать уравнение. В этой программе заложены большие возможности для развития творческих способностей на любом из уроков. Творческий подход к решению любой задачи возникнет только тогда, когда учитель покажет, что существует множество способов и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Например. Найди и обведи краткие записи задач: простых синим цветом, составных – красным. Дополни остальные записи так, чтобы тоже получились краткие записи задач. Придумайте задачу, которой подходит запись №4, и решите ее.
Чтобы активизировать работу всех детей, стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые были бы доступны и интересны каждому. Одна из самых благодатных была и остается игра.
Именно в творческой игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Например, игра «Не замкни», которая мне очень нравится и, которую я часто использую на уроках русского языка. Мы составляем предложение (можно со словарным словом). Один ребенок называет одно слово, а другой продолжает мысль, называя другое слово до тех пор, пока не получится распространенное красивое предложение. Или другой вариант этой игры. «Найди лишнее» слово, выражение. Суть заключается в том, что из целого ряда слов, выражений ученикам нужно сначала убрать одно слово, обосновав свой ответ, потом еще одно, затем еще одно, пока не останется нужное для объяснения нового материала. Эта игра полезна тем, что детям невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам.

Использую «Прием любования». Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным призывает японская поэзия. Впервые учащиеся знакомятся с хокку в первом классе. Это маленькое поэтическое чудо завораживает учеников, побуждает во всём искать тайну, красоту. Работа постепенно усложняется, происходит побуждение к новым поискам, открытию новых граней японского чуда. И дети тоже хотят попробовать себя в роли поэтов, запечатлеть свои чувства, мысли, образы.

Ночной фиалкой Я в плен захвачен... Боюсь Вспугнуть аромат.

«Прием перевоплощения и одушевления». Предлагаю представить, что чувствует животное, любой неодушевленный предмет. «Что чувствует пень, когда по нему ползет муравей?» Часто встречается, что дети не умеют слушать объяснение учителя, ответы других, отвлекаются на посторонние звуки. А если в тексте встречается описание звуков, то они плохо ориентируются в их представлении. Для этого я использую упражнения на развитие слуховых образов. «Звукопись» Опишите словами все звуки, услышанные в этом пространстве. Дети представляют, что каждый из них превращается в одно «большое Ухо» и слушают звуки только за окном, только за дверью. Представьте, что каждый из вас один «большой Нос». Он сначала нюхает (цветок, хлеб, клубнику). А потом воображаемый предмет, например песню, солнечный свет, снег, дождь.

Учебный материал во многом построен на коллизиях столкновениях. Столкновение старого, бытового понимания вещей с новым научным взглядом на их сущность, практического опыта с его теоретическим осмыслением, которое зачастую противоречит прежним представлениям. Задача учителя состоит в том, чтобы эти противоречия на уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать точки зрения других учеников. Например, прочитай текст об истории железных дорог. Чью позицию ты поддерживаешь: тех, кто восторженно встретил появление паровозов. Или тех ученых и врачей, которые рассматривали их как стихийное бедствие.

По всем предметам предусмотрена работа по разыгрыванию сюжета с познавательной трудностью (рассогласование). Например, - Что-то пробивается сквозь траву. Что это? Ответы детей. Приходим к выводу, что это гриб. - Он удивлен, он только что появился на свет, ему все интересно. - Вы в руках его держали? А что это дерево, цветок, трава? Дальнейшая цепочка рассуждений выстраивалась таким образом. Анализировались источники информации, сравнивалось строение гриба и растения, формировалось логическое умозаключение (гриб – это особое царство) Такая совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В ходе такого обучения учащиеся учатся критически мыслить. Для этого я на своих уроках использую технологию критического мышления через чтение и письмо, которая способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки.
Начинается урок с вызова. Это может быть загадка, стихотворение, в которых спрятаны тема и цели урока.
Затем ученики в течение минуты вспоминают все, что знают про данный объект. Далее работают в парах, говорят все то, что вспомнили. Затем каждый выступает в группе. Я обычно использую четверки. После этого учащиеся фронтально говорят, все, что узнали, не повторяясь. А я фиксирую на доске. Маркируем информацию. Если это общеизвестный факт, мы его принимаем, но всегда есть новая или ложная информация, которая требует проверки. Поэтому урок переходит в смысловую стадию, где дети работают с разными источниками информации, находят подтверждение тех или иных суждений. Составляют кластер. В результате такой совместной работы путем многократного повторения, складывается общее представление по теме урока.
Заканчивается такой урок рефлексией составлением синквейна.

Природные зоны Африки.
Сахара
Безжизненная, палящая.
Заманивает, обжигает, убивает.
Самая большая пустыня на Земле.
Ужас!




По мифологическим мотивам на чтении такой синквейн.
Зевс
Верховный, властный.
Правит, следит, наказывает.
Имя означает «светлое небо».
Громовержец.

Все учебники по программе Занкова построены так, что ребенок является соавтором учебника. Они пишут, рисуют, чертят в Азбуке, Технологии, ИЗО. А это детей очень заинтересовывает. В учебниках уже заложена проектная деятельность. Так по русскому языку есть проект «Банк заданий по орфографии». Дети после изучения орфограммы оформляют карточки, которые в последствии мы используем для самоконтроля и взаимопроверки.
После изучения темы по чтению: «Вступаем в неизведанный мир» авторы предложили детям составить в классе сборник волшебных сказок собственного сочинения.
Осуществляется гендерный подход. Отдельно задания для девочек, отдельно для мальчиков.
В своей работе я поняла, что использование технологии Л.В. Занкова играет решающую роль в развитии творческого потенциала и познавательной активности учащихся. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, оправдывает себя во всех отношениях.
Уже к концу первого класса показатели готовности к обучению изменились. У 84% детей уровень сформированности познавательных УУД был на базовом уровне. Во 2 классе только у одного ученика не было прогресса перехода на новый этап овладения познавательными УУД.

Так как задания объемные и разноплановые, то дети не всегда выполняли всё. Первое время выполняли только первую часть, не обращая внимания на последующие задания. Поэтому встал вопрос обучению алгоритма выполнения. Это есть и в учебниках: «Действуй по алгоритму», эти задания я включила во внеурочную деятельность. А вашему вниманию я предлагаю более усложненный тест, который я в различных вариациях использовала, чтобы научить детей внимательному и последовательному выполнению заданий.



Тест.
1. В Вашем распоряжении имеется одна минута для решения задач, изложенных в 20 пунктах настоящего теста.
2. Внимательно прочитайте все задания.
3. Укажите свою фамилию в верхнем правом углу.
4. Умножьте 40 на 14, запишите результат.
5. В левом нижнем углу запишите дату выполнения теста.
6. Поставьте три крестика в верхнем левом углу.
7. Обведите средний крестик в кружок.
8. Зачеркните слово «правом» в пункте № 3.
9. Когда дойдете до этой строчки, громко крикните имя своего соседа.
10. Подчеркните слово «запишите» в пункте № 5.
11. Обведите дату в кружок.
12. Нарисуйте треугольник в нижнем правом углу.
13. Обведите пункт № 9.
14. Когда дойдете до этой строчки, выкрикните: «Я соблюдаю инструкцию!»
15. Нарисуйте вокруг Вашей фамилии прямоугольник.
16. Разделите 36 на 12. Запишите результат.
17. Выкрикните: «Лучше всех инструкцию соблюдаю я!»
18. Выполните только пункты 2, 18, 19, 20.
19. Проверьте правильность выполнения теста.
20. Если Вы выполнили тест верно, то похвалите себя.




15